Формы и структуры конституции
Формы конституций.
В специализированной литературе известны несколько критериев классификации конституций:
в зависимости от формы выражения, существуют:
- неписаные конституции;
- письменные конституции;
- совмещенные конституции.
Неписаные конституции не имеют письменного нормативной источника, однако существуют в действительности и применяются временно в случае государственных переворотов, революций.
Письменные конституции состоят из одного единственного целостного кодифицированного нормативного акта или из нескольких н кодифицированных нормативных актов..
Совмещенные конституции состоят как из письменных текстов, та и из конституционных обычаев и судебных прецедентов (напр.: Англия).
В зависимости от процедуры пересмотра, конституции подразделяются на:
- суровые;
- гибкие.
Суровые конституции это конституции, устанавливающие своим! конституционными нормативами сложную процедуру внесения изменений или предусматривающие период, в который конституция в целом или е часть не могут быть изменены. Изменения вносятся посредством комплексной процедуры, отличающейся . от внесения изменений органические или простые законы.
Гибкие конституции называются еще и мягкие и в них могут быт внесены изменения законодателем посредством процедуры, похожей на ту которой вносятся изменения в простой закон. В государствах, где существуют такие конституции, не существует процессуального различи между конституционным законом и остальными законами.
В зависимости от политического режима, конституции бывают:
- демократические;
- авторитарные.
Демократические конституции предусматривают права и свободы граждан, принцип многопартийности, разделение властей в государстве право граждан на участие и на избрание государственных органов.
Авторитарные конституции ограничивают права граждан, проводят ; политику и идеологию одной единственной партии.
В зависимости от длительности действия, существуют конституции:
- постоянные - такими являются большинство конституций,
- временные - принимаются на определенный период времени, ; установленный заранее.
В первую очередь, существуют государства с британской традицией или влиянием, у которых до настоящего времени нет письменных конституций, структурированных в унитарном порядке, а большее или меньшее количество конституционных актов, которые в своей совокупности, дополненные парламентскими нормами и обычая и предоставляют базу некоторым положениям конституционного характер.
Неписаные конституции не могут заменить наличие свода точных правил, объединенных в единый документ, способный систематически недвусмысленно предоставлять представление политической структуру государства в комплексе, гражданских прав, способов и практик посредством которых осуществляются отношения между властями государстве.
С точки зрения структуры различных конституций до настоящего времени не существует единой практики в части расположения разделов глав в конституции.
СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИИ — ее внутреннее строение, подразделение (рубрикация) на части, разделы, главы, статьи, пункты, внутренняя согласованность составных частей, последовательность их расположения. С.к. включает в себя преамбулу, основную часть, представленную разделами и главами, и заключительные и переходные положения. Иногда С.к. охватываются и приложения.
КРМ состоит из: Преамбула, 7 Разделов, при этом 7-ым являются заключительные и переходные положения.
В данном случае речь идет об актах, имеющих кодифицированный характер, то есть, как правило, единых и единственных – охватывающих в одном документе все нормы высшей юридической силы (не считая решений конституционных судов).
В преамбуле обычно излагаются цели конституции, характеризуются исторические условия ее издания, иногда провозглашаются права и свободы или руководящие начала государственной политики. Эта часть конституции весьма важна в политическом и идеологическом плане. Что же касается нормативной природы и юридической силы преамбул, то обычно признается, что положения преамбул правовыми нормами не являются, но имеют нормативное значение для толкования и применения остальных положений конституции, то есть преамбулы указывают направления, в которых должны толковаться остальные конституционные положения.
Однако в тех случаях, когда преамбулы содержат провозглашаемые права и свободы (как, например, преамбула французской Конституции 1946 г., продолжающая действовать), они могут иметь то же юридическое значение, что и нормы основной части конституции.
В основную часть конституции входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке изменения конституции. Нормы о статусе государственных органов обычно помещаются в соответствии с принципом разделения властей: чаще всего сперва идут нормы о парламенте, затем о главе государства и правительстве, далее следуют нормы о судебной власти и наконец об организации власти на местах.
Но нередко встречается иной порядок: сначала – глава государства, а в конце – орган конституционной юстиции (например, в Конституции Испании). Иногда порядок расположения норм об органах государственной власти может указывать на превалирующее значение одних органов по отношению к другим. Например, в Конституции Франции на первом месте стоят нормы о Президенте Республики, затем о Правительстве и лишь потом о Парламенте. Данное размещение разделов указывает на действительное положение соответствующих органов в системе государственной власти.
Заключительные положения содержат различные нормы. Здесь обычно устанавливается порядок вступления конституции в силу, определяются сроки образования вновь учреждаемых органов власти, сроки издания органического и иного законодательства, к которому имеются отсылки в конституции. В этих положениях могут находиться разъясняющие положения, содержаться нормы о толковании конституции.
Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми. Нередко нормы, содержащиеся в переходных положениях, оформляются не в виде статей, как сделано в основной части конституции, а в виде параграфов, нумеруются римскими цифрами или еще как-нибудь выделяются, с тем чтобы показать их специфический характер.
В то же время они представляют собой неотъемлемую часть конституции и очень важны для правоприменителя (особенно суда), потому что указывают, с какого времени подлежит применению та или иная конституционная норма. Подчас в переходных положениях устанавливаются сроки для издания законов, к которым отсылает конституция, либо вообще для приведения законодательства в соответствие с конституцией.
Дополнительные положения конституции также обычно оформляются иначе, чем основная часть, и содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, установленных конституцией, регулирование отдельных частных вопросов.
Приложения к конституциям подчас имеют важное юридическое значение. Например, в первом приложении к Конституции Индии приводится перечень штатов и союзных территорий, в седьмом – содержится распределение компетенции между Союзом и штатами.
Писаные некодифицированные конституции не имеют какой-либо системы изложения материала, и трудно обнаружить логику в их строении. Так, четыре акта, составляющие конституцию Швеции, регулируют лишь вопросы, указанные в их названиях, тогда как многие вопросы конституционного характера (например, организация местной власти) не получили в них своего регулирования.