Реализация и действие административно-правовых норм |
Понятие |
Реализация административно-правовых норм означает проведение в жизнь содержащихся в административно-правовых нормах волеизъявлений (правил поведения). |
Формы реализации административно-правовых норм2 |
Исполнение | Точное следование участников регулируемых управленческих отношений юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Исполнение - одна из важнейших форм реализации административно-правовых норм, в рамках которой органы исполнительной власти практически обеспечивают выполнение предписаний, установленных в законах (например, исполнение различных приказов). |
Применение | Издание полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных правовых актов (например, приказ о зачислении в высшее учебное заведение, регистрация общественного объединения и т.д.). |
Способы реализации административно-правовых норм |
Соблюдение | Соблюдение — это добровольное подчинение субъекта права требованиям административно-правовых норм или воздержание от совершения действий, запрещенных нормой (например, исполнение требований дорожного знака). |
Использование | Выбор одного из предоставляемых административно-правовой нормой вариантов должного поведения в процессе принятия управленческого решения (например, использование оружия при остановке транспортного средства). |
Действие административно-правовых норм на территории |
На территории всей страны | Нормы, принятые на федеральном уровне. |
На определенной территории | Нормы, принятые на уровне субъектов Федерации. |
Межтерриториальные | Нормы, регламентирующие деятельность международных российских организаций и граждан, находящихся на территории зарубежных стран. |
Действие административно-правовых норм по кругу лиц |
На всех граждан Российской Федерации | Нормы, закрепленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими актами. |
На определенный круг лиц | Положения о федеральных органах исполнительной власти, распространяющие свою юридическую силу только на эти органы. |
Действие административно-правовых норм во времени |
Не ограниченные определенными сроками действия | Действуют до их официального изменения либо до их отмены. Законную силу административно-правовые нормы приобретают с момента подписания нормативных правовых актов либо в срок, который предусмотрен для вступления соответствующих норм в силу3. |
Срочные | Административно-правовые акты, действие которых рассчитано на определенный, указанный в норме срок или на время существования чрезвычайных обстоятельств. |
5. Источники административного права: понятие, виды и формы
Источники административного права: понятие, виды и формы |
Понятие |
Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юридической силе нормативные правовые акты. |
Виды источников административного права4 |
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации | Включаются в систему источников норм административного права в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, где закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза, ратифицированное Федеральным законом от 8 июля 1996 г. № 90-ФЗ, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Австралии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, ратифицированное Федеральным законом от 6 декабря 2003 г. № 156-ФЗ). |
Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации | Содержат нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др. |
Законы (федеральные конституционные, федеральные, основы законодательства, а также законы субъектов Федерации). К федеральным законам относятся также Основы законодательства, кодексы, действующие законы СССР и РСФСР | Определяют различные вопросы, касающиеся организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти, правовые режимы в различных сферах общественных отношений и др. (федеральные законы от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изм. и доп.) и от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» (с изм. и доп.) и др.). |
Указы Президента РФ и нормативные правовые акты глав субъектов Федерации | Определяют правовой статус федеральных органов исполнительной власти, которые находятся под руководством Президента РФ (Положение о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (с изм. и доп.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»). |
Постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты правительств (администраций) субъектов Федерации | Утверждаются различного рода правила и порядок осуществления той или иной деятельности в сфере государственно-управленческой деятельности (Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 901, Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 300). |
Нормативные правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления | Регулируют различные сферы общественных отношений в соответствии с переданными государственно-властными полномочиями (Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 15 сентября 1997 г. № 605). |
Публичные договоры | Регулируют общественные отношения, на которые распространяются (федеративные, административные договоры, соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ либо администрациями субъектов Федерации). |
Формы источников административного права5 |
Правила | Чаще всего обязательны для обеих сторон управленческого процесса, утверждаются, как правило, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. |
Положение6 | - предметные (группируются нормы, призванные регулировать отдельный спектр общественных отношений, как, например, нормы утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 января 2004 г. № 32 «О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации» Положения о регистрации системы I добровольной сертификации);
- органические.
|
Инструкции, Порядки, Методические указания (рекомендации) | Принимаются органами исполнительной власти и для них в целях определения правовых границ в деятельности определенных властных субъектов, т.е. подвластный субъект управления (гражданин или юридическое лицо) не обязан следовать такой инструкции или указаниям, хотя, и может на них ориентироваться. |
Уставы | В данной форме группируется значительное количество норм: | - нормы о дисциплинарной ответственности в системе органов государства7;
- нормы об организации управления в той или иной сфере8;
- нормы о порядке несения государственной (в том числе военной) службы и т.п.
|
Кодексы9 | - группируют нормы института административной ответственности (КоАП РФ);
- группируют нормы, регулирующие всю совокупность общественных отношений в той или иной сфере (Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г. № 73-ФЗ, Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ).
|