Государственная служба субъектов Российской Федерации.

Конституция предусматривает 6 видов субъектов, закрепляя их с помощью отдельных абзацев ст. 65: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Вместе с тем все виды субъектов федерации могут быть интегрированы в более общие группы и составить 3 типа субъектов:

· национально государственный (республики в составе РФ);

· административно-территориальный (края, области, города Москва и Санкт-Петербург);

· национально-территориальный (автономная область и автономные округа).

Подобная типология основана, с одной стороны, на различном объеме полномочий соответствующих субъектов (одни из них наделяются полномочиями государства как такового, остальные — государственного образования), с другой — на введении новых, территориальных форм государственности наряду с ранее существовавшими национальными.

Государственная гражданская служба субъекта РФ является профессиональной служебной деятельностью граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.

Государственная гражданская служба субъектов РФ устанавливается законами, принимаемыми органами законодательной власти каждого субъекта РФ, поэтому для выяснения правового положения государственной службы каждого субъекта РФ следует изучать и анализировать соответствующие законы субъектов Федерации.

Практически все субъекты РФ к настоящему времени разработали и приняли законы о государственной службе, регулирующие государственно-служебные отношения в соответствующих субъектах Федерации. Принимаемые в субъектах Федерации законодательные акты не должны противоречить Конституции РФ и Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации».

Государственная гражданская служба в субъектах РФ должна регулироваться федеральными законами, а также законами субъектов РФ о государственной службе субъектов Федерации.

Особенности государственной службы в субъектах Российской Федерации

Правовое регулирование института государственной службы в субъектах Российской Федерации призвано, во-первых, обеспечить единство федеральных основ государственной службы на всей территории Федерации, во-вторых, отразить особенности организации государственной администрации субъекта Федерации, структуры ее органов и их компетенции.

Согласно пп. 2 п. 3 ст. 2 Закона об основах государственной службы в правовом институте государственной службы выделяется подинститут государственной службы субъектов Федерации, находящийся в их ведении. Поскольку государственная служба является предметом совместного ведения, субъекты Федерации обязаны учитывать положения, установленные федеральным законодательством, которое, с одной стороны, предусматривает их возможность осуществлять правовое регулирование, конкретизирующие федеральные нормы, а с другой, – в случае, если отдельные государственно-служебные отношения остаются неурегулированными или недостаточно подробно регулируются на федеральном уровне, субъекты Федерации вправе принимать собственные нормативные правовые акты.

Структура законодательства субъектов Федерации о государственной службе включает в себя:

• конституции и уставы субъектов Федерации;

• законы о государственной службе, а в некоторых субъектах Федерации – кодексы государственной службы (в ряде случаев – государственной и муниципальной службы);

• законы или акты главы исполнительной власти, утверждающие реестры государственных должностей, закрепляющие правовое положение государственных должностей категории «А», определяющие квалификационные требования по государственным должностям государственной службы;

• законы или акты главы исполнительной власти, устанавливающие порядок проведения конкурсов на замещение вакантных государственных должностей, порядок проведения аттестации государственных служащих;

• законы или акты главы исполнительной власти о порядке исчисления стажа, денежном содержании государственных служащих, о порядке предоставления льгот и компенсаций, предоставлении государственными служащими сведений о доходах и имуществе;

• нормативные правовые акты о порядке ведения личных дел государственных служащих, реестров государственных служащих, о порядке отставки государственных служащих и другие.

На содержание законодательства субъектов Федерации о государственной службе влияет установленная в республике или области система органов государственной власти, и прежде всего – собственная единая система исполнительной власти, социально-экономическое положение региона, его бюджетно-финансовые возможности, а также демографические, национальные и иные особенности.

К государственным органам, в которых осуществляется государственная служба субъектов Федерации, относятся:

• законодательные и представительные органы государственной власти;

• исполнительные органы государственной власти;

• конституционные, уставные суды, аппарат мирового судьи;

• контрольно-счетные палаты;

• избирательные комиссии субъекта Федерации.

В законах о государственной службе субъектов Федерации встречаются нормы, распространяющие действия данных актов на государственных служащих территориальных федеральных органов исполнительной власти, находящихся в двойном подчинении: финансов, по управлению государственным имуществом, по охране окружающей среды, по земельным ресурсам и землеустройству. Очевидно, что при решении этого вопроса необходимо исходить из порядка финансирования деятельности этих органов, а также приоритета непосредственно-организационного подчинения.

Наши рекомендации