Конституционный статус Президента Республики Казахстан
Билет 1
1. Конституционное право - одна из отраслей системы права Республики Казахстан. Отрасль права - это самостоятельная часть правовой системы, совокупность правовых норм, регулирующих определенным методом однородные общественные отношения. В юридической науке основными критериями деления на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.Предмет правового регулирования составляют качественно однородные общественные отношения. Предметом конституционного права являются общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права, образуют основу устройства государства и общества и прямо связаны с осуществлением государственной власти. По сравнению с другими отраслями права, предмет конституционного права отличается существенными особенностями. Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и др., в то время как другие отрасли воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни. Особенность конституционного права состоит и в том, что его нормы регулируют лишь определенный слой отношений в указанных сферах - те отношения, которые можно назвать базовыми в каждой из указанных сфер.
2. 1)Гражданство РК по рождению2)достижение 40 летнего возроста3)проживание на территории РК не менее 15 последних лет4)знание в совершенстве гос. языка.Порядок выборов Президента определяется ст.41 Конституции и Указом президента о выборах. Президент избирается совершеннолетними гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 7 лет. В законе о выборах указывается на альтернативность выборов.Закон о выборах выдвигает еще дополнительные требования. Президент не должен быть служителем какого-либо культа, что обусловлено светским характером государства. Он может исповедовать какую-то религию, но не может быть религиозным деятелем. Президент должен не иметь не погашенную судимость.Выборы могут быть очередными внеочередными. Очередные выборы проводятся в первое воскресенье декабря и не могут совпадать по срокам с выборами нового состава Парламента РК. Внеочередные выборы проводятся в случае досрочного освобождения или отрешения от должности Президента. Внеочередные выборы Президента РК должны быть проведены в 2-х месячный срок с момента досрочного прекращения полномочий Парламента.Выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более 50% избирателей. Кандидат, набравший более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании считается избранным. В случае, если ни один из кандидатов не набрал указанного числа голосов, проводится повторное голосование. В повторном голосовании участвуют два кандидата, набравшие большее число голосов. Избранным считается кандидат, набравший большее число голосов избирателей. Закон о выборах регламентирует порядок выборок президента. Кандидаты в президенты выдвигаются республиканскими общественными объединениями в лице их высших органов из числа их членов и не членов. Гражданам предоставляется право на самовыдвижение.Конституция предусматривает, что одно и то же лицо не может быть избрано Президентом РК более 2 раз подряд.Президент РК вступает в должность с момента принесения народу присяги в торжественной обстановке в присутствии депутатов Парламента, членов конституционного совета, судей Верховного Суда.
Тест:1.A/D/F 2.D/E/F 3.C/D/E.
Билет 2
1. КП регулирует государственные и общественные отношения при помощи определенных приемов и способов, совокупность которых называется методами правового регулирования. Для регулирования конституционных правовых отношений применяются следующие нормы: 1)метод обязывания – применяется по отношению к государству, юридич. и физич. лицам и направлен на обеспечение не только своих интересов, но и интересов общества. Например, в Конституции РК указано, что собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу. Следовательно, конституционная норма обязывает как госорганы, так и частных собственников использовать собственность не только в своих, но и в общественных интересах;2)метод запрещения применяется преимущественно в отношении государственных органов, общественных образований. В отношении граждан применяется метод запрещения в ограниченных случаях. Например, по Конституции РК «не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам». Конституция запрещает создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований;3)метод признания (не признания) исходит из объективного фактора – законодательного признания естественных прав человека. Государство именно признает естественные права человека, а не дозволяет. Например, в Конституции записано «права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми,»;4)метод дозволения – применяется преимущественно для установления статуса человека и гражданина. Например, право свободного выбора места жительства, кроме случаев оговоренных законом. Нередко Конституция может ограничить действия субъектов, предоставляя свободу действий до определенных рамок, границ.
2. 1. Выдвижение кандидатов в депутаты Сената начинается со дня,следующего за днем назначения выборов, и заканчивается за месяц до дня проведения выборов.
2. Выдвижение кандидатов в депутаты Сената проводится:
1) на сессиях областного (городов республиканского значения и столицы), городского, районных маслихатов. Политические партии, иные общественные объединения через своих представителей в маслихатах предлагают кандидатуры в депутаты Сената Парламента Республики Казахстан. При этом от нескольких маслихатов может быть выдвинут один кандидат;
2) в порядке самовыдвижения. Кандидат в депутаты Сената должен быть поддержан не менее чем десятью процентами голосов от общего числа выборщиков, представляющих все маслихаты области, маслихат города республиканского значения или столицы Республики, но не более чем двадцатью пятью процентами голосов выборщиков от одного маслихата.Порядок проведения совместного заседания выборщиков по выборам депутатов Сената
1. Выборы депутатов Сената проводятся на совместном заседании выборщиков. 2. Совместное заседание правомочно, если на нем присутствует более пятидесяти процентов от числа избранных депутатов, представляющих все маслихаты соответственно области, маслихат города республиканского значения или столицы Республики. 3. Голосование по выборам депутата Сената на совместном заседании считается состоявшимся, если в нем приняло участие более пятидесяти процентов присутствующих выборщиков. 4. Председательствующим на совместном заседании является соответственно секретарь областного, городского (города республиканского значения и столицы республики) маслихата. 5. На совместном заседании выборщиков присутствуют председатель и члены соответственно областной, городской (города республиканского значения и столицы Республики) избирательной комиссии. Областная, городская (города республиканского значения и столицы Республики) избирательная комиссия по результатам голосования составляет протокол подсчета голосов по выборам депутата Сената, который:
1) подписывается председателем и членами избирательной комиссии;
2) оглашается на совместном заседании выборщиков;
3) пересылается в Центральную избирательную комиссию не более чем в двухдневный срок со дня выборов.
1. Право выдвижения кандидатов в депутаты Мажилиса1. Выборы депутатов Мажилиса Парламента, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, проводятся на сессии Ассамблеи народа Казахстана, созываемой Президентом Республики.
2. На сессии Ассамблеи народа Казахстана присутствуют председатель и члены соответствующей территориальной избирательной комиссии столицы Республики либо города республиканского значения, на территории которых проводится сессия.
Совет Ассамблеи народа Казахстана не позднее десяти дней до дня голосования уведомляет Центральную избирательную комиссию о месте проведения голосования.Документом, удостоверяющим проведение сессии Ассамблеи народа Казахстана по выборам депутатов Мажилиса, является протокол сессии, представляемый в территориальную избирательную комиссию.Сессия закрывается после оглашения соответствующей территориальной избирательной комиссией результатов голосования по выборам депутатов Мажилиса. Подсчет голосов на выборах депутатов Мажилиса по партийным спискам Результаты выборов по партийным спискам устанавливаются на заседании Центральной избирательной комиссии на основании протоколов соответствующих территориальных избирательных комиссий, которые пересылаются в Центральную избирательную комиссию не более чем в двухдневный срок со дня выборов. О результатах выборов составляется протокол.
Тест:1.B/D/E.2A/B/E.3B/D/E
Билет 3.
1.Конституционное право - это отрасль права Республики Казахстан, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих основы конституционного строя РК, статус человека и гражданина, государственное устройство, систему органов государственной власти, местного государственного управления и самоуправления. Конституционное право- это выраженная в системе конституционно правовых норм общеобязательная воля народа, обеспеченная принудительной силой государства.
2. Избрание девяноста восьми депутатов Мажилиса осуществляется по партийным спискам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33, пунктом 4 статьи 51 конституции Республики Казахстан и Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» (далее – Закон о выборах) депутатом Мажилиса Парламента может быть лицо, достигшее двадцати пяти лет, состоящее в гражданстве Республики Казахстан и постоянно проживающее на ее территории последние десять лет. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недее-способными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Не может быть кандидатом в депутаты Мажилиса Парламента лицо, имеющее судимость, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке (ст. 4 закона о выборах).
Право выдвижения кандидатов в депутаты Мажилиса, избираемых по партийным спискам, принадлежит политическим партиям, зарегистрированным в установленном порядке, а в отношении кандидатов в депутаты мажилиса, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, - совету Ассамблеи. Политические партии составляют партийные списки в алфавитном порядке государственного языка. партийный список представляется в Центризбирком представителем политической партии одновременно с выпиской из протокола высшего органа политической партии о выдвижении партийного списка. полномочия представителя должны быть подтверждены соответствующими документами. Выдвижение кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, производится советом Ассамблеи. Решение совета Ассамблеи народа Казахстана принимается большинством голосов и оформляется выпиской из протокола.Регистрация партийных списков, представленных политическими партиями, и кандидатов, выдвинутых советом Ассамблеи народаКазахстана, осуществляется Центризбиркомом. Тест:1.D/E/F2.C/E/F.3C/D/E.
Билет 4.
1. Система конституционного права — это совокупность составных частей и элементов конституционного права, характеризующих его внутреннее строение и обособляющих его от других отраслей права.
Исходя из значения Конституции как
действующего непосредственного акта, следует и определить роль конституционного права в
системе права.
1. Отрасли права основываются и проистекают из норм, принципов, идей, положений Конституции. 2. Нормативные правовые акты отраслей должны, независимо от их иерархической соподчиненности, основываться в первую очередь на Конституции.
3. В Конституции даются исходные правила толкования норм права: если закон, указ и т.п.,-противоречит Конституции, то действует норма Конституции. Подзаконные акты должны-, соответствовать законам и т. д. Так, в статье 6 Гражданского кодекса Республики Казахстан
(Общая часть) говорится, что «при возможности различного понимания слов, применяемых в тексте законодательных норм, предпочтение отдается пониманию, отвечающему положениям
Конституции Республики Казахстан и основным принципам гражданского законодательства». Следовательно, конституционное право — основополагающая отрасль системы казахстанского
права. В то же время конституционное право состоит из крупных подотраслей. К ним мы относим: 1) президентское право; 2) парламентское право; 3) судебное право; 4) исполнительное право
(включая муниципальное право); 5) избирательное право
2. Депутаты маслихатов Республики избираются в соответствии с Конституцией РК населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 86 Конституции Республики Казахстан депутатом маслихата может быть избран гражданин Республики Казахстан, достигший двадцати лет и обладающий активным избирательным правом. Гражданин Республики может быть депутатом только одного маслихата.
Не может быть кандидатом в депутаты маслихата гражданин, имеющий судимость, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке, признанный судом недееспособным, а также содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
Выдвижение кандидатов в депутаты маслихатов производится республиканскими или местными общественными объединениями, зарегистрированными в установленном порядке, а также их структурными подразделениями и гражданами - путем самовыдвижения.
Выборы депутатов маслихата Республики проводятся на альтернативной основе. в случае если на день окончания срока регистрации кандидатов по соответствующему избирательному округу зарегистрировано менее двух кандидатов в депутаты маслихата, территориальная избирательная комиссия по представлению соответствующей окружной избирательной комиссии продлевает срок выдвижения кандидатов, но не более чем на двадцать дней.
Избранным депутатом маслихата считается кандидат, за которого проголосовало большее по отношению к другим кандидатам число избирателей, принявших участие в голосовании.
Если выборы были признаны недействительными, территориальная избирательная комиссия принимает решение о проведении повторных выборов. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по тем же спискам избирателей, что были составлены для проведения первоначальных выборов. повторные выборы проводятся не позднее чем в двухмесячный срок после первоначальных выборов.
Тест:1D/E 3возможно C(подпункт исключен - Конституционным законом РК от 14 апреля 2004 года N 545-II). 2) C, D, E 3) A, B и возможно C
Билет 5.
1. Конституционно-правовыми отношениями являются те общественные отношения, которые урегулированы нормами конституционного права. Для возникновения конституционно-правовых отношений (как и любых других правоотношений) необходим еще юридический факт, приводящий норму в действие.
К субъектам конституционно-правовых отношений относятся:
1) Физические лица (в том числе иностранцы и лица без гражданства).2) Общности людей (народ, население административно-территориальных единиц).3) Ассоциации граждан (политические партии и другие общественные объединения).
4) Государства.5) Органы государственной власти.6) Органы местного самоуправления (мэр города, собрание депутатов и т. п.).
Главным субъектом конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без него. Человек вступает в конституционно-правовые отношения с государством через его органы. Вернее, он постоянно находится в этих отношениях, обладая правом потребовать от государства через соответствующие органы защиты своих законных интересов. Это и есть правосубъектность, которая носит общий характер, а для определенных лиц может дополняться специальной правосубъектностью. Субъективные права и обязанности субъектов конкретного конституционно-правовогоотношения составляют его содержание.
Субъективное право - это предусмотренная нормой конституционного права мера возможного поведения участника правоотношения. Основная особенность, характеризующая субъективное право, - возможность использовать его по своему усмотрению участниками (субъектами) конкретного конституционно-правового отношения.
Субъективная обязанность - это предусмотренная юридической нормой конституционного права мера должного поведения субъектов (участников) конституционно-правового отношения.Cубъективные обязанности бывают:активными, предусматривающими необходимость определенных действий; пассивными, предпис-ми необходимость воздержания от определенных действий, запрещенных нормой права.Вопрос об объекте правоотношения в науке не имеет однозначного решения. Существуют две точки зрения:
1.Под объектами правоотношения понимают поведение обязанного лица, которого требует управомоченный субъект этого отношения.2.Объектами правоотношений являются предметы окружающей среды, материальные и нематериальные (духовные и иные социальные) блага, по поводу которых сложились юридические связи.2. Республиканский референдум - всенародное голосование по проектам Конституции, конституционных законов, законов и решений по иным наиболее важным вопросам государственной жизни Республики Казахстан. Проведение референдума основывается на принципах:
1) добровольности участия в референдуме и свободного волеизъявления граждан;
2) всеобщего, равного и прямого права граждан на участие в референдуме при тайном голосовании; 3)гласности. Правом на участие в референдуме обладают граждане республики, достигшие восемнадцатилетнего возраста, вне зависимости от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. В референдуме не имеют право участвовать граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав иных граждан республики на участие в референдуме является недопустимым и наказывается по закону.
Инициатива назначения референдума принадлежит:
1) Президенту Республики Казахстан;
2) Парламенту Республики Казахстан, который обращается с инициативой о назначении референдума к Президенту Республики Казахстан. Выдвижение инициативы осуществляется Парламентом в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопроса вначале в Мажилисе, а затем в Сенате и оформляется соответствующими постановлениями Палат Парламента;
3)Правительству Республики Казахстан, которое обращается с инициативой о назначении референдума к Президенту Республики Казахстан. Выдвижение инициативы осуществляется Правительством на своем заседании большинством голосов от общего числа его членов и оформляется соответствующим постановлением; 4)не менее чем двумстам тысячам граждан республики, обладающих правом на участие в республиканском референдуме, в количественном отношении в равной мере представляющих все области, столицу республики и города республиканского значения, которые обращаются с инициативой о назначении референдума к Президенту республики. Официальное сообщение Центральной комиссии референдума об итогах референдума публикуется в средствах массовой информации не позднее чем в семидневный срок со дня проведения голосования.
1) A, D, G 2) D F,G 3) A D E
Билет 6.
1. Под источником права понимаются формы, в которых выражаются нормы права. В Конституции Республики Казахстан 1995 года в п.1 ст.4 перечисляются источники конституционного права. Нужно заметить, что не все формы нормативно-правовых актов, указанных в Конституции, являются ее источниками. Одни нормативные акты содержат нормы только конституционного права, другие - нормы различных отраслей права.
В зависимости от формы, все источники конституционного права подразделяются на различные виды:
1. Конституция Республики Казахстан - основной источник конституционного права.
2. Конституционные законы. Их принятие и перечень предусмотрены Конституцией (например, ст.92 Конституции). Принимаются по важнейшим для государства вопросам, специально оговоренным в Конституции, и в более сложном по сравнению с обычными законами порядке. Принимаются 2/3 голосов от общего числа депутатов.
3. Обычные законы принимаются, как правило, депутатами Парламента Республики Казахстан простым большинством голосов - 50% + 1 голос
Необычные законы вносят изменения и дополнения в Конституцию, принятые Парламентом большинством голосов депутатов каждой из Палат Парламента Республики, и законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, принятые референдумом.
4. Постановления Палат Парламента РК.
5.Указы Президента РК, в свою очередь, подразделяются на:
a. Указы, имеющие силу конституционного закона;
b. Указы, имеющие силу закона;
c. Подзаконные нормативные указы.
Но не все нормативные указы Президента являются источником конституционного права, ими могут быть только указы, которые содержат конституционно-правовые нормы.
6. Декларация о государственном суверенитете от 25 октября 1991 года, провозглашающая принципы суверенитета, закрепленные в Законе о государственной независимости Республики Казахстан, в Конституциях 1993 г. и 1995г. и других конституционных актах.
7. Постановления Правительства Республики Казахстан, акты министерств и ведомств.которые содержат в себе нормативные предписания, нормы права.
8. Решения Конституционного Совета Республики Казахстан.
9. Нормативно-правовые акты местных представительных органов и органов местного самоуправления,содержащие конституционно-правовые нормы (решения, уставы, положения) . Носят локальный характер.
10. Международные договоры,ратифицированные на межгосударственном уровне.
При коллизии норм внутригосударственного права и норм международного права приоритет отдается последним.
2. ФОРМА ГОСУДАРСТВА- такое строение государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, методы, приемы и способы осуществления государственной власти, территориальную организацию населения.а) форма правления – особый порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления, распределение компетенции между ними (монархия-это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.) и республика- это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.(франция США индия ирландия);
б) форма государственного устройства – способ территориального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей (унитарное, федерация, конфедерация);
в) политический режим – методы и приемы осуществления государственной (политической) власти (демократический и антидемократический).
1) А, F G 2) A, B, G 3) C, E, F
Билет 7.
1. 1. Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан.
2. Соотношение юридической силы иных, кроме Конституции, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням:
1) законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;
2) конституционные законы Республики Казахстан и указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона;
2-1) кодексы Республики Казахстан; 4) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат;
5) нормативные указы Президента Республики Казахстан;
6) нормативные постановления Правительства Республики Казахстан;
7) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления центральных государственных органов и нормативные постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан;
8) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов.
3. Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не может противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней.
4. Вне указанной иерархии находятся нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан.
5. Иерархия нормативных решений маслихатов, нормативных правовых постановлений акиматов и нормативных правовых решений акимов административно-территориальных единиц определяется Конституцией Республики Казахстан и законодательными актами о местном государственном управлении.
6. Нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан основываются только на Конституции Республики Казахстан и все иные нормативные правовые акты не могут им противоречить.
2. Политический режим — одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти.
Тоталитаризм (лат. totalis — весь, целый, полный) — политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия — деспотии, тирании, военной диктатуры и др.
Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние; auctor — зачинатель, основатель, автор) — политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы. Для авторитаризма характерны высокая централизация власти; огосударствление многих сторон общественной жизни; командно-административные методы руководства; безоговорочное подчинение власти; отчуждение народа от власти; недопущение реальной политической оппозиции; ограничение свободы печати.
Демократия (от греч. demos — народ и kratos — власть) — власть народа, или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти. Важнейшими признаками демократии являются:
ñюридическое признание верховной власти народа;
ñпериодическая выборность основных органов власти;
ñвсеобщее избирательное право, в соответствии с которым каждый гражданин вправе принимать участие в формировании представительных институтов власти;
ñравенство прав граждан на участие в управлении государством — каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность;
ñпринятие решения большинством голосов и подчинение меньшинства большинству;контроль представительных органов за деятельностью исполнительной власти;подотчетность выборных органов своим избирателям.
Прямая демократия - весь народ (имеющие право голоса) непосредственно принимает решения и следит за их исполнением. Такая форма демократии наиболее характерна для ранних форм демократии, например, для родовой общины. Плебисцитарная демократия - народ принимает решение лишь в определенных случаях, например во время референдума по какому-то вопросу.
Представительная демократия - народ избирает своих представителей, а они от его имени управляют государством или каким-то органом власти.
1) C, F, G 2) B, E, G 3) A C G
Билет 8.
1. История становления нового конституционного законодательства Республики Казахстан берет свое начало с момента внесения изменений в Конституцию Казахской ССР Законом Казахской ССР «Об учреждении поста Президента» от 24 апреля 1990 года. Это закон не относится к разряду обычных изменений Конституции, каких было немало раньше.Важным актом конституционного характера первого этапа является Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года.В Декларации отсутствует классовый подход к определению социальной основы государства. Единственным носителем суверенитета и носителем государственной власти провозглашался народ.Второй этап конституционного строительства начинается с принятия Закона Республики Казахстан «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики» от 10 декабря 1991 года. Хотя закон не назывался конституционным, он фактически был таковым, поскольку вносил изменения в Конституцию Казахской ССР, снимая идеологическую основу государственной организации.Наконец, 16 декабря 1991 года был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан". Третий этап становления конституционного законодательства Казахстана начинается с принятия Верховным Советом первой Конституции суверенного Казахстана в январе 1993 года. Четвертый этап становления конституционного законодательства связан с принятием Конституции 1995 года, ныне действующей. Этот этап продолжается на современном этапе.
2. Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами. Монархия - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству. Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные. Республика - это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную). Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту.
1) C, D, F 2 B C D 3) A, B, F
Билет 9.
1. Конституция- это основной закон общества и государства, выражающий общую волю народа, обладающий наивысшей юридической силой и закрепляющий важнейшие принципы и институты социально-экономической, общественно-политической и духовно-нравственной жизни общества
Основные принципы:
1. Принцип общественного согласия.
2. Установление политической стабильности в стране.
3. Принцип стабильного экономического развития.
4. Казахстанский патриотизм.
5. Принцип решения наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами.
Сущность К- вопрос о соц.-полит. назначении К!, о том чьи интересы и в какой мере отражает данный документ в обществе.
Юридические свойства Конституции - существенные признаки, отличающие ее от других нормативных актов. Основными юридическими свойствами Конституции являются следующие:
Верховенство. Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает: нормы Конституции - источник других отраслей права; нормативные правовые акты принимаются только органами, указанными Конституцией; все нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции; государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию. Верховенство Конституции устанавливается самой Конституцией.
Учредительный характер. Это свойство выражается в следующем. Конституция учреждает основы государственного строя и механизм осуществления государственной власти; нормы Конституции являются первичными по отношению к другим нормативным правовым актам.
Прямое действие. Это свойство означает, что нормы Конституции обязательны к исполнению законодательной, исполнительной и судебной властями; нормы Конституции могут быть использованы в суде для защиты своих прав.
Особый порядок принятия и изменения Конституции. Это значит, что Конституция может быть изменена лишь конституционно же правомочным органом, в особом порядке и таким актом, который обладает равной с Конституцией юридической силой.
Правовая охрана Конституции — это совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности. Особое место в защите Конституции и конституционного строя принадлежит Президенту РК, который как глава государства и его высшее должностное лицо является гарантом незыблемости Конституции; обязанность строго следовать Конституции входит в содержание его присяги.
2. Форма государственного устройства - национальное и администpативно-теppитоpиальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти. 1.Унитарное государство - единое, централизованное государство, составные части которого не обладают суверенностью и представляют собой административно-территориальные образования. Алжир армения рк киргизия 2.Федеративное государство. В отличие от унитарной, федеративную форму государственного устройства называют "сложной", поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственности.Австралия автсрия россия бельгия германия
3. Конфедерация - межгосударственное образование, это временный союз государств, созданный для достижения каких-либо целей (военных, экономических, политических). Швейцария, несмотря на своё официальное название — Швейцарская Конфедерация — в настоящее время представляет собой классическую федерацию, хотя многие века (1291—1848) действительно была конфедерацией.
1) А D E 2) B D F 3) A, B, G
Билет №10.
1.Основные черты характеризуют конституцию как специфическую реальность, оказывающую мощное воздействие на общественные отношения. Являясь концентрированным политическим выражением состояния общества, уровня его развития, конституция регулирует основополагающие сферы его жизнедеятельности. Это и находит свое воплощение в ее характерных чертах.
Характерной чертой Конституции РК является ее адекватный характер складывающимся в обществе общественным отношениям. Она отражает переходный характер казахстанского общества, противоречивый способ его существования.
К характерной черте Конституции относится наличие в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства.
Характерной чертой Конституции Каз-на яв-ся также ее прямое действие. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.
Наконец, для Конституции РК характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Основополагающими принципами КП яв-ся общественное согласие, полит.стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм и решение наиболее важных вопросов гос-ной жизни демократическими методами.
Функции Конституции (направление воздействия на развитие общественных отношений).
1) Учредительная (народ осуществляет гос. власть через политические и государственно-правовые институты)
2) внешнеПолитическая (Конституция выражает волю и интересы граждан, закрепляет основы общественного устройства, устанавливает систему органов гос. власти, определяет характер взаимоотношений м/у личностью и государством).
3) Идеологическая (Конституция отражает и закрепляет политическое и правовое сознание народа; защищает опр-ную систему ценностей в области национальной, религиозной и семейной жизни).
4) Юридическая (закрепление основных устоев общества и гос-ва; определяет принципы развития экон-й, политической и духовной жизни; обеспечивает юридическую охрану прав и свобод человека и гражданина).
5) Управленческая (определяет систему, организацию и деятельность государственных органов).
6)Духовно-нравственная
7)социально-экономическая
Конституционный статус Президента Республики Казахстан
Президент является символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом; ему принадлежит право выступать от имени народа и государства. гражданин Казахстана по рождению
не моложе сорока лет
свободно владеющий государственным языком
проживающий в Казахстане не менее 15 лет
не может являться служителем какого-либо культа
должен обладать активным избирательным правом. не вправе быть депутатом представительного органа
занимать иные оплачиваемые должности
осуществлять предпринимательскую деятельность
на период осуществления своих полномочий приостанавливает свою деятельность в политической партии. Президент избирается сроком на пять лет
Право выдвижения кандидатов в Президенты принадлежит республиканским общественным объединениям
гражданам — путем самовыдвижения
Регистрация кандидатов в Президенты осуществляется Центральной избирательной комиссией. Регистрация кандидатов в Президенты начинается за два месяца и заканчивается за сорок дней до дня выборов. проводятся в первое воскресенье декабря и не могут совпадать по срокам с выборами нового состава Парламента Республики Казахстан. Присяга приносится во вторую среду января в торжественной обстановке в присутствии депутатов Парламента, членов Конституцион-ного Совета, судей Верховного суда, а также всех бывших Президентов Республики.
Правовой статус Президента определяет ст. 40 Конституции, кот. определяет место Президента в системе органов гос-ной власти. Президент обеспечивает согласованное функционирование всех вет-вей гос-й власти и ответственность органов власти перед народом.
Порядок выборов Президента РК опр-ся Конституцией и законодательством о выборах. В соответствии с Конституцией, Президент избирается совершеннолетними гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на семь лет. Согласно Конституции и законодательству о выборах.Президент может быть досрочно освобожден от должности:- при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни.- при отрешении Президента от должности (импичменте).
В случае досрочного освобождения или отрешения от должности Президента, его смерти полномочия Президента республики на оставшийся срок переходят последовательно к:- Председателю Сената Парламента;- Председателю Мажилиса;- Премьер-министру.
Конституция устанавливает ограничения, связанные с пребыванием в должности През-та Рес-ки.1 C D F 2 B F G 2 A D E
Билет №11.
1.Реализация конституционных норм - это такое поведение субъектов конституционных правоотношений, в котором воплощаются предписания норм конституционного права (правомерное поведение), практическая деятельность органов государства, должностных лиц и граждан по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей.
Можно выделить 4 формы реализации норм конституционного права:
Соблюдение - основная форма, посредством которой реализуют свои обязанности все субъекты общественных отношений. Соблюдать - значит выполнять предписанное, установленное в Конституции.
Исполнение предполагает активное поведение, требует активных действий от субъектов конституционных правоотношений по выполнению возложенных на них обязанностей.
Использование - такая форма реализации норм конституционного права, когда субъекты конституционно-правовых отношений по своему усмотрению используют предоставленные им права или правомочия
Применение конституционных норм имеет свою специфику. Это властная деятельность органа государства, должностного лица или иных органов по уполномочию государства на принятие (издания) акта, с помощью которого реализуются конституционные нормы.
Гарантией соблюдения Конституции являются обязанности, адресованные гражданам (уважение прав и свобод других граждан; беречь национальные ценности и историко-духовные культурные наследия; платить налоги; охранять природную среду; охранять страну).
Подчинение вступившим в законную силу решениям судов и законов. Уважение конституционного порядка со стороны граждан применяется (например) в неприменении силы (кроме случаев самообороны).
Следующий вид гарантий соблюдения конституции – активные формы поведения граждан, гарантирующие соблюдение конституции (обращение в суд). Необходимо признать за народом права активного действия, когда появляется угроза конституционному строю.
2. Согласно Конституции РК, принятой на республиканском референдуме 30 августа 1995 года двухпалатный Парламент РК яв-ся высшим представительным органом Рес-ки, осуществляющим законодательные функции. Организация и деятельность Пар-та РК, правовое положение его депутатов определены Конституцией, Конституционным Законом «О Пар-те РК и статусе его депутатов» и др законодательными актами. Полномочия Пар-та начинаются с момента открытия его первой сессии и заканчиваются с началом работы первой сессии Парламента нового созыва.Досрочное прекращение полномочий Парламента может быть осуществлено только в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РК. Парламент состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.
Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы РК на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики. Пятнадцать депутатов назначаются Президентом Рес-ки с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. Срок полномочий депутатов Сената – шесть лет. Палату возглавляет Председатель, избираемый Сенатом из числа депутатов, свободно владеющих государственным языком, тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Палаты. Кандидатура на должность Председателя Сената выдвигается Президентом Республики Казахстан.
Мажилис состоит из ста семи депутатов. Девяносто восемь депутатов Мажилиса избираются от политических партий по партийным спискам по единому общенациональному округу на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана. Очередные выборы депутатов Мажилиса проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока полномочий действующего созыва Парламента. Срок полномочий депутатов Мажилиса – пять лет.
Палату возглавляет Председатель, избираемый Мажилисом из числа депутатов, свободно владеющих государственным языком, тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Палат. Кандидатуры на должность Председателя Мажилиса выдвигаются депутатами Палаты.
1.D E F 2 A B E 3 CDF
Билет №12.
1. Конституционный строй: исторически конкретная система экономических, социальных, политических и духовно-культурных отношений закреплённых в конституции данной страны. Признаки: Наличие разработанной и принятой демократическим путём Конституции. Независимость судебной власти Провозглашение и реальное обеспечения прав и свобод граждан. Реальная многопартийность. Развитая система самоуправления. Реальное разделение ветвей власти. Социальная политика, направленная на социально уязвимые слои населения. Выборность и сменность высших и местных органов власти.Элементы основ конституционного строя:Форма государственного устройства – внутренняя структура государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определённые взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Фома правления - определяет способ организации верховной государственной власти.