Факторы, влияющие на возникновение государства.
Согласно марксистской доктрине решающее значение при переходе к государственному устройству общества имеет экономический фактор.Все остальные обстоятельства считаются производными или несущественными. Действительно, составляющие данного фактора - рост производительности труда, возникновение излишков продуктов, углубляющееся разделение труда и, как следствие, развитие меновой, а затем и денежной торговли - влияли на становление государства. Однако это влияние не было определяющим.
На ранних этапах развития общества переходу к государственности способствовало возросшее значение войн и военной организации.Войны кроме постоянного обогащения за счет захвата рабов и скота способствовали объединению племен в единый народ, что, в свою очередь, вело к захвату власти одним из военных вождей наиболее сильного племени власти вождей других племен. Так произошло становление государственности в Древнем Египте, у скифов, племен майя и инков.
Значимость географического факторав формировании государственности, отрицавшегося марксистской теорией, вновь утверждается ныне в российской литературе. Подчеркивается, что рабовладельческие государства возникли лишь в районах с субтропическим климатом (Греция, Рим). У народов же, живших в Центральной и Восточной Европе, Центральной Азии с умеренным климатом (германцев, славян, монголов), при разложении родового строя образовывалось не рабовладельческое, а феодальное государство.
Психологический фактор также влияет на образование государственности. Так, свободолюбивый характер кавказских народов надолго затруднил формирование у них государства. Еще более показателен пример цыганского народа, который так и не приобрел за всю свою многовековую историю государственных структур.
Для евразийских народов важнейшим государствообразующим фактором явилось в первые века нашей эры Великое переселение племен. Миграция, а также образование (не по этническому принципу) союзов племен для противостояния внешней агрессии, либо для завоеваний приводили к разрушению традиционных родовых связей, что также создавало предпосылки формирования государства.
Существенное влияние на образование государства оказывает религиозный фактор. Без преувеличения можно сказать, что формирование государственности у многих народов шло параллельно с формированием у них определенного типа религии. Религия консолидировала общество, способствуя объединению племен и родов в единую социально-политическую общность - народ. Именно религия освящала власть, придавая ей высший божественный характер.
Некоторые авторы упоминают внешний фактор, который также способствует развитию внутренней организации и институциализации политических форм. Причем внешний фактор вбирает в себя «идею врага» как носителя угрозы структурирующемуся в государство обществу и опыт развития соседних народов.
К числу иных факторов относятся: экологический, который создает условия развития социально-экономического неравенства, предрасполагает к определенным видам хозяйственной деятельности - ирригации, скотоводству, земледелию; демографический, определяющий численность и плотность населения, переход от кочевого существования к оседлому образу жизни.
Итак, возникновение государства не исчерпывается исключительно причинами экономического характера, а опосредовано множеством факторов.
На сегодняшний день существует множество мнений по вопросу характерных черт новой в сравнении с родовой организации общества, каковой является государство. Нам ближе точка зрения профессора А.Б. Венгерова, выделившего следующие признаки:
1) единое территориальное пространство, на котором осуществляется хозяйственная жизнь (в связи с чем некоторые ученые вполне обоснованно добавляют и единое экономическое пространство). Разделение населения по территориальному принципу означает, что государство имеет свою территорию и обеспечивает безопасность ее границ и, что население данной территории имеет устойчивую связь с государством, которая выражается в виде подданства или гражданства.
Исторически первым этапом территориальной организации общества стал город, объединивший население уже не по родству, а по признаку проживания на определенной территории.
2) наличие особого слоя людей - аппарата управления, выполняющих разнообразные общесоциальные функции, но имеющих и возможность осуществлять в необходимых условиях государственное принуждение.
Выделившийся из общества слой людей образует то структурное образование, которое позже получает название аппарата государства. Специалисты отмечают, что даже в первичном городе-государстве насчитывалось до 130 управленческих должностей. В структуре государства учреждаются специальные институты: полиция, армия, суды и иные учреждения, выполняющие функции принуждения. В то же время в государстве преобладают структуры, создаваемые для организации нормальной деятельности общества, - управление производством, образованием, коммунальными услугами, культурой и т.д.
3) единая система налогов и финансов, являвшейся материальной основой для содержания аппарата управления и принуждения, она охватывала все население страны, выступая постоянным атрибутом государства с момента его возникновения.
К этим признакам следует добавить и те, обязательность которых также подтвердило дальнейшее развитие государственности:
4) единый язык для общения на территории того или иного государства. Наличие такого языка не исключает, разумеется, существования и использования языков других этнических групп, проживающих на территории государства;
5) единая оборона и внешняя политика, транспортная, информационная, энергетическая системы;
6) наличие определенных единых прав и обязанностей личности, охраняемых государством, исходящих из возникновения принципиально новой системы нормативного регулирования - права. Отсюда особая связь государства с правом: государство не только использует право, но и призвано обеспечить его действие - устанавливать в обществе необходимый правопорядок.
Исходя из вышеперечисленных признаков государство – это особая форма организации общества, представляющая собой суверенную организацию политической власти на определенной территории, осуществляющая на основе согласования общесоциальных, групповых и личных интересов управление обществом.