Субъекты административного права. Изучение субъектов административного права следует начинать с их понятия и общей характеристики
Изучение субъектов административного права следует начинать с их понятия и общей характеристики. Так как субъекты административного права разнообразны, при изучении их видов важно уяснить их общие свойства и отличия. Проанализируйте понятия «административная правоспособность» и «административная дееспособность». Необходимо усвоить, как соотносятся понятия «субъект административного права» и «субъект административно-правовых отношений», а также, с какого момента возникает административная правосубъектность у различных субъектов административного права.
Рассмотрение административно-правового статуса субъектов административного права предполагает уяснение понятия «административно-правовой статус» и его элементов, конкретизирующихся административно-правовыми нормами для различных субъектов.
Тема 5. Граждане. Рассматривая административно – правовой статус граждан, следует обратить внимание на соотношение конституционных и административно-правовых норм, регулирующих права и обязанности граждан в отношениях с субъектами государственного управления.
Для лучшего усвоения административно – правового статуса граждан целесообразно использовать предлагаемые в литературе классификации прав и обязанностей.
Важно уяснить основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления, виды (типы) административно – правовых отношений, в которые вступают граждане с субъектами государственного управления, и подобрать соответствующие примеры. Обратить внимание, какие различия административно-правового статуса имеются у граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Рассматривая гарантии административных прав граждан, необходимо определить роль органов исполнительной власти в реализации прав и свобод граждан и их сообществ, способы реализации и зашиты их прав и свобод от незаконных действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц. Обратите внимание на формы самореализации гражданами своих прав в сфере государственного управления, в том числе на обращения с заявлениями, предложениями, жалобами и порядок их рассмотрения.
На основе анализа административно-правового статуса граждан сформулируйте свое мнение о недостатках административно-правового регулирования и предложения по его совершенствованию, устранению препятствий при реализации прав в отношениях с субъектами государственного управления.
Тема 6. Общественные и иные негосударственные объединения. Рассматривая содержание административно – правового статуса общественных объединений, следует уяснить понятие общественного объединения, виды общественных объединений, их организационно – правовые формы, порядок образования, деятельности, реорганизации и прекращения деятельности, основные права и обязанности в сфере государственного управления, основные формы участия в государственном управлении. Особое внимание следует уделить взаимоотношениям общественных объединений и государства, предусмотренным законодательством гарантиям, в частности, ограничениям вмешательства государства в их деятельность.
Тема 7. Предприятия и учреждения. При изучении административно – правового статуса предприятий и учреждений необходимо обратить внимание на общие принципиальные положения, характеризующие административно – правовой статус всех предприятий и учреждений, независимо от их различий. Вместе с тем необходимо выделить отличительные особенности административно – правового статуса государственных и негосударственных предприятий и учреждений, принципы взаимоотношений государства с предприятиями и учреждениями, их административно-правовые гарантии.
Следует разобраться также с особенностями административно – правового статуса других субъектов, не имеющих государственно–властных полномочий: коммерческих и некоммерческих организаций, фондов, религиозных объединений.
Тема 8. Органы исполнительной власти. Изучение темы «Органы исполнительной власти» следует начать с определения его понятия, уяснения основных отличительных признаков от других органов государства. Далее следует разобраться с общей характеристикой административно – правового статуса органов исполнительной власти, их видами (классификацией), системой и принципами ее построения, основными звеньями системы и формами их взаимодействия. Следует уделить внимание соотношению компетенции и взаимоотношениям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Студентам необходимо следить за проблемами совершенствования механизма исполнительной власти и текущими изменениями в административно – правовом регулировании в сфере исполнительной власти.
Тема 9. Государственная служба и государственные служащие. Рассмотрение административно – правового статуса государственных служащих, следует начать с уяснения понятий «государственная служба», «государственный служащий» и «государственная должность», их отличие от соответствующих понятий гражданской службы в государственных и негосударственных структурах, в частности, муниципальной службы. При этом необходимо обратить внимание на изменения содержания этих понятий по сравнению с прежним законодательством. Затем надлежит рассмотреть принципы государственной службы и основы административно – правового статуса государственных служащих; виды государственной службы и классификацию государственных служащих; понятие «прохождение государственной службы», ограничения, связанные с поступлением на государственную службу и в ее прохождением, особенности ответственности государственных служащих.