Глава vii. границы достоверности данных правовой статистики
Общие требования, предъявляемые к статистическим
Данным
Как отмечалось, социальная статистика вообще и правовая в особенности призваны не просто описывать явления и процессы, давать их фотографический снимок, а на основе глубокого анализа закономерностей объективных факторов объяснять их, прогнозировать наступление тех или иных событий, в том числе и неблагоприятных. Не простая регистрация фактов, бессистемный сбор сведений о преступности и правонарушениях в целом, а глубокий теоретический анализ, сравнение, определение взаимосвязи и зависимости социальных явлений, практические выводы и предложения, вытекающие из научного изучения статистических совокупностей, — вот задача статистической методологии. В этом состоит и конкретная роль статистиков в процессе реализации государственных мер социального контроля над правонарушениями.
Сказанное самым непосредственным образом касается и деятельности статистических аппаратов правоохранительных органов. Для них необходима добротная информация о правонарушениях, в частности о преступности и ее динамике. Именно этим определяется постоянное совершенствование системы единого учета преступлений и лиц, их совершивших, статистической отчетности.
Чтобы служить эффективным средством управления социальными процессами, в том числе и в области реализации государственных мер социального контроля над правонарушениями, информация о правонарушениях вообще и о преступности в особенности по своим качественным характеристикам должна удов324
Глава VII. Границы достоверности данных правовой статистики
летворять определенным требованиям, предъявляемым к ней, а именно: достоверность, полнота, точность, полезность, содержательность, оптимальность, сопоставимость, своевременность и оперативность. При этом в условиях рынка последние два требования должны увязываться с соображениями экономичности, с сокращением затрат на ее получение и обработку.
Остановимся на краткой характеристике каждого из указанных требований.
Достоверность информации связана с объективно верным отражением состояния наблюдаемого объекта. Она рассматривается как важнейшее качество статистики. Только в случае достоверности уголовно-статистическая информация может быть надежным инструментом в научном управлении процессом реализации государственных мер социального контроля над преступностью. Она обеспечивается многими условиями. О важнейших из них — своевременном и правильном составлении первичных документов, а также представлении отчетных данных в установленные сроки уже говорилось выше. Здесь мы специально рассмотрим вопрос обеспечения объективности (достоверности) показателей уголовно-правовой статистики.
Сразу обратим внимание на то, что достоверность информации о преступности снижается в результате действия двух групп причин: субъективных (предвзятость, субъективизм в подготовке информации, ложно понимаемые ведомственные интересы, недостаточная квалификация людей, работающих с информацией, осуществляющих статистическое наблюдение, и т.д.) и объективных (помехи при передаче информации, невозможность получить требуемые данные из-за недостаточного развития науки, несовершенство инструментария, трудности перевода количественных категорий в качественные, отсутствие научно обоснованных критериев оценки эффективности реализации государственных мер социального контроля над преступностью, латентность многих видов преступлений и т.д.). Устранение этих причин — серьезный резерв дальнейшего совершенствования качества информации.
Достоверность включает как соответствие данных реальной действительности, так и техническую точность или обоснованность измерения регистрируемых признаков единиц наблюдения.
Но когда заходит речь о достоверности статистических данных о преступности, неизбежно возникает вопрос: какие именно сведения о преступлениях и преступниках можно считать достоверными?
§ 1. Общие требования, предъявляемые к статистическим данным
Важно иметь в виду, что, анализируя статистические данные о преступности, необходимо постоянно учитывать, к какой стадии уголовного процесса они относятся. Регистрируемая органами внутренних дел преступность многократно превышает преступность, о которой осведомлены органы правосудия. Здесь действует образно названный немецким криминологом Г.Й. Шнайдером эффект «воронки», возникающий в процессе учета преступлений и преступников инстанциями социального контроля1.
Известная правоохранительным органам преступность превышает ее долю, официально ими регистрируемую, в свою очередь, ее учтенная часть — раскрытую преступность, а число рас-крытыхдеяний — число преступлений, за совершение которыхвиновные привлекаются к уголовной ответственности. Еще меньше деяний становится предметом судебного разбирательства и еще меньше, за совершение которых суды выносят обвинительные приговоры с назначением наказания. А реальной мерой наказания виновных завершается лишь малая доля фактически совершенных преступлений2. По мнению В. В. Лунеева, на одного осужденного приходится 3—4 зарегистрированных преступления и около 10—20 фактически совершенных деяний3. Как видим, разрыв между статистическими показателями преступности, учтенными на отдельных стадиях уголовного процесса, достаточно велик.
Эта проблема для уголовно-правовой статистики и криминологии не нова. Известный русский криминалист Ф. Захаревич писал, что пойманная неводом рыба не указывает числа рыб, которые плавают в реке. Так и в преступности цифры ее регистрации по сути, скорее, должны считаться мерилом полицейской деятель-
1 См.: Шнайдер Г.Й. Криминолошя. С. 111.
2 Напомним, УК РФ и доктрина уголовного права исходят из того, что понятие уголовной ответственности шире понятия наказания, хотя и включает его. Уголовная ответственность подразделяется на наказание и иные меры уголовно-правового характера (ч. 2 ст. 2 УК), например принудительные меры медицинского характера, не яыяющиеся наказанием. Последние также находят отражение в системе показателей статистической отчетности. Но не это главное. Законодатель выделяет уголовную ответственность без назначения наказания (она исчерпывается фактом порицания деяния судом от имени государства, что отражается в показателях судебной статистики) и с назначением -наказания'(т.е. она включает не только осуждение лица, но и применение к нему .наказания, виды, сроки и размер которых также отражаются в статистике, в данном случае в судебной) (см.: Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. М., 1966. С. 246).
3 См.: Луневе В.В. Контроль над преступностью: надежны ли показатели? // Государство и право. 1995. № 7. С. 89.