Вопрос 33. Эволюция советского трудового права
Трудовое право было направлено на обеспечение народного хозяйства новыми кадрами, повышение культурно-технического уровня работников, решение вопросов оплаты труда. Оно способствовало развитию массового социалистического соревнования, укреплению трудовой дисциплины. В области трудовых отношений Конституция 1936 г закрепляла следующие права: право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, равные права на труд женщины и мужчины. Также Конституцией закреплялась обязанность граждан трудиться.
С октября 1930 г. в связи с ликвидацией безработицы прекратилась выплата пособий по безработице.
С 20 декабря 1938 г. Постановлением СНК СССР были введены единые трудовые книжки.
Трудовое законодательство вводило меры поощрения для добросовестных работников. В декабре 1938 г. были приняты положения о присвоении высшего трудового отличия — звания Героя Социалистического Труда и о награждении медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие».
В 1940 г. в связи с возросшей военной опасностью на всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и в учреждениях был введен 8-часовой рабочий день, за исключением профессий с вредными условиями труда. Одновременно с этой мерой устанавливалась шестидневная рабочая неделя.
Вопрос 34. Основные тенденции развития трудового права в Российской Федерации.
Тенденции — это основные направления формирования и развития правовых норм данной отрасли или ее отдельных институтов. Отражая уровень общественного развития, тип демократии, достижения юридической науки и практики, тенденции показывают направления изменений в трудовом законодательстве, что позволяет совершенствовать его и практику применения норм трудового права.
Тенденции связывают воедино прошлое, настоящее и будущее трудового права Российской Федерации, его институтов и характеризуют эту отрасль в динамике, черты ее развития, хотя ряд правовых норм может и не соответствовать (отклоняться) в тот или иной период отдельным его тенденциям. Вот характерный пример. 5 февраля 1988 г. в Кодекс законов о труде были внесены существенные изменения, касающиеся правил о переводах работников на другую работу, их увольнения и других вопросов: сужено понятие перевода, основания увольнения увеличены за счет п. I1 ст. 33 (увольнение лиц, достигших пенсионного возраста), который затем Конституционным Судом РФ был признан антиконституционным и отменен законодателем. Указанные изменения, внесенные в Кодекс, противоречили тенденции демократического развития трудового законодательства. Подобные отклонения имеются и в нынешний переходный период. Так, в редакции Кодекса законов о труде 1992 года, а ныне в Трудовом кодексе сокращены права профсоюзных органов на производстве и трудовых коллективов, что противоречит тенденции демократизации трудового законодательства, развитию производственной демократии.
В новых социально-экономических и политических условиях реформируется трудовое законодательство, все более приспосабливаясь к рыночным отношениям. Сейчас мы имеем уже определенную систему нового российского трудового законодательства (см. гл. 2 Учебника). Его анализ позволяет выделить следующие основные тенденции развития российского трудового права.
1. Появившаяся с переходом к рыночным отношениям безработица и ее рост вызвали принятие мер по содействию занятости,что получило закрепление в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями и в ряде других нормативных правовых актов. Закрепляется легально в Законе государственная политика в области занятости населения.
2. Демократизация трудового законодательства.Это касается механизма установления, изменения и прекращения трудовых отношений, разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров и иных вопросов труда. Эта тенденция появилась уже в первом КЗоТ 1918 года и в советское время была значительно расширена. Ныне о ней свидетельствуют сокращение сферы ведомственного рассмотрения индивидуальных трудовых споров, закрепление права на забастовку и ее регламентация, возрастание роли договорного регулирования труда и другие явления (увеличение основных и дополнительных отпусков и др.). Но следует также отметить, что с появлением безработицы, кризиса производства, с закрытием многих предприятий производственная демократия резко сужена, уменьшены права профсоюзов на производстве и ликвидированы полномочия трудовых коллективов, что отражает сужение производственной демократии, которую развитые страны, наоборот, постепенно расширяют.
3. Расширение сферы действия трудового законодательства(см. § 3 настоящей главы Учебника).
4. Закреплениев трудовом законодательстве Российской Федерации норм международно-правового регулирования труда,которые становятся частью национального трудового права в соответствии со ст. 15 Конституции РФ. Надо отметить, что отдельные эти нормы по своему содержанию, гарантиям защищенности работников ниже имевшихся ранее в союзном трудовом законодательстве.
5. Углубление и расширение дифференциации правового регулирования трудапутем создания не только специальных норм — льгот, но и норм приспособлений и изъятий (например, по Закону о государственной службе и другим актам). В Трудовом кодексе эта тенденция развития отразилась в разд. XII, где расширена и углублена дифференциация трудового права России.
6. Усиление правовой защищенности работников —расширение коллективно-договорного и индивидуально-договорного регулирования труда, установление в централизованном законодательном порядке уровня гарантий, ниже которого стороны договоров (соглашений) не могут устанавливать условия труда, но могут повышать их без ограничения в сторону улучшения положения работников. Трудовой кодекс в разд. XIII «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства» следует этой тенденции.
7. Развитие правового регулирования социально-партнерских отношенийна более высоком, чем предприятие, уровне, что раньше было пробелом в трудовом законодательстве. Трудовой кодекс вынес из всех институтов Особенной части трудового права на первое место разд. II «Социальное партнерство в сфере труда».
Новое российское трудовое законодательство призвано обеспечить социальную защищенность работников от негативных сторон рыночных отношений. При создании новых актов не должны ухудшаться завоеванные несколькими поколениями россиян социальные права и их гарантии. По существу, это предусматривает и п. 2 ст. 55 Конституции РФ.
Вопрос 35. Особенности регулирования семейно-брачных отношений в Российской империи в XIX–начале XX вв.
На протяжении всех истории развития российского гос-ва законодатель обращал пристальное внимание на регулир брачно – семейных отношений. После христианизации Руси институты брачно – семейного права развивались в соответствии с каноническими правилами. По церковному уставу Ярослава моногамная семья являлась объектом защиты со стороны церкви. Церковь требовала обязательного венчания. В 18 в было принято неск гос актов, регулир семейные отношения. Указ Петра 1 от 3 апреля 1702 г. отразил принцип добровольности вступления в брак. Указом от 1714г. «О единонаследии» повышался брачный возрасти была сделана попытка ввести образовательный ценз для дворян, вступающих в брак. С 1721 г разреш браки между православными и христианами других конфессий. С 1744 г были запрещены браки лиц старше 80 лет.
Систематизация законодательства в сфере семейного права связ с изданием Свода Законов РИ.
Обязательным условием признания брака являлось освещение его церквью. Причем данное положение распространялось не только на лиц православного вероисповедания , но и на представителей других религий, существ в Рос Ипер. Каждый брак записывался в спец метрическую книгу, которая велась в приходе. Формуляр метрических книг был утвержд в 1838 г. Еще важным условием вступл в брак явл согласие обеих сторон. Мужчины могли вступать в брак с 18 лет, женщины с 16. Было запрещено вступать в брак более 3х раз. Нельзя вступать в брак монашествующим , посвященным в иерейский сан, родственникам. Брак прекращался в связи со смертью одного из супругов. Расторгался брак «формальным духовным судом» по просьбе одного из супругов в след случаях: при доказанности прелюбодеяния, когда один из супругов приговорен к наказанию, при безвестном отсутствии супругов. Права и обяз супружества делились:
- личные (носили сословных характер, когда жена ниже мужа по сословию)
- имущественные
В своде законов была глава «О власти родительской». В случае споров между родителями мнение отца имело реш значение. Родителям предоставл след права: представлять интересы детей и управлять их имуществом, применять домашние исправительные меры для исправлении детей «строптивых и неповинующихся», отрекаться от детей забывших Страх Божий и поднявш руку на родителей, также отречение от дочери, «предавшейся распутной жизни». Родители обязаны были содержать детей после их 18 летия если они еще нуждались в попечении родителей. Родители освобожд от попечения, после вступления детей в брак.
В конце 19 в. гос-во взяло на себя регулир части вопросов в сфере брачно-семейных отношений. Оно предпринимает попытки в области совершенствования таких семейных институтов как брак, вдовство и опека. Наиболее остро в это время встали проблемы введения гражданской формы брака , упрощение процедуры развода, уравнивание в правах внебрачных детей. Гражданский брак, впервые допускается российским законодательством с 19 апреля 1874г. когда были изданы Правила, разрешающие старообрядцам – бесполовцам регистрировать браки в полицейских участках. Это было вызвано тем, что российское правительство не признавало раскольничье духовенство и заключ ими браки. Что касается всех остальных гос-во настаивало на регистрации брака исключ по религиозным канонам конфессии, к которой принадлежали лица, вступившие в брак.
В 1902г. Россия отказалась подписать Гаагскую конвенцию о взаимном признании браков, заключенных в иностранных гос-вах по их законам. Причина заключ в том, что российское законодательство о браке основывалось на религиозных правилах, которые не допускали браки между христианами и представителями других религий.
Во второй половине 19 - начале 20 в. формируется институт опеки и попечительства. Субъектами опекунских отношений выступали: старший в семье, вдова, отчим, достойный житель деревни, опекун блюститель имущества, опекунское учреждение. Опека назначалась над несовершеннолетними, кроме того законодательство позволяло опекаемому самому выбирать себе опекуна. Опред субъекта и объекта опеки могли осущ сельским сходом, завещанием, приходскими священниками, духовной властью, дворянской опекой, сиротскими судами с привлечением других гос учреждений.
Дело призрения дете оставшихся без попечения родителей регулир как со стороны гос ва , так и со стороны ведомств благотворит направленности.
Таким образом: развитие институтов семейного права и законодательства в сфере регулир брачно-семейных отношений в России в 19 – нач 20в. сохранило свою связь с церковными правилами и канонами, а также сословный хар – р.