Урок 8. Этические учения Даосизма и Конфуцианства. Этика в Исламе.
Даосизм – традиционная религия Китая. Как религиозное течение организационно оформился только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше. Во всяком случае в V–III веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в Средние века.
Основные принципы первых даосских мыслителей – «естественность» и «недеяние», означающие отказ от нарочитой, искусственной, преобразующей природу деятельности и стремление к спонтанному следованию природному естеству. Его цель – полное самоотождествление с господствующим в мире беспричинным и нецеленаправленным Путем-дао. Из такого отношения следовало размывание традиционных нравственных ценностей. Добро и зло, жизнь и смерть получали одинаковую оценку в даосизме. Разум рассматривался как такое начало в человеке, которое противоречит его природе. Изгнание разума из сферы нравственной жизни привел даосизм к этике безразличия. Первые даосские мудрецы считали, что сознание человека является принципом его индивидуализации, то есть обособления от природы, и видели в нем причину разрушения изначальной гармонии присущей всему миру, в которой отражалось Дао. Они идеализировали докультурное состояние человека и писали: «Настоящий человек древности не знал ни любви к жизни, ни ненависти к смерти; не радовался своему появлению на свет и не противился уходу из жизни; безразлично покидал этот мир и безразлично приходил в него, и это все. Он не забывал того, что было для него началом, и не доискивался до того, в чем заключался его конец. Получая жизнь, радовался ей; забывая о смерти, возвращался в небытие. Это означает, что он не прибегал к разуму, чтобы противиться Дао, не прибегал к человеческому, чтобы помогать небесному». Однако в ходе эволюции даосизма этот релятивизм был преодолен в пользу жизни, которая стала высшей ценностью, однако это привело не созданию этического учения, а к возникновению магической алхимии, целью которой было достижение вечной жизни тела. На этом этапе этические идеи даосизма испытывали значительные влияния буддизма и конфуцианства.
Весь мир рассматривался даосскими мудрецами как проявление, развертывание Дао. Это Путь, по которому двигается и развивается все сущее. Но это же и начало, источник всего сущего. Каждая вещь, доходит до предела своего созревания и вновь возвращается в глубину первопринципа Дао. Главная книга даосизма – «Дао-Дэ цзин» призывает возвратиться к изначальной природе, к упрощению и естественности. И выражен этот призыв прежде всего в понятии «недеяния» (у вэй). Впрочем, он отнюдь не означает бездействия или пассивного покоя. Под «у вэй» имеется в виду отказ от нарушения собственной природы и природы всего сущего, отказ от несообразной с природой, основанной исключительно на эгоистическом интересе субъективной целеполагающей деятельности и вообще отказ от какой-либо субъективности, изолированной от мирового целого во имя включенности в единый поток бытия. Важно отметить, что в средние века призыв возвращения к естественности нередко становился лозунгом мощных крестьянских восстаний, руководимых той или иной даосской сектой: природа не знает неравенства и угнетения, равно как и государственных институтов.
Конфуцианство – это религия, возникшая на основе учения Конфуция (551–479 до н.э.). Его учение не имело религиозного содержания и было сосредоточено на вопросах этики и политики, которые увязывались друг с другом. Очень большое влияние на эти идеи оказали традиционные представления о религии и нравственности характерные для Китая того времени. Опираясь на них Конфуций и его последователи проповедовали свои этические идеи для того, чтобы облагородить общество. В древнем Китае было несколько распространенных культов: культ владыки неба (Шанди, первый предок царствующей династии), который был связан с культом императора, и культ предков. Еще одной очень важной религиозной идеей была идея Дао, о которой было сказано выше. При помощи этой категории описывалось существование всего в этом мире. Любая вещь движется по предначертанному для него пути, подобно тому как двигаются небесные светила. Дао можно понимать и как закон. Все эти идеи и понятия нашли свое отражение в конфуцианстве.
Учение Конфуция по преимуществу этическое. Оно стоит на трех основных идеях: человечность, благородный муж и ритуал. Эти слова понятны для европейца, однако их подлинный смысл отличается от этого понимания. Этика Конфуция была практическим учением и была направлена на воспитание подданных императора. Образ идеального гражданина китайский философ видел в идеале благородного мужа. Из этого можно сделать вывод, что конфуцианство обладает весьма развитым социальным аспектом, и его этика имеет по преимуществу социальный характер. Однако это не вполне так и разобраться в этом поможет главное свойство «благородного мужа» – человечность (кит. – жень). Уже то, что Конфуций выделяет эту характеристику как фундаментальную, имеет чрезвычайно важное этическое значение. По его мысли, недостаточно быть человеком, кроме этого нужно обладать еще и человечностью.
В чем же состоит это свойство? Оно состоит в преодолении себя, то есть своих желаний, ради того, чтобы жить согласно ритуалу. Ритуал понимается не только как этикет, но гораздо шире – как обычаи (нравственные, политические, бытовые и т.д.). Через следование ритуалу человек поднимается над своим природным состоянием. Обычаи в любом обществе играют очень важную роль. Благодаря им интересы общества и потребности отдельного человека приходят в согласие. Это способ установления равновесия между ними. Цель ритуалов и суть человечности по Конфуцию состоят в том, что человек полностью подчиняет свои желания и стремления в пользу общественно значимой деятельности. Благородный муж должен настолько проникнуться взаимностью с каждым человеком и с обществом в целом, чтобы отождествиться с ними, воспринять их потребности как свои. Человечность не просто нравственный идеал, обусловленный социальными целями. В понимании Конфуция это и есть Дао (путь, нравственный закон) человека, на котором он становится человеком.
Во внутреннем мире человека жэнь (человечность) проявляется в таких врожденных, с точки зрения конфуцианства, свойствах человеческой природы, как ум, доброта, беспристрастие, сдержанность, скромность, чувство справедливости. По отношению к другим людям жэнь означает человеколюбие, выражающееся в том, что «благородный муж» не делает другим того, что не желает себе, за добро воздает добром, а за зло – справедливостью.
Ритуалы Конфуций также считал отпечатком Дао в общественной жизни. Они существуют абсолютно независимо от человека, и даны от природы, как всякий естественный закон. Таким образом, следовать ритуалу означает следовать Дао. Следование этим нормам поведения должно привести и государство, и отдельного человека к процветанию, а игнорирование Ритуала лишь ускорит их погибель. Подчиненность Ритуалу, правилам поведения, культурному началу – вот смысл жизни человека. Ритуал – это магическая связь с Небом и духами.
«Благородный муж» всегда следует ритуалу, правилам (кит. – ли). В области культа ли – это собственно ритуал, в государственной сфере – придворный церемониал и дипломатический протокол, в межчеловеческих отношениях – этикет. «Благородный муж» должен обладать чжи – «знанием», понимаемым и как классическая образованность, и как знание людей. Конфуций говорил: «Не печалься, что люди не знают тебя, но печалься, что ты не знаешь людей».
Все эти принципы должны быть подчинены мере. Праздничная песня не должна быть разнузданной, печальная – не должна слишком ранить душу. «Золотая середина» – наивысший принцип. Даже в образовании должно придерживаться срединного Пути, который и есть Дао.
Политическое значение этики конфуцианства. Воспитание подданных – важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. «Управлять – значит поступать правильно». В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Конфуций был решительным противником управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится».
Таким образом, жизнь государства по мысли Конфуция основывалась на исполнении долга правителем и подданными. Государство он рассматривал как большую семью. Долг и человеколюбие соединяются в почитании императора, родителей и вообще старших.
Этика Ислама. Ислам возник в начале 7-го века. Этика этой религии опирается на Коран и его толкования, авторитетными авторами. Она очень тесно переплетена с правовыми (юридическими), религиозными и политическими идеями Ислама. Основной особенностью исламской этики является то, что она не обосновывает нравственное поведение, а предписывает его. Это, впрочем, типичное свойство религиозной этики. Однако многие этические нормы Ислама приобретают правовой (юридический) политический статус.
Ключевыми понятиями, которые описывают содержание исламской этики являются «грех» и «благодеяние». Наибольшим грехом, который не может быть прощен Богом, согласно Корану, является неверие и многобожие, выводящее человека за рамки Ислама и расторгающее его отношения с Богом. При сохранении верыв единого Бога меньшие грехи могут быть прощены Всевышним при условии покаяния и отказа от их совершения в дальнейшем. Наилучшим из благодеяний является соблюдение того, что предписано Богом, поощрение других к соблюдению этого, воздержание и удержание других от запретного и порицаемого. Важнейшими внутренними благодеяниями для мусульманина является упование на Бога и терпение. В Исламе существует представление о том, что все испытания происходят от Бога, они от рождения предопределены человеку и их невозможно избежать. В этом его судьба. Вместе с тем терпение понимается не только как нечто пассивное, но подразумевает и стойкость в перенесении житейских невзгод, не исключающую попыток их активного преодоления. К большим грехам, требующим покаяния, относятся убийство, воровство, пьянство, прелюбодеяние, отказ от совершения молитвыи соблюдения поста и т. п.
Важнейшей добродетелью в Исламе является соблюдение религиозных предписаний в области поклонения Богу, выраженных прежде всего в «пяти столпах ислама» (единобожие, молитва, пост, милостыня и паломничество в Мекку), и взаимоотношений с другими людьми. Важнейшим принципом общественной этики является представление о братстве всех мусульман независимо от происхождения, социального статуса и т. д. Этим принципом запрещается всякая дискриминация и притеснения мусульманина мусульманином. Напротив мусульманин должен оказывать помощь и не причинять вреда мусульманам и немусульманам, не находящимся с мусульманами в состоянии вражды. Ислам категорически запрещает лишение человека жизни, в т. ч. и по религиозным мотивам.
Вопросы для самостоятельного повторения материала.
1. Почему «недеяние» было главным принципом даосской этики.
2. Раскройте основные определения конфуцианской этики. Каким образом они были связаны в единое учение?
3. Перечислите основные грехи и благодеяния в этике Ислама.