Семинар 10. Конституционные модели судебной власти
- Судебная власть в системе разделения властей.
- Конституционные основы судебной организации.
- Конституционные принципы правосудия.
- Конституционный статус судей.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / Б.А. Страшун [и др.]; отв. ред. Б.А. Страшун. – М.: Норма, 2007. - С. 610-652.
- Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / М.В. Баглай [и др.]; под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина - М.: Норма, 2009. - С. 328-352.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Автономов, А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / А.С. Автономов. - М.: Проспект, 2007. – 548 с.
- Конституции зарубежных государств: учебное пособие / сост. В.В. Маклаков. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – 608 с.
- Конституции зарубежных стран: сборник / сост. В.Н. Дубровин - М.: Юрлитинформ, 2006. - 447 c.
- Хачим, Ф.И. Конституционное право стран Ближнего Востока (Иран, Египет, Израиль, ОАЭ, Ирак) / Ф.И. Хачим. - М.: РУДН 2001. – 131 с.
Семинар 11. Модели конституционного правосудия
1.Конституционное правосудие в системе правовой защиты конституции.
2.Организация органов конституционного правосудия.
3.Компитенция(юрисдикция) органов конституционного правосудия.
4.Контроль за конституционностью нормативно-правовых актов.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / Б.А. Страшун [и др.]; отв. ред. Б.А. Страшун. – М.: Норма, 2007. -С.71-86.
- Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / М.В. Баглай [и др.]; под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина - М.: Норма, 2009. – С.73- 78,347-354.
- Мишин, А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для вузов / А.А. Мишин. – М.: Юстицинформ, 2009. - С. 3-15.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Клишас, А.А. Конституционный контроль и конституционное правосудие зарубежных стран: сравнительно- правовое исследование / А.А. Клишас. - М.: Междунар. отношения, 2007. - 495 c.
- Хабриева, Т.Я. Теория современной конституции / Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин. - М.: Норма, 2007. – 320 с.
- Автономов, А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / А.С. Автономов. - М.: Проспект, 2007. – 548 с.
- Алебастрова, И.А. Конституционное право зарубежных стран: учебник / И.А. Алебастрова. - М.: Проспект, 2008. – 621 с.
- Енгибарян, Р.В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции / Р.В.Енгибарян. – М.: Норма, 2007. – 496 с.
- Хачим, Ф.И. Конституционное право стран Ближнего Востока (Иран, Египет, Израиль, ОАЭ, Ирак) / Ф.И. Хачим. - М.: РУДН 2001. – 131 с.
- Клишас, А.А. Конституционная юстиция в зарубежных странах / А.А. Клишас. - М.: Междунар. отношения, 2004. - 285 c.
- Клишас, А.А. Конституционный контроль и конституционное правосудие зарубежных стран: сравнительно- правовое исследование / А.А. Клишас. - М.: Междунар. отношения, 2007. - 495 c.
Семинар 12. Муниципальные системы в зарубежных странах
- Понятие и основные принципы местного самоуправления.
- Система местного самоуправления.
- Порядок формирования органов местного самоуправления.
- Компетенция органов местного самоуправления.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / Б.А. Страшун [и др.]; отв. ред. Б.А. Страшун. – М.: Норма, 2007. - С. 689-704
- Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / М.В. Баглай [и др.]; под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина - М.: Норма, 2009. - С. 291-311
- Мишин, А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для вузов / А.А. Мишин. – М.: Юстицинформ, 2009. - С. 227-264
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Енгибарян, Р.В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции / Р.В.Енгибарян. – М.: Норма, 2007. – 496 с.
- Конституции зарубежных государств: учебное пособие / сост. В.В. Маклаков. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – 608 с.
- Конституции зарубежных стран: сборник / сост. В.Н. Дубровин - М.: Юрлитинформ, 2006. - 447 c.
- Хабриева, Т.Я. Теория современной конституции / Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин. - М.: Норма, 2007. – 320 с.
- Хачим, Ф.И. Конституционное право стран Ближнего Востока (Иран, Египет, Израиль, ОАЭ, Ирак) / Ф.И. Хачим. - М.: РУДН 2001. – 131 с.
Словарь терминов
АБСЕНТЕИЗМ - в науке конституционного права термин, означающий добровольное неучастие избирателей в голосовании на выборах или референдуме.
АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ - разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха.
АВТОНОМИЯ (гр. autonomia — самоуправление)— в праве в широком смысле определенная степень самостоятельности каких-либо органов, организаций, территориальных и иных общностей в вопросах их жизнедеятельности. В зависимости от субъекта, характера и целей предоставления А. может классифицироваться на ряд типов и видов. А. делится по субъекту на два типа: А. учреждений и А. общностей. А. общностей может быть территориальной и экстра территориальной (культурной). Территориальная А. делиться на административно-территориальную (местную, региональную) и государственную (политическую, законодательную).
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ( местная, региональная) АВТОНОМИЯ —
один из способов децентрализации гос. власти в унитарном государстве. Статус субъектов А.-т.а. выше, чем у обычных административно-территориальных единиц, но ниже, чем у субъектов национально-гос. автономии или субъектов федерации. Субъект А.-т.а. не имеет признаков гос. образования. А.-т.а. выражается в наличии у ее субъектов системы самостоятельно формируемых органов исполнительной и представительной власти, а также полномочий издавать нормативно-правовые акты по установленному центром кругу вопросов. Правовой статус субъектов А.-т.а. определяется специальным актом (статутом), устанавливаемым или утверждаемым общегос. законом. Органы субъекта А.-т.а. осуществляют свою деятельность под надзором центральных органов власти, которые, как правило, назначают для этого своих представителей (губернаторов, комиссаров и т.д.). Региональные законы могут быть отменены центральными органами, если они противоречат обще гос. интересам.
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО (деление) — разделение территории унитарного государства или территории субъектов федеративного государства на определенные части: области, провинции, губернии, департаменты и т.п., в соответствии с которым строится и функционирует система местных органов государства. А.-т.у. обычно отражает естественноисторические, национальные и социально-экономические особенности данного государства. А.-т.у. может быть двух- звенным (США, Дания, Болгария), трех- звенным (Великобритания, Франция, Италия, Канада, Индия), четырехзвенным (ФРГ, Колумбия, Камерун, Сенегал). В самых малых государствах (Науру, Тувалу, Мальта, Бахрейн) вообще нет А.-т.у. В РФ А.-т.у. определяется субъектами РФ самостоятельно.
АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - право избирать в выборные гос. органы и органы местного самоуправления. В настоящее время в подавляющем большинстве государств мира принадлежит всем совершеннолетним гражданам независимо от пола, рода занятий, имущественного положения, образования и т.п. В виде исключения встречаются отдельные случаи ограничения А.и.п. повышенным возрастным цензом (20 лет — в Греции, 21 год — в Малайзии, Марокко, Боливии и др.), цензами грамотности (Таиланд, Кувейт) и оседлости (Эстония, Ботсвана).
ВЕТО (лат. veto — запрещаю) — в современных государствах акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения каких-либо органов. Особенно важное значение имеет предоставляемое главе государства право налагать В. на законы, принятые парламентом. Различают абсолютное (или резолютивное) В., когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, принятого парламентом, и относительное (отлагательное или суспенсивное) В., когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу, поскольку парламенту предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием. При этом для вторичного (окончательного) принятия законопроекта в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство голосов (напр., в РФ и США — 2/3 голосов каждой палаты). Различаются также общее и частичное (выборочное) В. Первое означает возможность отклонения только всего акта в целом, второе может быть наложено также и на отдельные части или ст. какого-либо акта.
ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ — постоянный заместитель президента в некоторых странах с республиканской формой правления (США, Бразилия, Индия, Казахстан и др.). В.-п. избирается, как правило, на тот же срок и тем же способом, что и президент. Требования, предъявляемые к кандидату в В.-п., обычно те же, что и к кандидату в президенты. В.-п. согласно конституциям ряда государств (США, Индии, Аргентины) является по должности председателем верхней палаты парламента. В.-п. при наступлении ряда обстоятельств (смерти, отставки, отстранения, болезни, отсутствия президента) либо автоматически становится президентом (напр., в США, Аргентине), либо замещает его должность лишь на время действия данных обстоятельств (напр., Индии).
ВОТУМ ДОВЕРИЯ – постановка на голосование парламента (его нижней палаты) вопроса об оценке деятельности правительства, которое в случае неблагоприятного для правительства решения влечет за собой его отставку. В.д. – основная форма реализации принципа ответственности правительства перед парламентом в парламентских и полупрезидентских республиках. В обязательном порядке вопрос о В.д. ставиться (это предусматривают многие конституции), когда вновь сформированное правительство излагает парламенту свою программу деятельности. В отдельных случаях вопрос о доверии может возникнуть в связи с политическим или экономическим курсом правительства, какой либо его конкретной акции, предложенным им важным законопроектом.
ВЫБОРЫ – важнейший институт современной демократии, одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления) и замещения некоторых высших государственных должностей (например, президента).
В отличие от декоративных В. при тоталитарных и диктаторских режимах, когда народ лишен возможности выразить свою действительную волю и лишь одобряет предписания властей, демократические свободные В. играют важную роль в определении политических сил, партий, лидеров, которые в течение установленного законом срока будут осуществлять руководство государством в целом или его отдельными регионами и территориями. Свободные и демократические В. возможны при трех условиях: их альтернативности, свободы проведения избирательной кампании и свободы волеизъявления избирателей.
ГЛАВА ГОСУДАРСТВА — конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо, считающееся верховным представителем государства и, как правило, носителем исполнительной власти. В парламентарных монархиях(Великобритания, Швеция, Испания, Япония) Гг. является монарх (король, император), власть которого, как правило, передается по наследству от одного представителя царствующего дома к др. в установленном законом порядке. В странах с республиканской формой правления Г.г. — президент, который избирается либо непосредственно населением (РФ, Мексика), либо в порядке косвенных (США, Аргентина), либо многостепенных (Италия, ФРГ, Индия) выборов. Почти во всех государствах мира существует индивидуальный Гг., в отдельных случаях – это коллегиальный орган. В президентских республиках (США, Мексика) он одновременно является главой исполнительной власти. Формально почти все конституции наделяют Гг. обширными полномочиями. Фактически в парламентарных государствах все полномочия Гг. осуществляются от его имени правительством.
ГЛАВА ПРАВИТЕЛЬСТВА — руководитель высшего коллегиального органа исполнительной власти в государстве или его самоуправляющейся части. В разных странах Г.п. может именоваться различным образом: премьер-министр, председатель совета министров, министр-председатель, федеральный канцлер и т.д. Г.п. назначается на должность главой государства; в парламентарных государствах, а также в республиках смешанного типа Г.п., как правило, становится либо лидер партии, одержавшей победу на парламентских выборах, либо один из лидеров партий, составляющих правительственную коалицию. В некоторых президентских республиках (напр., в Туркменистане, Узбекистане) Г.п. официально является президент.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного (гос.) права. Г.с. может отличаться от конституционного строя (см. Конституционный строй), если воздействие государства на общество проявляется в неправовой форме в обход Конституции и иных легитимных источников права.
ГОСУДАРСТВО - 1) В теории права - определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на всё общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий - механизм Г., его аппарат. Основные направления деятельности Г. - его основные функции подразделяются на внутренние (деятельность в пределах общества) и внешние (межгос. отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.
2) Понятие, под которым в конституционном праве подразумевается совокупность официальных органов власти (правительство, парламент, суды и др.), действующих в масштабе страны или субъекта федерации, либо пользующихся законодательной автономией территориального сообщества.
ГРАЖДАНСКИЕ (ЛИЧНЫЕ) ПРАВА - совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Эти права и свободы составляют основу всего правового статуса человека.
ГРАЖДАНСТВО - устойчивая правовая связь лица с конкретным государством. Проявляется как взаимоотношение между государством и лицами, находящимися под его властью: государство признает и гарантирует права и свободы человека, защищает и покровительствует ему за границей. В свою очередь, гражданин безусловно соблюдает законы и предписания государства, выполняет установленные им обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей составляет политико-правовой статус гражданина, отличающий его от иностранных граждан и лиц без Г.
ДВУХПАЛАТНАЯ СИСТЕМА (бикамерализм) - структура общенациональных представительных учреждений — парламентов, при которой парламент состоит из двух палат, как правило, обладающих разной компетенцией. Исторически нижняя палата традиционно считалась более демократической, поэтому ей противопоставлялась верхняя палата, которая должна была представлять интересы аристократии и играть роль тормоза по отношению к нижней палате. Д.с существует в настоящее время как в федеративных, так и в унитарных государствах. Нижняя палата парламента всегда избирается непосредственно населением. Верхняя палата формируется различными способами.
Делегированное законодательство - в некоторых государствах (Франция, Италия, Испания, Польша) издание правительством по уполномочию (делегации) парламента нормативных актов, фактически обладающих силой закона.
Дуалистическая монархия - один из двух видов конституционной монархии, наряду с парламентарной. Является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. При Д.м. власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально ( т. е. в силу конституционных норм), и еще больше фактически ( в силу слабости, неразвитости демократических институтов ) сохраняет обширные властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы данного государства.
ЗАГРАДИТЕЛЬНЫЙ ПУНКТ - существующее в ряде стран правило избирательного закона, согласно которому партии, собравшие на выборах по пропорциональной системе менее определенного процента от числа поданных голосов (напр., 1% от числа всех собранных голосов (1% в Израиле, 4% в Швеции, 5% в ФРГ, 10% в Турции), отстраняются от участия в распределении депутатских мест, а голоса, поданные за эти партии, не учитываются при вычислении избирательной квоты (т.е. фактически приравниваются к недействительным). “З.п.” имеет целью предотвратить чрезмерное раздробление депутатского корпуса в парламенте на мелкие партийные фракции, которое всегда увеличивает политическую нестабильность в парламентарных государствах.
Законодательная власть - в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему гос. органов, осуществляющих эти полномочия.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА - официальное внесение законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной процедурой. З.и. — первая стадия законодательного процесса, т.е. установленного, как правило, конституцией порядка принятия закона.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституции и регламенте соответствующего представительного органа.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ (фр. campagne — поход) — система агитационных мероприятий проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. В И.к. также участвуют различного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т.д.
Избирательное право - 1) (в объективном смысле) система правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных гос. органов и органов местного самоуправления, т. е. избирательную систему; является одним из институтов конституционного права. 2) (в субъективном смысле) право гражданина избирать и избираться в гос.органы и органы местного самоуправления (различаются соответственно активное и пассивное И. п.)
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КВОТА (избирательный метр, избирательное частное, избирательная средняя) — наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата, И.к. может определяться как для каждого избирательного округа в отдельности, так
и для всей страны в целом.
Избирательная система - 1) порядок формирования выборных ( прежде всего представительных ) органов государства, 2) система распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования. Известны две основных И. с.: мажоритарная и пропорциональная, а также смешанные И. с. .
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА - территориальные единицы, от которых избираются члены выборных гос. органов. В зависимости от того, сколько депутатов избирается в каждом И.о., различаются одномандатные (униноминальные) и многомандатные (полиноминальные) И.о.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ – в конституционном праве органы, обеспечивающие практическую подготовку и проведение выборов. В различных государствах И.о. могут быть как специальные избирательные комиссии, так и уже существующие гос. органы – муниципалитеты, суды, органы внутренних дел.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ - территориальные единицы, создаваемые для проведения голосования и подсчета голосов.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЗЫ (квалификации) — устанавливаемые конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления избирательного права. Конституционной практике различных стран известны следущие И.ц.: возрастной, гражданства, грамотности, имущественный, образовательный, оседлости,. пола, расовый, служебный, языковый.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - один из основных элементов избирательной системы. Включает: 1. Назначение выборов (как правило, это прерогативы главы государства или законодательного органа); 2. Регистрацию избирателей в установленном законом порядке; 3. Организацию избирательных округов, районов и т.д., которые формируются в соответствии с принципами представительства (территориальным, национальным, производственным и т.д.), образуются также избирательные участки и пункты для голосования; 4. Выдвижение кандидатов (осуществляется, как правило, политическими партиями, избирательными блоками, иногда собраниями избирателей, трудовыми коллективами и др.); 5. Проведение голосования (в один или два тура); 6. Определение результатов голосования (подсчет поданных голосов) и распределение депутатских мандатов, осуществляемые местными и центральными избирательными органами. Опубликование результатов выборов.
ИММУНИТЕТ - в конституционном праве привилегия должностных лиц государства некоторых категорий; заключается в их неприкосновенности. Различаются, в частности, парламентский, президентский и судейский И.
ИМПИЧМЕНТ – особый порядок реализации ответственности высших должностных лиц государства в ряде зарубежных стран и России. При рассмотрении дел в порядке И. нижняя палата парламента играет роль камеры предания суду - формулирует обвинение и предъявляет его соответствующему должностному лицу. Рассмотрение дела по существу производится верхней палатой парламента, которая преобразует себя в судебную коллегию.
ИНАУГУРАЦИЯ (англ. inauguration) — в США, России и ряде др. стран название торжественной церемонии вступления в должность вновь избранного главы государства.
ИНДЕМНИТЕТ ПАРЛАМЕТСКИЙ - 1) Привилегия депутатов парламента, заключающаяся в их неответственности. Неответственность депутатов означает запрещение преследования депутата за все действия, совершенные им при исполнении депутатских обязанностей (речь в парламенте, голосование, участие в комиссиях и т. д.). Никто, в т. ч. и сам парламент, не может привлечь депутата к ответственности за эти действия даже после того, как данное лицо перестало быть членом парламента. 2) Вознаграждение (депутатов) за парламентскую деятельность, включая покрытие расходов на резиденцию, переписку, поездки.
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных и независимых публичных властей ( наряду с законодательной и судебной ) в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по управлению гос. делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также и законодательные полномочия (в порядке делегированного или чрезвычайного законодательствования), а также систему гос. органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия.
КВОРУМ - наименьшее количество членов собрания, например палаты парламента, при котором оно считается законным и может принимать имеющие силу решения.
КОМПЕТЕНЦИЯ- совокупность юридически установленных полномочий(прав и обязанностей) конкретного гос. органа (органа местного самоуправления) или должностного лица, определяющих его место в системе гос. органов (органов местного самоуправления).
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ - 1) правление, ограниченное конституцией, политическая система, опирающаяся на конституцию и конституционные методы правления; 2) политико-правовая теория, обосновывающая необходимость установления конституционного строя.
КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАКОННОСТЬ - режим неукоснительного соблюдения конституции и иных конституционно-правовых актов всеми субъектами конституционно-правовых отношений.
КОНСТИТУЦИОННАЯ (ограниченная) МОНАРХИЯ — особая разновидность монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган — парламент и независимые суды. К.м. впервые возникла в Великобритании в конце XVII в. в результате буржуазной революции. В современном мире К.м. существует в двух своих формах: дуалистическая монархия и парламентарная монархия (см. также Монархия).
КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — особый вид социальной ответственности, имеет сложный политико-правовой характер и наступает за конституционный деликт (правонарушение), выражается в особых негативных последствиях для субъекта конституционного правонарушения. Субъектами К.о. могут быть высшие должностные лица и органы гос. власти. Формами (санкциями) К.о. являются: отмена или приостановление антиконституционного акта, отрешение от должности (в порядке импичмента), признание выборов или результатов референдума недействительными, официальное признание работы гос. органов, высших должностных лиц неудовлетворительной (в т.ч. путем выражения вотума недоверия правительству), досрочное расформирование подотчетного органа.
КОНСТИТУЦИОННО_ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА - совокупность гарантируемых конституцией прав и свобод, а также устанавливаемых конституцией обязанностей человека.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО – отрасль права, система юридических норм, регламентирующих организацию государственной власти в стране, основные формы осуществления этой власти, отношения государства и гражданина. Основной источник с К.п. – конституция государства, что и предопределяет ведущее место отрасли в правовой системе. Конституционные нормы служат основой для дальнейшей регламентации общественных отношений другими отраслями права.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР (контроль) - особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны. К. н. может осуществляться: а) всеми судами общей юрисдикции; б) верховным судом, являющимся высшей судебной инстанцией; в) специальными конституционными судами, для которых К. н. - главная функция; г) особым органом несудебного характера (конституционным советом и др.).
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и др. конституционно-правовыми актами определенного государства.
КОНСТИТУЦИЯ - в материальном смысле представляет собой писанный акт, совокупность актов и конституционных обычаев, которые прежде всего провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, гос. символику и столицу; в формальном смысле представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам.
КОНТРАСИГНАТУРА (контрассигнация) - скрепление акта главы государства подписью министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр.
КУЛЬТУРНАЯ (культурно-национальная) АВТОНОМИЯ — в конституционном праве предоставление какой-либо обособленной этнической общности, составляющей меньшинство в данном государстве, определенной самостоятельности в вопросах организации образования и др. форм культурной жизни (право создания национальных школ, библиотек, театров и т.д.). К.а. строится на экстра территориальной основе, т.е. распространяется не на какую-либо конкретную территорию, а на всех представителей определенной национальности. К.а. реализуется через такие организационные формы, как национальные культурные центры, землячества, национальные общественные советы и ассоциации (напр., Союз российских немцев в РФ).
ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА (апатрид) — лицо, не являющееся гражданином данной страны и не обладающее соответствующими доказательствами, которые могли бы установить принадлежность его к гражданству какого-либо иностранного государства. Безгражданство возникает в случаях, ког да лицо утрачивает свое гражданство и не. приобретает нового.
ЛОББИЗМ (англ. lobbyism — кулуары) — оказание давления на парламентария путем личного или письменного обращения или др. способом (организация массовых петиций, потока писем, публикаций) со стороны какой-либо группы или частных лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения какого-либо законопроекта. Лоббисты могут представлять заранее подготовленные законопроекты, оказывать консультативную помощь, содержать свои конторы при законодательных органах. Возник в США (где был принят в 1946 г. специальный закон о Л.), ныне существует во всех демократических странах.
МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются. Различают М.и.с. абсолютного большинства, М. и. с. относительного большинства и М. и. с. квалифицированного большинства.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ - система организации деятельности граждан для самостоятельного решения вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе конституции и законов данного государства.
МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - управление делами главным образом местного значения, осуществляемое органами и должностными лицами, назначенными центральными или иными вышестоящими гос. органами и подотчетные последним.
МОНАРХ -(monarch — единоличный правитель) - единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации. За редким исключением власть М. является пожизненной и передается по наследству.
МОНАРХИЯ -(гр. monarchia — единовластие) -форма правления, при которой главой государства является монарх. В современном мире сохраняются два исторических типа М. — абсолютная и конституционная.
МУНИЦИПАЛИТЕТ (нем. Munivpalitaf, от лат. municipium — город с правом самоуправления) — в ряде стран: совокупность выборных органов местного управления и самоуправления. В некоторых странах (напр., в США, Великобритании) М. именуются лишь органы городского управления.
НАТУРАЛИЗАЦИЯ (от фр. Naturalise )—прием в гражданство иностранца по его заявлению.
НЕОТЧУЖДАЕМОСТЬ (неотъемлемость) ПРАВ ЧЕЛОВЕКА — один из фундаментальных принципов конституционного строя и конституционно-правового статуса человека в демократических государствах. Означает, что права человека принадлежат ему от рождения, имеют естественный характер, государство может лишь регулировать их осуществление и устанавливать для них гарантии. Государство также может исключительно на временной основе ограничивать возможность осуществления некоторых прав и свобод человека в период действия каких-либо режимов чрезвычайного положения
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ – в теории конституционного права – исторически конкретная система общественных отношений т.е. организация общества, обусловленная определённым уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом.
ОМБУДСМАН - специально избираемое (назначаемое) должностное лицо для контроля за соблюдением прав человека разного рода административными органами, а в некоторых странах - также частными лицами и объединениями.
ОПТАЦИЯ (от лат. opto — выбирать) — один из способов приобретения и прекращения гражданства, заключающийся в выборе гражданства при изменении гос. принадлежности территории.
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ — находящаяся под защитой государства система принципов, определяющих и регламентирующих общественные отношения, являющиеся объектом конституционно-правового регулирования. Определяются в конституциях отдельных государств как общие основополагающие начала правовой регламентации отдельных подсистем конституционного строя. О.к.с. обусловливают ключевые черты общественного строя, гос. власти, формы правления, гос. устройства, политического режима.
ОТСТАВКА – уход с государственной должности, занимающего ее лица по личному желанию или смещение его с этой должности по причинам субъективного или объективного характера. На уровне конституционного права регламентирована обычно О. высших должностных лиц государства, а также особый вид О. Правительства в целом. Отставка в конституционном праве – основная форма политической ответственности.
ПАРЛАМЕНТ - родовое название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах.
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ - система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа - парламента по отношению к др. гос. органам. При П. правительство образуется парламентом и ответственно перед ним.
ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ - один из двух видов конституционной монархии (наряду с дуалистической). Характеризуется тем, что монарх чисто номинально выполняет свои функции.
ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА - разновидность республиканской формы правления, характеризующаяся тем, что, во-первых, парламент формально является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и избирает (непосредственно или в составе особой коллегии выборщиков) президента, являющегося лишь главой государства, но не исполнительной власти.
ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ (надзор) - контроль за деятельностью исполнительной власти является непременным условием устойчивого конституционного строя. Практике конституционных государств известны несколько форм такого контроля: право законодательной власти утверждать бюджет, право выражать недоверие правительству, право давать согласие на назначение членов правительства, проводить парламентские расследования деятельности министерств и любых должностных лиц государства.
ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ - одна из форм деятельности парламентов или их палат, состоящая в заслушивании мнений членов парламента, гос. и общественных деятелей, а также экспертов по конкретному законопроекту или иному вопросу, входящему в компетенцию парламента. П.с. проводятся, как правило, по инициативе парламентских комитетов, комиссий или ] групп из установленного числа депутатов”.
ПАРЛАМЕНТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ - один из способов осуществления контрольных полномочий парламента, осуществления парламентского контроля за деятельностью органов гос. власти, в т.ч. правительства и отдельных его членов. Осуществляется, как правило, специально создаваемыми парламентскими (следственными) комиссиями временного характера. П.р. проводится обычно в отношении незаконных действий подконтрольных парламенту органов исполнительной власти, если допущенные нарушения имеют политический характер, а также др. политических инцидентов.
ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО -право избираться в выборные гос. органы и органы местного самоуправления (т.е. право быть зарегистрированным в качестве кандидата, проводить наравне с др. кандидатами предвыборную пропаганду и агитацию, пользоваться всеми др. правами , кандидата, предусмотренными законом).
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ - в науке конституционного права понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления политической ( включая гос. ) власти в обществе.
ПРАВИТЕЛЬСТВО - высший коллегиальный исполнительный орган государства. В разных странах П. может иметь различное название: Совет Министров (Франция, Италия, Польша), Кабинет (Великобритания), Гос. совет (КНР) и т. п. П. может быть беспартийным, однопартийным и коалиционным. Порядок формирования П. зависит от формы правления. В парламентарных странах оно формируется по поручению главы государства лидером партии (при коалиционном П. - одним из лидеров партий), располагающей большинством мест в однопалатном парламенте или нижней палате двухпалатного парламента. В президентских республиках (в тех из них, где такой орган предусмотрен конституцией) П. формируется президентом, причем каждый из назначенных им членов П. в ряде стран должен быть утвержден парламентом. В парламентарных странах они обычно должны быть членами парламента, тогда как в президентских и полупрези- денстских республиках действует принцип несовместимости министерского портфеля и депутатского мандата.
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА - система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - совокупность полномочий, делегированных народом или его частью своим выборным представителям, объединенным в специальном коллегиальном учреждении ( парламенте, муниципальном совете), на строго определенный срок, а также совокупность самих представительных органов власти.
ПРЕЗИДЕНТ - в государствах с республиканской формой правления глава государства и исполнительной власти или только государства.
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА- разновидность республиканской формы правления. Избираемый всенародно президент юридически и фактически является главой государства и исполнительной власти.
ПРОМУЛЬГАЦИЯ- в конституционном праве ряда государств опубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные конституцией или законом сроки. Только после П. закон обретает обязательную силу.
ПРАЙМЕРИЗ (англ. primaries) — В США предварительные (первичные) выборы, в ходе которых выдвигаются кандидаты в депутаты центральных и местных представительных учреждений, кандидаты на др. выборные должности, делегаты национальных партийных конвентов, члены партийных комитетов Демократической и Республиканской партий. Применяется с 1842 г.
ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (пропорциональная система представительства) — порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов.
РЕГЕНТСТВО (от лат. regere — управлять) — временное коллегиальное (регентским советом) или единоличное (регентом) осуществление полномочий главы государства в монархиях в случае вакантности престола, малолетства, продолжительной болезни или временного отсутствия монарха.
РЕГЛАМЕНТ (польск. reglament от фр. reglement, от regle — правило) — 1) порядок ведения заседаний, собраний, сессий и съездов представительных органов; 2) свод правил (постоянных или временных), регулирующих внутреннюю организацию и формы деятельности палаты или однопалатного парламента, а также правовое положение депутата.
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ - один из основополагающих принципов конституционализма, согласно которому единая гос. власть подразделяется на относительно самостоятельные и независимые друг от друга законодательную, исполнительную и судебную власти.
РЕГЛАМЕНТАРНАЯ ВЛАСТЬ - В Испании, Франции и некоторых др. странах право правительства регулировать общественные отношения актами (регламентами, т.е. положениями), юридическая сила которых ниже юридической силы закона. Однако это не подзаконные акты, т.к. могут издаваться по вопросам, которые законом не регулируются (а во Франции и некоторых др. странах и не могут регулироваться). В РФ понятию “Р.в.” до некоторой степени соответствует понятие “указное право”.
РЕЗОЛЮЦИЯ ПОРИЦАНИЯ - одна из форм контроля парламента за деятельностью правительства в парламентарных странах - предложение, исходящее от установленного конституцией или регламентом парламента числа депутатов с требованием к правительству уйти в отставку по мотивам, указанным в резолюции. По Р. п. проводится обсуждение с последующим голосованием. Является наиболее сильным контрольным полномочием парламента.
РЕСПУБЛИКА - форма гос. правления, при которой все высшие органы гос. власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями ( парламентами ), а граждане обладают личными и политическими правами.
РЕФЕРЕНДУМ - важнейший институт непосредственной демократии, представляет собой голосование избирателей по какому-либо вопросу гос. или общественной жизни.
СВОБОДНЫЙ МАНДАТ - правило, согласно которому депутат представительного органа власти не связан наказами избирателей и не ответственен в своей деятельности перед ними. Соответственно, отсутствует возможность досрочного отзыва депутата избирателями. Принцип С.м. применяется практически во всех демократических государствах. Противоположностью С.м. является императивный мандат.
СЕССИЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ (лат. sessio -заседание) — период времени, в течение которого происходят пленарные заседания парламента (палат парламента) и его комиссий.
СПИКЕР (англ. speaker— буквально оратор) — председатель нижней палаты парламента в англосаксонских странах, а также в странах, где в той или иной степени воспринята англосаксонская гос. правовая система
СТАТУС ДЕПУТАТА — правовое положение депутатов представительных органов гос. власти, определяемых совокупностью правовых норм, которые регулируют общественные отношения, связанные с политико-правовой природой депутатского мандата, его возникновением, прекращением и сроком действия, полномочиями депутатов, гарантиями их деятельности, а также подотчетностью, подконтрольностью и ответственностью депутатов.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ — в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти
(наряду с законодательной и исполнительной). Представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА — совокупность всех судов данного государства, имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия. Каждое из звеньев С.с. представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции.
УНИТАРИЗМ - одна из двух форм территориальной организации государства. Государство считается унитарным ( слитным, простым ), если большинство частей этого государства не имеют статуса гос. образования.
В составе унитарного государства могут находиться отдельные автономные национально-гос. образования, в т. ч. имеющие многие атрибуты собственной государственности.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ - в ряде государств с федеральной формой устройства ( США, Бразилия, Венесуэла, Индия, ФРГ ) в установленном федеральной конституцией или законом порядке вмешательство федерального правительства в дела субъекта федерации в случае нарушения властями последнего федеральной конституции или федеральных законов, неподчинения законным требованиям федерального правительства, нарушений прав человека, серьёзных беспорядков, возникновения угрозы целостности федеративного государства, задержки налоговых и др. платежей.
ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРИОРИТЕТА ПРИНЦИП - в федеративных государствах конституционно-правовой принцип, согласно которому, если федеральный закон и закон субъекта федерации по-разному регулируют один и тот же вопрос в рамках сферы конкурирующей (совместной) компетенции федерации и её субъектов, действует федеральный закон.
ФЕДЕРАЦИЯ - форма гос. устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из гос. образований, обладающих юридически определённой политической самостоятельностью.
ФИЛИАЦИЯ (англ. filiation, от лат. films — сын) — в конституционном праве — приобретение гражданства по рождению. В порядке Ф. гражданство приобретается на основе принципов “права крови” или “права почвы”. В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, во втором — ребенок становится гражданином того государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства родителей.
ФРАКЦИЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ (депутатская)— объединение депутатов, принадлежащих к одной партии в парламенте или палате парламента. Обычно в состав Ф.п. входят лидеры и наиболее видные деятели , партии. Ф.п. связана партийной дисциплиной.
ЧТЕНИЯ ПАРЛАМЕНТСКИЕ (чтения законопроекта) — последовательные стадии обсуждения (рассмотрения) законопроекта в парламенте или отдельной палате (не путать со стадиями законодательного процесса в целом, одной из которых является рассмотрение законопроекта парламентом). В разных парламентах число чтений колеблется от одного до четырех. Обычно бывает три чтения законопроекта.
ЭКСТРАДИЦИЯ (лат. extraditio) — выдача одним государствам др. (иностранному) государству своего гражданина или иностранца. Современные конституции, как правило, безоговорочно запрещают выдачу собственных граждан.