Межэтнические отношения в Республике Казахстан. Создание и деятельность Ассамблеи народа Казахстана.
Ассамблея народа Казахстана — консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан. Первоначальное название — Ассамблея народов Казахстана, переименована в 2007 году
Цели и Задачи:равенство прав и свобод граждан республики, независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам;всестороннее развитие национальных культур, языков и традиций народов Казахстана;расширение интеграционных связей с международными организациями;формирование казахстанской идентичности путём консолидации этносов Казахстана;формирование и распространение идей духовного единства, укрепление и сохранение дружбы народов и межнационального согласия;Деятельность Ассамблеи направлена на решение следующих задач:- содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе;- выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия;- формирование политической культуры граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы;- обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике;- поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий.
Полиэтнический состав населения Казахстана формировался не на основе естественно сложившихсяэтносов, а в результате произвольного и, порой, насильственного переселения народов на территорию страны.В середине XIX века современный Казахстан был населен преимущественно казахами, но с последней трети столетия и в начале XX века сюда стали стекаться большие массы крестьян славянского происхождения из центральных регионов России. При этом наиболее крупным началом миграционных волн послужила «переселенческая политика» российского министра П.Столыпина, основанная на поиске решений осложняющихся экономических, социальных и демографических проблем России за счет освоения новых территорий и «оземеливания» крестьян. По оценкам экспертов, в ходе крестьянской колонизации в дореволюционный период в Казахстан из России, Украины, Белоруссии прибыло 1 миллион 150 тысяч человек. Помимо этого, в 1883-1886 гг. в Семиречье из Восточного Туркестана были переселены дунгане и уйгуры (31, 7 тысяч человек). Во время коллективизации из центральных районов СССР в Казахстан было сослано 250 тысяч крестьян. Для строительства промышленных предприятий в предвоенные годы, в основном из европейской части, в Казахстан было переселено 1 миллион 200 тысяч человек. В 1930 году в Казахстане проживало 5 миллионов 873 тысячи человек - почти столько же, сколько сюда было переселено. Однако к 1933 году численность населения снизилась до 2 миллионов 493 тысяч человек. Это стало результатом сталинской коллективизации села, вследствие которой насильственное внедрение оседлых условий жизни кочевого населения повлекло гибель около полутора миллионов казахов. При этом в 1930- 1933 годах 1,3 миллиона казахов безвозвратно откочевали за пределы СССР. В Казахстан в годы сталинских репрессий было депортировано около 800 тысяч немцев, 18,5 тысячи корейских семей, 102 тысячи поляков, 507 тысяч представителей народов Северного Кавказа. Не по своей воле здесь оказались также крымские татары, турки, греки, калмыки и другие. Вследствие депортации народов население республики увеличилось на 1 миллион 500 тысяч человек.Во время второй мировой войны в Казахстан были эвакуированы тысячи семей из России, Украины, Белоруссии. Многие из них обрели здесь свою вторую родину. Но самый мощный миграционный поток хлынул в Казахстан в середине 1950-х годов, когда началось освоение целинных и залежных земель. Именно тогда и возник значительный перевес в сторону русскоязычного населения. На целину прибыло 1,5 миллиона человек. Закрытые военные объекты на территории Казахстана приняли еще 150 тысяч.
В итоге, только с начала прошлого века в Казахстан было переселено 5 миллионов 600 тысяч человек, в том числе 3,5 миллиона за последние 40-50 лет.
98. «Казахстан-2050».
Наша главная цель – к 2050 году создать общество благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда.
Сильное государство занимается не политикой выживания, а политикой планирования, долгосрочного развития и экономического роста.
Состоявшийся Казахстан – испытание кризисом нашей государственности, национальной экономики, гражданского общества, общественного согласия, регионального лидерства и международного авторитета
Ровно 15 лет назад мы приняли Стратегию развития Казахстана до 2030 года.
Это был 1997 год – еще не был окончательно преодолен постсоветский хаос, кризис лихорадил Юго-Восточную Азию и некоторые другие рынки. Очень сложно было и нам.
Стратегия «Казахстан-2050» – новый политический курс для нового Казахстана в быстро меняющихся исторических условиях
2050 год – это не просто символичная дата.
Это реальный срок, на который сегодня ориентируется мировое сообщество.
В ООН разработан Глобальный прогноз развития цивилизаций до 2050 года.
Прогнозный доклад до 2050 года обнародован Всемирной продовольственной организацией.
Наша главная цель - к 2050 году войти в число 30-ти самых развитых государств мира.
Мы должны работать целеустремленно и вдохновенно, не упуская из вида наши первостепенные цели:
- Дальнейшее развитие и укрепление государственности.
- Переход на новые принципы экономической политики.
- Всесторонняя поддержка предпринимательства – ведущей силы национальной экономики.
- Формирование новой социальной модели.
- Создание современных и эффективных систем образования и здравоохранения.
- Повышение ответственности, эффективности и функциональности государственного аппарата.
- Выстраивание адекватной новым вызовам международной и оборонной политики.
Стратегии "Казахстан-2050".
Всеобъемлющий экономический прагматизм
Суть экономической политики нового курса - всеобъемлющий экономический прагматизм. Фактически, это кардинальная ломка наших сегодняшних взглядов и подходов.
Что это означает?
1. Экономическая политика нового курса - всеобъемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности
Первое. Принятие всех без исключения экономических и управленческих решений с точки зрения экономической целесообразности и долгосрочных интересов.
Второе. Определение новых рыночных ниш, где Казахстан может участвовать как равноправный бизнес-партнер. Создание новых точек экономического роста.
Третье. Создание благоприятного инвестиционного климата с целью наращивания экономического потенциала. Прибыльность и возврат от инвестиций.
Четвертое. Создание эффективного частного сектора экономики и развитие государственно-частного партнерства. Государственное стимулирование экспорта.
Новая кадровая политика
Принципиально важно поэтапно, до 2050 года, обеспечить решение следующих задач:
Во-первых, должна быть модернизирована макроэкономическая политика государства.
Бюджетная политика
Налоговая политика
Денежно-кредитная политика
Политика управления государственным и внешним долгом
Во-вторых, принципиально новым должен стать наш подход к развитию инфраструктуры.
В-третьих, модернизация системы управления государственными активами.
В-четвертых, необходимо внедрить принципиально новую систему управления природными ресурсами.
В-пятых, нам необходим план следующей фазы индустриализации.
В-шестых, необходима масштабная модернизация сельского хозяйства, особенно в условиях растущего глобального спроса на сельхозпродукцию.
В-седьмых, необходимо выработать новую политику в отношении водных ресурсов нашей страны.
2. Всесторонняя поддержка предпринимательства – ведущей силы национальной экономики
Отечественное предпринимательство является движущей силой нового экономического курса.
Доля малого и среднего бизнеса в экономике должна к 2030 году вырасти по крайней мере вдвое.
Во-первых, мы должны создать условия, чтобы человек смог попробовать себя в бизнесе, стать полноценным участником проводимых в стране экономических
преобразований, а не ждать, что государство решит за него все проблемы.
3. Новые принципы социальной политики – социальные гарантии и личная ответственность
Наша главная цель – социальная безопасность и благополучие наших граждан. Это лучшая гарантия стабильности в обществе.
В нашем обществе растет запрос на обновленную и более эффективную социальную политику, способную справиться с вызовами времени.
Новые принципы социальной политики
Во-первых, государство, особенно в условиях глобального кризиса, должно гарантировать гражданам минимальный социальный стандарт.
Во-вторых, государство должно оказывать социальную поддержку только тем группам, которые в этом нуждаются.
В-третьих, мы должны сосредоточиться на решении проблем социальных дисбалансов в развитии регионов.
В-четвертых, мы должны модернизировать политику обеспечения занятости и оплаты труда.
4. Знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров
Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией.
5. Дальнейшее укрепление государственности и развитие казахстанской демократии
Наша цель – сформировать новый тип государственного управления. Он должен отвечать новым задачам служения обществу и укрепления государственности.
6. Последовательная и предсказуемая внешняя политика – продвижение национальных интересов и укрепление региональной и глобальной безопасности
За годы независимости Казахстан состоялся как равноправный участник международных процессов, и нам удалось создать благоприятные внешние условия.
Наши приоритеты являются неизменными – развитие партнерства с нашими соседями – Россией, Китаем, странами Центральной Азии, а также США, Европейским союзом, странами Азии.
Мы будем укреплять Таможенный союз и Единое экономическое пространство.
Наша ближайшая цель – создать Евразийский экономический союз. При этом мы четко заявляем, что вопросы будут решаться консенсусом. Политический суверенитет не будет ущемляться.
Сбалансированность нашей внешней политики означает развитие дружественных и предсказуемых отношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющих для Казахстана практический интерес.
7. Новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества
Наша главная цель в данном направлении проста и понятна: мы должны сохранить и укрепить общественное согласие. Это – непреложное условие нашего существования как государства, как общества, как нации.
Фундамент казахстанского патриотизма – это равноправие всех граждан и их общая ответственность за честь Родины.