Периодизация новейшего времени.
Для Европы и для Российской империи отсчет начала новейшего времени начинается с разницей в год.
Рубеж первая мировая война.
1. Европа (1918 год).
2. Россия (1917 год).
66 Общая характеристика развития государств Древнего Востока В интересующем нас контексте Восток – это историко-культурологическое, цивилизационное понятие, позволяющее говорить о двух различных типах культуры – восточной и западной, о том, как возникала дихотомия Восток–Запад, что ее породило. Обращение к культурному наследию древних цивилизаций, концентрирующих знания и опыт наших далеких предков, помогает ответить на поставленные вопросы. Как известно, история культуры началась на Востоке. В плодородных долинах и предгорьях Ближнего Востока зародились древнейшие очаги мировой цивилизации. Правда, специалисты расходятся во мнениях относительно того, была ли ближневосточная зона антропогенеза (происхождения человека) единственной. История древних цивилизаций Востока охватывает огромный период, хронологические рамки которого можно условно обозначить так: верхняя граница – с IV по III тыс. до н.э., нижняя граница между древностью и средневековьем (достаточно условная) – примерно V в. н.э. В последнее время историки все чаще настаивают на том, что эпоху древности следует подразделять на две части: раннюю и позднюю. Важнейшими характеристиками ранней древности являются: ·существование соседской общины, сохраняющей в той или иной мере право собственности на землю и контроль над ней; ·общинная психология; ·общинные политеистические религии; ·номовое, или территориальное, государство; ·патриархальное рабство наряду с другими формами зависимости. Для поздней древности характерны следующие признаки: ·распад общинной земельной собственности; ·утрата общинами (кроме храмовых городов) самоуправления; ·развитие индивидуализма; ·возникновение мировых монотеистических религий; ·возникновение мировых держав – империй; ·рабство классического типа. Некоторые народы великих культур древности не вышли за рамки мифологического мышления, не смогли прорваться за пределы непосредственного существования и оставались такими же, как прежде. Достигнув значительных успехов в области организации государственной и общественной жизни, в архитектуре и искусстве, они все же были обречены на медленное умирание и перерождение, как это произошло с Месопотамией и Египтом. Культуру Египта и Вавилона можно сопоставить с культурами Китая на ранней стадии его развития и Индии в III тыс. до н.э., но не Китая и Индии вообще. В последнем случае имеем дело с определенными типами культур, а именно индо-буддийским и конфуцианско-даосистским, которые сложились уже на основе духовного прорыва в «осевое время», когда стали ощутимы безграничные возможности человеческого духа, человеческого познания. Характерно, что почти одновременно в Китае, Индии и на Западе в течение немногих столетий произошел этот духовный прорыв, связанный с именами Лао-Цзы и Конфуция в Китае, Будды в Индии, Заратустры в Иране, Илии, Исайи и др. в Палестине, Парменида, Гераклита в Греции. Теория «осевого времени» Ясперса позволяет увидеть, что такие специфические особенности восточных культур, как традиционализм, неподвижность и т.п., в большей степени относятся к «доосевому времени», как и целый ряд других особенностей традиционных обществ, собственно и составляющих, воплощающих феномен Востока. Традиционным можно назвать такое общество, которое воспроизводит уже имеющиеся экономические и духовные отношения на протяжении длительного времени. Оно характеризуется определенными особенностями, основные из которых: ·неизменность социально-экономического уклада; новаторство почти отсутствует или играет в данном обществе подчиненную роль; ·сакрализация власти правителя и возникновение феномена власти-собственности; абсолютная власть порождает абсолютную собственность, неограниченное право ею распоряжаться; ·основная производственная единица – земледельческая община, привязанная к водным артериям, что требует коллективных усилий и организации совместной деятельности; ·деспотическое государство с развитым централизованным бюрократическим аппаратом. Резкое поляризирование общества на привилегированные слои, причастные к аппарату власти, и простых производителей; ·господство общинных связей, коллективизм. От рождения судьба человека определяется принадлежностью к социальной группе (касте, роду, сословию, общине и т.п.). За социальной группой закрепляется вид деятельности и профессия, что позволяет без особых изменений технологии и орудий труда усложнить деятельность за счет специализации. Это – эффективный способ организации коллективной деятельности; ·мировосприятие человека в традиционном обществе, определяемое мифом, магией и религией, что характеризует неотделимость человека от окружающей живой природы и собственной телесности. Природное и социальное воспринималось как единое, неразрывное и гармоничное. Указанные особенности находили свое конкретное воплощение в каждой из древнейших цивилизаций Востока в той или иной мере. Именно эти особенности и обусловили возникновение дихотомии Восток – Запад. И с этой точки зрения Восток стал восприниматься уже не как географическое понятие, а как иной мир, предполагающий свои законы, порядки, логику существования. |
67. Древняя Греция и Древний Рим –античные государства, основные их достижения.
Древняя Греция — в период истории Греции, который длился с III тысячелетия до н. э. до римского завоевания во 2 веке до н. э. Большинство историков рассматривают её как основополагающую культуру западной цивилизации, родину мировой демократии, западной философии, основных принципов физико-математических наук, искусства театра и Олимпийских игр и т. д. Греческая культура имела мощное влияние на Римскую империю, которая в свою очередь донесла свою культуру почти до каждого европейского народа. (Кимон (около 510 г. до н.э. - 449 до н. э., Перикл (около 490 до н.э. - 429 до н.э. Алкивиад (около. 450 - 404 гг. до н.э.)
Периодизация: Крито-микенский (конец III—II тыс. до н. э.), Минойская цивилизация (Крит), Элладская цивилизация (Балканская Греция), Полисный (XI—IV вв. до н. э.), Эллинистический (IV—I вв. до н. э.).
Объединяющую, формообразующую роль для всей древнегреческой культуры играла мифология. Она начала складываться еще в крито-микенский период . Гора Олимп считалась жилищем двенадцати верховных богов во главе с Зевсом. Из античных изображений Афродиты самые известные: Афродита Книдская работы Праксителя (IV век до н. э.) и Венера Милосская (II век до н. э.), которые находятся в парижском Лувре. Мужем Афродиты был бог-кузнец Гефест. Непреходящее значение имеет античная философия. Параллельно с мифологией развивалась культовая практика — жертвоприношения и молитвы, которые проходили в храмах. Уже в древнегреческой мифологии было отчетливо видно стремление дать всеобъемлющую картину мира, найти объяснение всему сущему. Те же поиски, но уже на другом мировоззренческом уровне были продолжены учеными Древней Эллады. Аристотель — самый знаменитый философ в истории человечества, в своем учении попытался соединить сильные стороны взглядов Демокрита и Платона, совершил огромное влияние на философские направления Средневековья и Нового времени. Историческая наука Древней Греции прежде всего ассоциируется с именем Геродота. Главный труд Геродота — «История», которая посвящена важнейшему политическому событию греческой истории — греко-персидским войнам. Эпохой успешного развития науки был эллинизм. Крупнейшим научным центром эллинистического мира были Александрийский мусейон и библиотека Александрии, которая насчитывала более полумиллиона книг. Гимназия (палестра) в Олимпии. Венера Милосская. Афродита Книдская. Наиболее прославилась Платоновская академия, где вел беседы со своими учениками Платон, и Ликей, основанный Аристотелем. После гимнасии можно было стать эфебом — учеником высшего учебного заведения, которые в полисную эпоху были военными, а в эллинистическую коренным образом изменились и стали гражданскими. Своеобразной формой высшего образования можно считать кружки, которые группировались вокруг крупных ученых. Поэмы Гомера тесно связаны с народным героическим эпосом, посвященным Троянской войне, в котором переплелись и реальные исторические события (военный поход греков-ахейцев на Трою, которую они называли Илион), и фантастические сюжеты («Яблоко раздора» как причина войны, участие богов в конфликте, «Троянский конь»). Древнегреческими мыслителями были изучены важнейшие акустические закономерности (Пифагор, Аристоксен), разработана детальная ладовая система и система нотации, вместе с тем значительное место в трудах философов уделено и музыкально-эстетическим и музыкально-этическим проблемам (Платон, Аристотель).
Древний Рим (лат. Roma antiqua) — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma - Рим), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе. (Юлий Цезарь, Г.Ю. Цезарь, Цицерон, О. Август, Марий, Сулла, братья Гракхи, Катон, Катилина, Антоний, Каллигула, Нерон, Сципион Африканский, Тарквиний, Тиберий, Веспассиан) Ученые Древнего Рима: Агений, Агрименсор, Артемидор Далдианский, Марк Теренций Варрон, Вегеций, Диоскорид, Клавдий Птолемей, Элий Донат.
Христианство, как религия, родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский.
Римский Форум.
С 4 века до н. э. центром деловой и общественной жизни Рима стал Форум. <Рисунок 1>
Здесь проходили народные собрания, решались важнейшие вопросы войны и мира, управления государством, заключались торговые сделки, слушались судебные разбирательства, кипели страсти… На территории Форума было много зданий, памятников и статуй. От Форума начинались важнейшие дороги государства, к нему сходились основные улицы города. Форум служил центром общественной жизни, и из повседневного общения людей эволюционировало тематическое общение, носящее все признаки того, что мы сегодня называем форумом. Самым замечательным памятником на Форуме была 38-метровая колонна Траяна.
Инженерные сооружения.
Римская архитектура всегда стремилась к удовлетворению практических нужд человека. Строили римляне новые по тем временам инженерные сооружения: водопроводы (акведуки) и огромные каменные мосты (виадуки), внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Вызывает восхищение строительство дорог. Знаменитая Аппиева дорога – проложена из Рима в Капую, великолепно вымощенная большими, плотно пригнанными камнями.
Колизей
Колизей – это самое грандиозное из дошедших до наших дней древнеримских сооружений – символ славы Вечного Города, превосходящий своими размерами все когда-либо построенные в Риме амфитеатры. В его стенах раздавалось эхо гладиаторских сражений, а позднее, когда камни Колизея расхищались на строительство средневековых церквей и дворцов, на смену ему пришло эхо от ударов молотов. Колизей (первоначальное название – амфитеатр Флавиев) был детищем императора Веспасиана (из семьи Флавиев), который в 72 году задумал воздвигнуть памятник в честь военного триумфа на Ближнем Востоке.
Пантеон.
Пантеон – единственное сохранившееся в Риме до наших дней практически неповрежденным, величайшее античное купольное сооружение высотой 43 м. Пантеон был построен в 128 г. при Адриане на месте аналогичного храма 27 г. до н.э., воздвигнутого Марком Агриппой (сохранилась надпись), но в 110 г. уничтоженного ударом молнии.
Арка.
Триумфальная арка — архитектурный памятник, состоящий из больших портиков. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий.
Термы
В Риме их насчитывалось великое множество. Они служили местом отдыха и развлечений, их посещение входило в повседневную жизнь римлян.
Гребные суда, по типу гребного колеса, правда на тяге мускольной силы животных, Счеты (абак), Водяной привод мельничьного колеса, В империи использовался колесный плуг и винтовой пресс, знали и широко использовали бетон.