Современное понимание социального института

В западной социологии под социальным институтом чаще всего понимают устойчивый комплекс

1. Формальных и нефор­мальных ценностей:

— экономических,

— нравственных,

— политических,

— эстетиче­ских и др.

А также норм, правил, образцов поведения всех субъектов социокультурного процесса.

2. Но социальный институт это еще и совокупность лиц, организаций, учреждений, материальных средств, которые обеспечивают определённую общественную потребность.

Таким образом, можно выделить две ключевые функции социального института: регулятивную и системообразующую.

Регулятивная функция института

Институт призван регулировать различные сферы человеческой деятельности, то есть:

— формировать нормативное поведе­ние всех субъектов социального действия,

— согласо­вывать их действия в процессе достижения формируемых всеми подразделениями общества ценностей,

— обеспечивать равновесия интересов различных групп, слоев общества,

— разрешать конфликты, возникающие между ними.

В этом свете социальный институт предстает как система созданных людьми ограничений, выполнение которых поддерживается механизмами принуждения. В качестве механизмов принуждения могут выступать как санкции за невыполнение правил, так и различные поощрения за следование им. Санкции и поощрения могут носить как материальный, так и нематериальный характер.

Системообразующая функция института

Институт призван преобразовывать социальные ценности в нормы; нормы — в систему статусных форм поведения, социальных ролей.

В свою очередь, система статусов и социальных ролей образует структуру социума.

Определение социального института

Таким образом, социальный институт можно определить как

...нечто подобное органу в живом организме: это узел деятельности людей, сохраняющийся стабильным на про­тяжении определенного периода времени и обеспечивающий стабильность всей социальной системы,[226]

который включает:

1. Совокупность лиц, организаций, учреждений, материальных средств, которые обеспечивают удовлетворение определенной общественной потребности (комплекса потребностей);

2. Устойчивую систему норм, правил, образцов поведения, регулирующую какую-либо из сторон человеческой жизнедеятельности и организующую их в систему ролей и статусов.

Но это определение требует уточнения. Орган в человеческом теле — это нечто фиксированное, определенное. Между тем институт, как правило, не имеет четких границ. Поэтому правильней было бы сказать, что институт — это образование, которое в зависимости от условий своего функционирования конфигурируется таким образом, что в той или иной мере использует ресурсы всех систем общественного организма.

Так, армия в условиях мира тихо сидит в своих казармах или марширует на своих плацах, но в период боевых действий она подчиняет себе и все органы местной власти, и все отправления общественной жизни: экономику, политику, культуру.

Единого понимания целостной системы институтов, существующих в современном обществе, нет. Строго говоря, нет даже полного их перечня. Поэтому научный поиск в этом направлении продолжается. Разные авторы, в качестве ключевых, выделяют разные институты. Но все же существует некий инвариант, присутствующий практически в любой системе классификации. Он включает в себя самые важные для жизни любого общества.

Проще всего классифицировать их по двум основаниям:

Фазы человеческой жизни

(Рождение — социализация — функционирование в качестве полноправного члена социума):

— Институт семьи

— Институт социализации (образование, воспитание: школа, культура, искусство)

— Институт производства

Сферы общественной жизни

(Экономическая, политическая, идеологическая)

— Институт производства (понятого уже в широком виде: производство, распределение, обмен, потребление)

— Институт государства (власти, политические партии, движения и т.д.)

— Институт идеологии (культуры, искусства, религии и т.п.)

Уже из приведенной попытки классификации видно, что между институтами нет непроницаемых перегородок, они регулируют перекрещивающиеся виды деятельности и, одновременно, одна и та же деятельность регулируется несколькими институтами.

Другими словами, социальный институт — это некоторое самоконфигурирующееся образование, которое для достижения своих целей в конечном счете привлекает ресурсы всех других институтов.

Наши рекомендации