Постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях системы ООН.
Наиболее ярким примером деятельности международных межправительственных универсальных организаций служит Организация Объединенных Наций (ООН). Устав ООН был подписан на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. и вступил в силу 24 октября 1945 г. Эта дата ежегодно отмечается всеми государствами — членами ООН. Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке. Ее отделения имеются в Женеве и Вене.
Генеральная Ассамблея состоит из всех членов Организации. Она уполномочивается обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава ООН. Любой вопрос, требующий предпринять действие, также передается Генеральной Ассамблеей на рассмотрение Совета Безопасности.
Генеральная Ассамблея ООН собирается на ежегодные сессии, начинающие свою работу по традиции в третий вторник сентября, а также по своему усмотрению, по требованию Совета Безопасности или государств — членов ООН — на специальные или чрезвычайные специальные сессии.
Устав ООН предусматривает, что при исполнении своих обязанностей Генеральный секретарь и персонал Секретариата не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для ООН. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед организацией.
Должностным лицам ООН, а также экспертам организации, не являющимся должностными лицами, предоставляются определенные иммунитеты и привилегиив соответствии со специальной конвенцией от 13 февраля 1946 г., касающейся этих вопросов. Право отказа от иммунитета в отношении этих категорий лиц, работающих в ООН, принадлежит Генеральному секретарю ООН. Право отказа от иммунитета самого Генерального секретаря принадлежит Совету Безопасности ООН.
Старшинство должностных лиц в ООН устанавливается в зависимости от должности и ранга. Это старшинство устанавливается соответствием должности тому или иному дипломатическому рангу. Что касается Генерального секретаря ООН, то ему принято оказывать те же почести, что и премьер-министру государства — члена ООН, а некоторыми государствами — даже выше. В отношении же других должностей применяется следующее равенство:
По правилам дипломатической вежливости дипломаты пользуются старшинством по отношению к приравненным к ним должностным лицам Секретариата.
«Конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера»1975 г.
Государства-члены направляют в органы ООН и на сессии Генеральной Ассамблеи свои делегации. Государства, не являющиеся членами ООН, имеют право направлять своих наблюдателей. Статус наблюдателей определяется действующими в ООН правилами, и в том числе положениями Венской конвенции 1975 г.
Постоянные представительства, их главы, равно как делегации и наблюдатели, пользуются иммунитетами и привилегиями. В настоящее время эти вопросы регулируются также конвенцией 1975 г., положения которой во многом сходны с положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.
Дипломатический корпус. Как видно из всего сказанного выше, дипломатический корпус в ООН значительно отличается от того, который формируется в двусторонних дипломатических сношениях государств. Прежде всего, этот корпус отличается своей многочисленностью. Он охватывает собой большое число дипломатов самых различных должностей и рангов, что требует исключительно внимательного отношения при организации тех или иных протокольных мероприятий, когда приходится учитывать, с одной стороны, правила, действующие в ООН как специфической организации, а с другой — общепринятые протокольные нормы. Эта сложность сказывается как при установлении старшинства, так и в ряде других случаев, когда руководствоваться приходится прецедентом. Свои особенности имеют даже формы некоторых дипломатических приемов: завтраков, обедов и т.п.
Старшинство.При определении протокольного старшинства в самом дипломатическом корпусе приходится учитывать и должностное положение того или иного лица, и его личный дипломатический ранг. Следует также иметь в виду особенности деления должностного положения сотрудников представительств и номенклатурного персонала собственно ООН. В обычное время принято придерживаться протокольного старшинства в следующем порядке: Генеральный секретарь ООН, председатель Совета Безопасности, председатель ЭКОСОС, председатель Совета по Опеке, постоянные представители при ООН, заместители и помощники Генерального секретаря (и те и другие в алфавитном порядке), исполняющие обязанности постоянных представителей. Далее в принятой последовательности идут должностные лица, о которых говорилось выше.
Дипломатическая деятельность Российской Федерации в Организации Объединенных Наций осуществляется большим и сложным механизмом постоянных представительств РФ при ООН и ее специализированных учреждениях. Главным звеном этого механизма является Постоянное представительство России при ООНв Нью-Йорке, которое, как и другие российские постпредства при ООН, руководствуется в своей деятельности «Положением о Постоянном представительстве Российской Федерации при международной организации», утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 29 сентября 1999 года № 1316, постановлением Правительства Российской Федерации «О некоторых запросах регулирования условий труда работников, направляемых на работу в представительствах Российской Федерации за границей» от 2 декабря 1994 г. № 1337.
В соответствии с ними Постоянное представительство Российской Федерации при ООН является государственным органом внешних сношений страны, осуществляющим представительство России в Организации Объединенных Наций, входит в систему Министерства иностранных дел Российской Федерации. Постпредство осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, других законодательных и нормативных актов, приказов и распоряжений по МИД России, а также международных договоров Российской Федерации, норм международного права, правил ООН, соглашений с США как государством пребывания и с учетом американского законодательства. Постпредство обеспечивает проведение единой политической линии России в ООН и в этих целях координирует в установленном порядке участие в деятельности ООН всех федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Федерации, российских госучреждений, организаций и предприятий, их делегаций и групп специалистов, которые оказывают Постоянному представительству содействие в осуществлении его функций.
Основные задачи и функции Постпредства России при Организации Объединенных Наций, призванные обеспечить достижение целей дипломатии России в ООН, могут быть представлены следующим образом:
- представительство Российской Федерации в ООН;
- обеспечение участия и защита национальных интересов, реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в рамках ООН;
- выполнение поручений Президента, Правительства, МИД России и других органов федеральной власти, запросов органов субъектов федерации и местной власти, предприятий, учреждений и организаций;
- выяснение и анализ деятельности ООН, сотрудничества в ее рамках государств-членов;
- информирование Президента, Правительства, МИД России, других федеральных органов исполнительной власти об исполнении поручений и по вопросам деятельности ООН;
Постоянный представитель России при ООН назначается Президентом России по предложению Министра иностранных дел и после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации и отзывается с этого поста решением Президента страны. Причем назначается на должность на неопределенный срок.
Референтура обеспечивает работу российских представителей в Первом (политическом) комитете Генеральной Ассамблеи ООН, Совете Безопасности, охватывает практически всю проблематику международной безопасности, в том числе разоружения и операций по поддержанию мира в отдельных регионах. Возглавляет референтуру старший советник, как правило, в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посланника II класса. В ее состав входят несколько старших дипломатов — советников и первых секретарей, — каждый из которых курирует конкретную проблему. У них в подчинении находятся один—два сотрудника среднего и младшего звена. Руководитель политической референтуры по сложившейся традиции направляется из Департамента международных организаций (ДМО) МИД России. Старшие дипломаты представляют либо ДМО, либо региональные департаменты (в зависимости от тех международных вопросов, которые стоят в фокусе внимания ООН). Младшие и средние дипломатические должности в подавляющем большинстве замещаются из числа сотрудников ДМО.
Во время сессий Генеральной Ассамблеи вся деятельность Постоянного представительства Российской Федерации сосредоточивается на обеспечении работы российской делегации. Ее, как правило, возглавляет министр иностранных дел Российской Федерации, который обычно участвует в работе Генеральной Ассамблеи ООН в течение 10—15 дней, после чего руководство делегации передается постоянному представителю Российской Федерации при ООН, назначаемому в качестве его заместителя. Главу и персональный состав делегации (5 человек) и их заместителей утверждает Президент Российской Федерации. В нее могут входить также депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, представители других министерств и ведомств. Официальную делегацию сопровождают советники и эксперты.
Специфика работы российского Представительства при Отделении ООН в Женеве заключается в том, что ему приходится решать самый широкий круг вопросов — от универсальных до сугубо специальных, что в известной мере предопределяет и его структуру, которая включает функциональные референтуры или группы, курирующие каждое направление деятельности или ту или иную организацию. Так, помимо политической и социально-экономической, здесь есть, например, референтуры по правам человека, научно-техническая, референтура ВОЗ, референтура МОТ и др. Большой диапазон задач, охват проблематики предъявляют высокие требования к дипломатическому персоналу представительства, его профессиональному подбору. Кадры рекрутируются не только из Министерства иностранных дел (Департамент международных организаций — ДМО, Департамент по гуманитарному сотрудничеству и правам человека — ДГПЧ, Правовой департамент — ДП и Департамент по вопросам безопасности и разоружения — ДВБР), но и из отраслевых министерств, институтов Российской академии наук и учреждений по профилю работы международных организаций.
Возглавляет Постпредство Постоянный представитель РФ в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посла.
Таков механизм функционирования Постоянных представительств России при организациях системы ООН, которые призваны реализовывать задачи российской дипломатии в Организации Объединенных Наций. Постпредство — мощный и гибкий аппарат, построенный и функционирующий таким образом, чтобы быстро оценивать реакцию стран-членов, уведомлять Правительство Российской Федерации о необходимости занять ту или иную позицию по рассматриваемым в ООН вопросам, совмещать методы и приемы парламентской борьбы и «традиционной» дипломатии для обеспечения решений в национальных интересах Российской Федерации и популяризировать российскую внешнюю политику в ООН.