Глава 1. Возникновение Древнерусского государства
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Возникновение Древнерусского государства…4
ГЛАВА 2. Политический и социально - экономический
строй Киевской Руси………………………………………8
Глава 3. Крещение Руси и его последствия…………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….16
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Одним из самых сложных вопросов в исторической науке принято считать вопрос о возникновении единого государства у русичей, а также первые века его развития. До сих пор в различных учебных пособиях мы можем заметить разные точки зрения на исследуемый нами период, который оказал огромное значение на развитие нашего общества и становления государства.
Предмет – Древнерусское государство в конце IX – середине XIII вв.
Цель– изучить развитие Древнерусского государства в конце IX – середине XIII вв.
Задачи:
1. Рассмотреть различные теории возникновение Древнерусского государства;
2. Изучить политический и социально - экономический строй Киевской Руси;
3. Проанализировать изменения в развитии государства в период Крещения Руси.
Данная научная работа содержит в себе введение, три главы, заключение, а также список использованных источников.
Глава 1. Возникновение Древнерусского государства
Одним из крупнейших государств европейского средневековья стала в IX – XI веках Киевская Русь. В отличие от других стран как восточных, так и западных, процесс формирования русской государственности имел свои специфические черты. Одна из них – пространственная и геополитическая ситуация – Российское государство занимало срединное положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных естественных географических границ в пределах огромного равнинного пространства. Постепенно Русь приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований. Кроме этого, потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории сплачивала народы с различным уровнем развития, вероисповедания, культуры, языка и пр., заставляла создавать сильную государственную власть и иметь значительное народное ополчение.
И на севере, и на юге существовала настоятельная необходимость в создании серьезных оборонительных союзов, располагавших большими людскими ресурсами и действующих не время от времени, а регулярно.
Как говориться в различных учебных пособиях, существовали два пути создания государства:
· первый – образование трех, четырех и более славянских государств;
· второй – создание единого государства[1].
Рассмотрим несколько версий, которые и по сей день бытуют в исторических исследованиях, связанных с образованием Древнерусского государства.
Норманская теория.
В IX—XI вв. в формировании древнерусской государственности определенную роль играл «варяжский элемент», вокруг которого в исторической литературе велась длительная полемика между сторонниками и
противниками норманской теориипроисхождения Древнерусского государства. В этом процессе, несомненно, сказывалось влияние выходцев из Скандинавии и Балтии, составляющих значительную часть правящего слоя Киевского государства. Однако в руках киевских князей они служили лишь орудием и фактором влияния, призванными сохранить отношения данничества между Киевом и Новгородом, где влияние варягов (русский синоним викингов или норманнов) было более ранним и значительным.
По мнению ряда историков (например, Г.В. Вернадского, Л.Н. Гумилева), агрессивная политика Хазарского каганата нарушала торговые связи между южными и северными регионами, населенными руссами (этнической группой, составившей основу будущего великого народа).
Это послужило поводом для «призыва варягов из-за моря», акции, о которой упоминает древнейшая летопись и которая стала начальным моментом отсчета истории русской государственности.
Пришедший из Фрисланда Рюрик со своей дружиной обосновался на Ладоге и позже в Новгороде. Это наступление было развито силами русско-шведских отрядов дошедших до Киева, вышедших на Тамань для соединения с русскими силами на Юге, а затем напавших на Константинополь.
Через несколько лет преемник Рюрика Олег установил в Киеве собственное, независимое от северного (варяжского) влияния правление.
Киев стал укрепляться как центр, контролирующий водный путь по Днепру («из варяг в греки»). Киев и Новгород представляли два независимых политических образования, в каждом из которых формировалась собственная особая государственность. Варяжский элемент несомненно сыграл важную роль в становлении русской государственности (аналогичные процессы происходили на севере Европы, в Англии, завоеванной в начале XI в. норманнами и т.д.), однако, сама эта государственность возникла задолго до вторжения варягов-норманнов[2].
Вторую версию о том, что восточно-славянское государство создано славянами без участия варягов, высказывали противники норманистов, которых стали называть антинорманистами. Первым антинорманистом был М.В. Ломоносов. Приверженцы крайнего антинорманизма отрицают историчность фигуры Рюрика и летописного сообщения о призвании варягов. Первыми киевскими князьями Б.А. Рыбаков называет Кия, Аскольда и Дира. В качестве доказательства приводится «Повесть временных лет», в которой есть места, противоречащие легенде о призвании трех братьев-варягов княжить. За 852 год в летописи есть указание о том, что при царствовании в Византии императора Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях речь идет о том, что варягов княжить приглашали все северные славянские племена, в том числе и русь. Согласно исследованиям А.А. Шахматова, варяжские дружины стали называться русью только после того, как перешли на юг[3].
Третья версия возникла в Новгороде в XV веке. Согласно ей Рюрик был приглашен в Новгород по совету тамошнего старейшины Гостомысла, так как Рюрик был его внуком, сыном его дочери Умилы.
В настоящее время позиции норманистов и антинорманистов сблизились. Большинство ученых признает историчность прихода варягов в земли восточных славян в IX веке. В этой связи интерес представляет позиция археолога М. Алешковского, который в 70-е годы высказал мысль о том, что призвание варяжского князя в Приильменье явилось следствием довольно сложной этнической ситуации в этом регионе, где проживало несколько племен разного происхождения: славяне, финно-угры, балты, и ни одно из них не желало бы передать верховную власть представителю соседнего племени. Следовательно, логично было бы пригласить чужеземца. Им и стал Рюрик[4].
Таким образом, образование русского государства имело две особенности: во-первых, оно шло медленнее, чем в южной и западной Европе. Это было связано с тем, что в Европе оно опиралось на государственные традиции, а отчасти и общественные структуры поздней античности. Славянам же путь создания государственности надо было пойти самостоятельно. Во-вторых, история России – это история страны, заполняющей неосвоенные пространства, ассимилирующей с местным населением, прежде всего с финно-угорскими племенами.