Тема 19. Экономия, продуктивность, качество и эффективность в деятельности государственных учреждений
• Базовые понятия темы
• Подход к оценке деятельности органов управления
• Проблема повышения результативности и эффективности государственных учреждений
Базовые понятия темы
Государственные учреждения, желая улучшить показатели работы, сосредоточивают внимание на росте экономии, продуктивности, качества, эффективности. Уточним данные понятия.
Экономия связана с вкладом в процесс, «входами», это стремление сделать минимальной цену добытых или используемых ресурсов с учетом качества «входов». Скажем, в производстве социальных услуг (образовательных, медицинских и т. п.) это означает минимально снизить бюджетные расходы, вложения средств при одновременном сохранении качества образовательных, медицинских услуг. В таком случае говорят о бережливости, бережливом расходовании народных средств в общественно значимых социальных сферах.
Продуктивность связана с соотношением между затратами и выпуском. С учетом имеющихся целей и средств их достижения ее можно определить как минимизацию затрат на программу (скажем, образовательную, оздоровительно-экологическую и т. п.) по сравнению с выгодами от нее. Если заданная политической властью, правительством (муниципальной властью) программа выполнена по возможности с минимальной затратой средств, то о такой программе говорят как о продуктивной или рентабельной. То есть речь идет о том, чтобы потратить меньше, а получить больше. Этого можно добиться, сделав минимальными затраты, средства (на входе) по сравнению с выгодами (на выходе) или, наоборот, максимальными выгодами по сравнению с затратами, или и то и другое сразу. Решающий фактор в этом соотношении — процесс преобразования затрат в выгоды. Если затрат больше, чем выгоды в процессе реализации программы, говорят о затратной программе (непродуктивной, нерентабельной).
Качество выпускаемых товаров (услуг) оценивается как степень соответствия (товара или услуги) предварительно установленному стандарту и обоснованным требованиям всех потребителей.
Когда говорят о качестве предоставляемых государством услуг, то подчеркивают и используют такие термины, как надежность, долговечность, удобство обслуживания, эффективность работы, внешнее оформление. Множественность характеристик качества объясняет су шествование часто конкурирующих целей и планов в области качества, исходящих от разных подразделений одной организации. Термин «цепная реакция качества» определяет эти взаимоотношения характеристик.
Эффективность (от лат. еffectus — исполнение, действие как результат, следствие каких-то мер, шагов) — синоним «действенность» — относится к достижению того, чего мы хотим добиться. Это согласованность результата с целью. Эффективной программа будет такая, цели которой реализуются. Если речь идет об экономической программе, то эффективной ее назовут, если предполагаемая выгода не меньше реальной выгоды. Если речь идет о социальной программе, то ее эффективность будет определяться достижением какого-либо заданного результата в процессе действия (воздействия) государственных органов (чистота в городе, порядок в подъездах).
Концепция экономики, продуктивности и эффективности и ее базовые термины работают в экономической сфере, характеризуют рыночные отношения. Гораздо труднее применить их к государственным учреждениям. Среди причин укажем некоторые.
1. Многие государственные учреждения обладают монополией на товары и услуги. Например, если семья вынужденных беженцев пытается решить свалившиеся на нее проблемы, то ей больше некуда обратиться, только как в миграционную службу, у которой конкурентов нет и претензии недовольных клиентов предъявлять более некуда.
У монополиста стимула к эффективной работе нет.
2. У предприятия, компании есть конкретная продукция (скажем, автомобиль). Но такое не всегда бывает в государственных учреждениях. Скажем, в университете, поликлинике, а тем более в органе власти — как измерить экономию и продуктивность управленческого цикла, принятия решений?
3. У предприятия, компании (автомобильной) есть четкий потребитель, который обменивает свои деньги на товар этой компании. В государственных учреждениях не всегда легко определить потребителя. Государственные служащие своими потребителями считают и представителей общественности, и министра, в чьем ведении находится их служба, и депутатов Федерального собрания, и налогоплательщиков. При этом одна группа потребителей стремится сохранить общие расходы на услуги (парламент, министр), тогда как общественности, возможно, нужен больший объем услуг.
4.У предприятия, компании есть четкая цель — добиться максимальных прибылей. Экономия благодаря продуктивности способствует росту прибыльности. Государственные учреждения не могут откровенно формулировать те же цели. В число базовых ценностей государственных учреждений, как уже указывалось в соответствующей теме, входит требование справедливости, правозаконности, порядка, чистоты и т. п., а это не поддается экономическому выражению.
5. У предприятия, компании есть четкие стандарты, с которыми соотносится производимая продукция и определяется качество. В государственных учреждениях нормативы и стандарты приемлемы, пожалуй, лишь к немногим видам работ, выполняемых органами государственно-административного управления, прежде всего к рутинным операциям. В отношении работ, в которых нет или почти нет рутины, возникает проблема оценки реального качества затраченного управленческого (творческого, интеллектуального) труда, а тем самым создается % «оценочный тупик».
6. У предприятия, компании весь процесс производства, что называется, перед глазами и видимы все точки успеха и узкие места производственного процесса. А в управленческом цикле не просто бывает выяснить источник успеха в управлении. Это может быть цель управляющего воздействия — понятная, привлекательная, которая
объединила многих людей, подвигла их на действия, это может быть — качество правового документа, управленческого решения, которое учло интересы и возможности многих людей, стало консенсусным и стало решающим фактором успеха, это может быть и талант (профессионализм) управляющих, использование ими инновационных социальных технологий и т. д. Не просто бывает выяснить, действительно ли возник результат управления. А может, идет стихийный процесс или сработал механизм саморегуляции управляемого объекта
или не государственный орган, а другой какой-либо общественный институт повлиял на результаты управляемого объекта?
7. Большинство руководителей среднего звена считают оценку результатов работы не своей прямой обязанностью (это не записано в должностной, инструкции), а лишней нагрузкой. Это лишает организацию возможности помочь своим служащим повысить свою профессиональную квалификацию, предложить необходимые консультации, укрепить мотивацию, обеспечить материальное стимулирование, организовать обучение и переподготовку, прогнозировать долгосрочную потребность в кадрах с учетом характеристик имеющейся рабочей
силы.
Так можно ли измерить экономию, продуктивность, качество и эффективность деятельности государственных учреждений?
Большинство государственных служащих проводят день за днем без особых забот, не имея перспективных планов на будущее. Время от времени они решают возникающие проблемы и уверены, что в этом и состоит исполнение служебных обязанностей. Они считают, что обществу необходимы сегодня и в перспективе те услуги, которые они обеспечивают. Они не думают о том, как повысить качество услуг или свои производственные показатели, и только в случае необходимости припоминают стоящие перед департаментом (или в целом государственной службой) цели, обрисовывая их в общих чертах: обеспечение общественной безопасности, повышение уровня жизни. Такая расплывчатость означает отсутствие целей как таковых.
Объективно подобный тип реакций, подобный модус поведения исполнителей наносит государственному учреждению значительный вред, а проявившись достаточно широко, способен даже подорвать и так не вполне привлекательный имидж государственной службы.