Постоянные представительства при международных организациях.

При международных межправительственных организациях создаются постоянные представительства государств-членов. Они относятся к зарубежным постоянным органам внешних сношений.

Вопросы статуса и деятельности постоянных представительств при международных организациях регулирует Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.

Функции постоянного представительства:

- обеспечение представительства посылающего государства при организации и участие в ее деятельности,

- ведение переговоров с организацией и защита интересов посылающего государства по отношению к организации,

- выяснение осуществляемой в организации деятельности и сообщение о ней своему правительству.

Порядок формирования:

Посылающее государство может по своему усмотрению назначить сотрудников своих представительств и делегаций. Глава представительства обычно уполномочивается правительством своего государства и к нему неприменимы такие процедуры, как запрос агремана и аккредитование в государстве пребывания.

Привилегии и иммунитеты:

Согласно Конвенции, личность главы представительства и членов дипломатического персонала представительства, а также их частные резиденции неприкосновенны. Эти лица не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к ним с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения посягательств на их личность, а также преследовать в судебном порядке и наказывать лиц, совершающих такие посягательства.

Глава представительства и члены дипломатического персонала представительства пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания и, кроме ряда случаев, от гражданской и административной юрисдикции. Они не обязаны давать показания в качестве свидетелей. Они пользуются привилегиями, аналогичными привилегиям сотрудников дипломатических представительств.

Специальные миссии.

Специальная миссия – это зарубежный временный орган внешних сношений, включающий представителей, направляемых одним государством в другое для выполнения конкретных задач, функций, определяемых по соглашению между данными государствами.

Деятельность специальных миссий регламентируется Конвенцией о специальных миссиях 1969 г. (Нью-Йорк). Эту деятельность называют дипломатией adhoc (т.е. для данного случая, для этой цели). В число функций, например, входят ведение переговоров, вручение документов и т.д.

Специальные миссии отличаются многообразием их форм и видов. В последнее время в практике международных отношений широкое применение получила практика передачи посланий через личных представителей глав государств. В РФ существуют специальные послы по особым поручениям. Например, в июне 2016 г. Владимир Чуров назначен послом по особым поручениям МИД РФ.

Порядок формирования:

Полномочия главе специальной миссии даются за подписью главы государства, главы правительства или министра иностранных дел. В состав делегации входят члены, советники и эксперты. Представители посылающего государства в специальной миссии и члены ее дипломатического персонала в принципе должны быть гражданами посылающего государства.

Государство может направить специальную миссию в другое государство с согласия последнего, предварительно полученного через дипломатические или другие согласованные или взаимоприемлемые каналы. Функции специальной миссии определяются по взаимному согласию между посылающим государством и принимающим государством.

Наличие дипломатических или консульских сношений не является необходимым для посылки или принятия специальной миссии.

Посылающее государство может по своему усмотрению назначить членов специальной миссии, сообщив предварительно принимающему государству всю необходимую информацию о численности и составе специальной миссии. Принимающее государство может не дать своего согласия на направление специальной миссии, численность которой оно не считает приемлемой ввиду обстоятельств и условий в принимающем государстве и потребностей данной миссии. Оно может также, не сообщая причин своего отказа, не дать согласия на назначение любого лица в качестве члена специальной миссии. Также оно может в любое время объявить любого представителя personanongrata (нежелательным лицом). В таком случае посылающее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в миссии.

Штат:

1 или нескольких представителей посылающего государства, из числа которых это государство может назначить главу миссии. В специальную миссию может также входить дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал.

Привилегии и иммунитеты миссии и ее членов аналогичны дипломатическим.

Функции специальной миссии прекращаются, в частности:

1.по соглашению заинтересованных государств;

2.по выполнении задачи специальной миссии;

3.по истечении срока, установленного для специальной миссии;

4.по уведомлении посылающим государством о том, что оно прекращает или отзывает специальную миссию;

5.по уведомлении принимающего государства о том, что оно считает деятельность специальной миссии прекращенной.

Торговые представительства.

Торговые представительства – это постоянные зарубежные органы внешних сношений, осуществляющие внешнеторговую деятельность на государственном уровне.

Юридическое положение торговых представительств определяется как национальным законодательством, так и международными договорами. На торгпредство распространяется действие норм Венской конвенции о дипломатических сношениях, ибо оно рассматривается как составная часть дипломатического представительства, и его персонал входит в состав дипломатического персонала.

Функции торговых представительств:

а) представляют интересы государства в области внешней торговли и содействуют развитию торговых отношений с зарубежными странами;

б) производят различные операции по внешней торговле;

в) выдают разрешения на совершение в стране пребывания действий по внешней торговле государственными предприятиями, а также утверждают сделки по внешней торговле;

г) изучают общие экономические условия и торговую конъюнктуру страны пребывания и т. д.

Ответственность:

По обязательствам торгпредства несет ответственность государство. В качестве ответчика торгпредство может выступать перед иностранными судебными органами лишь по спорам, вытекающим из торговых сделок, заключенных торговым представительством, и притом только в тех государствах, в которых Правительство РФ выразило согласие на подчинение торгпредства местному суду по указанным спорам

Наши рекомендации