Государство — легализованное принуждение
Характеристика государства как легализованного насилия принадлежит немецкому исследователю М. Веберу (1864—1920 гг.), очевидное влияние на которого оказали работы Маркса и Энгельса. Проблематика государства как машины насилия, государства-диктатуры широко разрабатывалась и в отечественной советской литературе. Это была одна из главных тем государствоведческих исследований. Здесь нет необходимости и подробно говорить об этом наборе качеств государства — он хорошо известен, в том числе из практики сталинизма.
И все же исследования о легализации насилия (в другой терминологии — принуждения) грешили очевидной односторонностью. Конечно, было опубликовано множество солидных исследований по вопросам уголовных наказаний, административных правонарушений и т.д., но общетеоретические, государствоведческие вопросы данной проблематики детально на страницах печати не обсуждались. Проблемы правового государства, широко разрабатывавшиеся в зарубежной литературе, в отечественной не получали признания. Считалось, что, поскольку государство творит право, его органы издают законы, другие нормативные акты, то в любой момент оно может отменить или изменить их. Вопросы о связанности самого государства изданными им актами старались не обнажать, оставляя их под спудом. К тому же идея общечеловеческих ценностей, вопросы ее осуществления в правовом пространстве, способные связывать государство определенными путами, не только не разрабатывались, но критиковались, они как бы отменялись понятием классовых ценностей.
Ныне, в современных исследованиях разрабатывается идея различных способов легализации государственного принуждения, необходимого, хотя бы в потенции, как устрашение, с целью предотвращения нарушений установленных стандартов общественного поведения со стороны отдельных лиц, групп, организаций, учреждений. При этом важнейшим инструментом является право.
Как известно, в уголовном праве дан перечень противоправных деяний, караемых в уголовном порядке, когда в обычных условиях в качестве легального органа государственного насилия выступает суд. Он применяет предусмотренные правом насильственные меры вплоть до лишения преступника в случае особо тяжких преступлений самой жизни (кстати, в англосаксонском праве уголовное наказание возможно не только в отношении физических, но и юридических лиц). Мерой легализованного правом принуждения являются административные санкции (задержание, штраф и т.д.). Те или иные формы легализованной возможности принуждения со стороны государства в случаях «отклоняющегося поведения» физических и юридических лиц, групп граждан, самих органов государства предусмотрены практически всеми отраслями права (принудительное изъятие собственности в гражданском праве, оплата пени в налоговом праве, дисциплинарные взыскания — в трудовом, принудительный привод свидетеля — в уголовном процессе и т.д.). В конкретных отраслях права все эти вопросы достаточно разработаны, но им не придавалось должного значения в теоретическом государствоведении, которое питалось не столько конкретным материалом действительности, сколько затвержденными догмами.
Право, однако, не единственный способ легитимации возможности государственного принуждения, в точном смысле слова это — лишь способ его легализации. Другие принятые в обществе социальные нормы тоже могут выступать в качестве средств легитимации. Более того, государственное принуждение может быть легитимировано даже вопреки праву. Наиболее яркий пример — социальные нормы поведения, складывающиеся в ходе социальных революций. Так, разрыв североамериканских колоний с метрополией и их отдаление от Великобритании в XVIII в. были легитимированы сложившейся в американском обществе (но не в метрополии) социальной нормой, провозгласившей право народа на сопротивление угнетению. Через полтора десятилетия она вошла в преамбулу конституции США 1787 г.
Множество социальных норм, отражавших интересы большинства населения, легализовало определенные виды государственного принуждения во время буржуазных революций в Великобритании и Франции в XVII и XVIII вв. Впрочем, здесь, как и во всякой революции, не обошлось и без превышения пределов легитимности. Но даже ужасная по понятиям тоге времени казнь английского и французского монархов оправдывалась ссылками на волю народа.
Самое сложное в оценке социальных норм, легализующих возможность государственного принуждения, — разграничение их общенародного (общечеловеческого) и социально ограниченного характера. С этой целью в какой-то мере может быть использован анализ форм легитимации. Если она проведена в определенных правовых формах (например, путем референдума о национализации некоторых отраслей промышленности), то с чисто юридической точки зрения такое различие можно установить. Если же легализация государственного принуждения, имеющего к тому же массовый характер, осуществляется путем декретов хунты, пришедшей к власти в результате военного переворота, то в данном случае, как правило, мы наблюдаем лишь чисто внешнее явление легализации, на деле же это лишь иная форма не только принуждения, но часто и насилия, которому придается узаконенный характер. Но, с другой стороны, переворот может составлять только часть, кульминацию общенародного, общенационального движения, когда социальные нормы, сложившиеся в обществе, признают данный порядок противоречащим общечеловеческим ценностям и требуют его изменить. Именно на этой основе в конституцию США вошла упоминавшаяся норма о праве народа на сопротивление угнетению. Следовательно в каждом случае необходим конкретный анализ легитимности или отсутствия таковой при оценке крупных социальных переломов в обществе, имеющих революционное значение.
Конечно, критерий общечеловеческих ценностей может быть использован в данном случае в качестве глобального подхода. Но это слишком общий критерий. Он требует конкретизации и уточнения, которые пока в государствоведении не найдены. Небезразличны и пути, методы осуществления этих ценностей: насильственное «осчастливливание» человечества уже породило неисчислимое множество страданий.
Легитимация государственного принуждения может быть осуществлена общественным мнением. Степень этой поддержки устанавливается различными путями: проведением репрезентативных опросов, референдумов, плебисцитов и т.д. Однако принципиально важно установить, насколько насилие в конкретном случае соответствует интересам общества (причем не только его большинства, но и целям охраны прав меньшинств ценностями.
При этом следует помнить, что все перечисленные методы индикации легитимности или антилегитимности государственных действий требуют осторожной оценки. Известно, например, что референдумами освящались гитлеровские захваты чужих территорий. Этот метод действовал особенно эффективно, когда они одновременно проводились не только на присоединяемой, но и на присоединяющей территории, где число жителей намного превышало число присоединяемых, а голоса тех и других подсчитывались вместе. В мусульманском Пакистане на референдуме 1985 г. по указанию уже назначившего себя президентом Зия уль-Хака вопрос о доверии ему был связан в одно целое с вопросом об одобрении его реформ в духе мусульманских традиций. Ответ был ясен с самого начала. Известны также примеры, когда путем референдума принимались реакционные конституции (например, в Греции в 1968 г. В обстановке террора, в расистской Родезии — ныне Зимбабве — в 1969 г.).
Не бесспорны и опросы общественного мнения. Тут — широкий простор профессиональным потасовкам, которые порою трудно выявить. К тому же общественное мнение очень подвижно, может меняться буквально в течение суток. Известны примеры, когда, скажем, результаты выборов оказывались совсем иными, чем это прогнозировалось опросами.
Даже легитимация такими общественными действиями, как выборы, требует конкретного анализа. Известно, например, что в Гане, Гвинее, Бенине и некоторых других странах население путем голосования на волне подъема борьбы против попыток иноземного вмешательства оказывало поддержку существующим режимам (иногда данные выборов превышали 90% голосов «за»), но оно же фактически оставалось безучастным при военных переворотах, свергавших эти режимы.
Из вышеприведенных примеров становится ясно, что исследование такого качества государства, как легализованная возможность принуждения, требует активного продолжения, в частности, методом творческой дискуссии. Именно в этом вопросе существует масса порою полярных мнений. Автор настоящей*статьи высказывает свое, рассчитывая на привлечение внимания научной общественности. Ведь очевидно, что в сегодняшней России разработка настоящей проблемы имеет непосредственное практическое значение. В противостоянии, в разрушительной для общества борьбе различных социальных и национальных групп государство нуждается в том, чтобы не только уговаривать, но и «власть употребить». Использование этой власти может быть особенно эффективным, если обеспечена легитимация применения ею определенных мер в конкретных ситуациях. Это утверждение автора корреспондируется с более общим его убеждением: изучение путей, форм, методов легитимации государственной власти является одной из важнейших задач теоретического государствоведения и практической политики в России.
* Главный научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор.
Л.А. Морозова, к.ю.н.
Государство и право – 1993 – №6 – С.98-108.
Понятие и содержание функций государства
2.1 В юридической науке под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и методах.
Следует, однако, отметить, что современной юридической наукой предложена трактовка функций государства не только как направлений его деятельности, но имеханизма государственного воздействия на общественные процессы. И это представляется правильным, так как, выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов. Осуществление конкретных функций может как стабилизировать условия развития общества, оказывать созидательное воздействие, так и усиливать кризисное его состояние.
Таким образом, функции государства можно определить как основные направления его деятельности по управлению обществом, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов.
Существенными признаками функций государства являются:
устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере общественной жизни;
непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется посредством соответствующих функций;
направленность функций государства на выполнение конкретных задач и достижение тех или иных целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества;