Эффективность тактических приемов избирательной кампании
Прямая и фоновая агитация
Не все виды агитационных приемов одинаково эффективны. Некоторые из них могут использоваться самостоятельно и приносить голоса кандидату. Другие - эффективны только при использовании вместе с другими агитационными технологиями. Большинство приемов публичной кампании сами по себе обычно создают только предпосылки для голосования за того или иного кандидата. Для того, чтобы «заставить» избирателя действовать в нужном политику направлении, требуется преодолеть определенный порог нечувствительности к различным агитационным сигналам. Только после этого избиратель преодолеет свою пассивность и отправится на избирательный участок.
Так, избиратель может каждый день слышать по телевизору и радио, читать в газетах о достоинствах политика. Более того, этот политик нравится избирателю более других, но... в День выборов гражданин вместо избирательного участка отправится на рыбалку.
Считается, что для того, чтобы достаточно полно познакомить избирателя с кандидатом, убедить избирателя в преимуществах политика перед другими, агитационное сообщение должно не менее семи раз «коснуться» избирателя.
Так, избиратель может узнать о кандидате: из передачи по региональному и местному телевидению, прослушать интервью с политиком по радио, прочитать в областной и местной газете о программе и хороших делах кандидата, увидеть и прочитать две его листовки, запомнить плакат - растяжку на центральной улице и ... все равно не проголосовать за кандидата.
Но за день до голосования он может повстречать своего давнего знакомого, который, оказывается, «работал раньше с другим кандидатом» и получить от него заверения в том, что тот «настоящий
мужик» и «хороший руководитель». Этого может хватить для того, чтобы избиратель изменил свое первоначальное мнение и выбрал именно этого претендента и .. .всего за одно «касание».
Общий принцип агитации в данном случае прост: чем более личныйканал получения информации, чем больше доверия к самомуисточнику информации(меньше подозрений, что данная информация«проплачена» кандидатом, исходит от окружения кандидата), тем более глубокое воздействие она оказывает на избирателя.
Исходя из такого принципа, можно рассчитать и эффективность воздействия тактических приемов агитации на избирателя.
Обычно различают фоновую и прямую агитацию.
Фоновая агитация, в основном, создает предпосылки и благоприятную психологическую установку на дальнейшее позитивное восприятие информации о кандидате. Однако для того, чтобы заставить избирателя совершить поступок, - необходим дополнительный толчок.
Тактические приемы, которые заставляют избирателя действовать, относятся к прямым методам агитации. Часто между методами прямой и фоновой агитации трудно провести границу. Иногда талант агитатора, журналиста превращают один вид агитации в другой.
Так, большинство статей в газетах можно отнести к фоновой агитации. Но вот появляется статья о кандидате, которая заставляет людей плакать. И люди идут голосовать за героя статьи.
Обычно метод агитации «от двери к двери» относят к прямым методам (есть личный контакт с избирателями, часто избиратель чувствует себя обязанным агитатору за то, что он пришел к нему домой рассказать о хорошем человеке), но только в том случае, если агитатор эмоционален, честен, действительно владеет техникой убеждения слушателя.
К методам прямого воздействия относятся также многие методы из арсенала закрытых кампаний: подкуп, угрозы, поливание грязью соперников. К сожалению, это все еще очень распространенные методы «убеждения» наших избирателей.
Одни и те же тактические приемы могут переходить из одной группы в другую, если они используются в кампаниях разного уровня и масштаба. Поэтому совершенно точные оценки силы воздействия тех или иных приемов на электорат в кратком обзоре дать сложно - слишком много факторов влияют на конечную эффективность. Но организатор кампаний, да и сам политик, конечно же, должны учитывать наличие таких свойств различных технологий агитационной работы при планировании и организации
избирательной кампании. Это существенно экономит средства и повышает целенаправленность кампании.
В таблице 20 приведены некоторые оценки эффективности разных методов агитации для кампаний различного уровня и масштаба. При желании, каждый организатор выборов может сделать такие расчеты для себя, что существенно помогает работе.
Таблица 20