Августовский путч 1991 г. и его провал.
Август 1991 г. - Горбачев находился на отдыхе в Крыму. На 20 августа было намечено подписание нового Союзного договора.
18 августа ряд высших должностных лиц СССР предлагают Горбачеву ввести чрезвычайное положение на территории всей страны, но получают с его стороны отказ.
Чтобы сорвать подписание Союзного договора и сохранить свои властные полномочия, часть высшего партийно-государственного руководства попыталась захватить власть. 19 августа в стране было введено чрезвычайное положение (на 6 месяцев). На улицы Москвы и ряда других крупных городов были введены войска.
Возглавил переворот Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), который взял в свои руки всю полноту власти в стране (Янаев, Павлов, Крючков, Пуго, Язов, Стародубцев и др.).
В обращении к стране говорилось о невозможности Горбачева - в связи с состоянием здоровья - исполнять президентские обязанности. Было объявлено о стремлении восстановить порядок в стране и предотвратить развал Союза.
Почти все центральные газеты, за исключением «Правды», «Известий», «Труда» и некоторых других, были запрещены, прекратили работу все каналы Центрального телевидения, за исключением 1-й программы, и почти все радиостанции. Деятельность всех партий, кроме КПСС, была приостановлена.
Основным политическим соперником ГКЧП было руководство РСФСР. Именно против него и был направлен основной удар. Вокруг здания Верховного Совета РСФСР («Белого дома») были сконцентрированы войска, которые должны были занять здание, разогнать парламент и арестовать наиболее активных его участников.
Но переворот не удался. Население страны в основном отказалось поддерживать ГКЧП, армия же не захотела применять силу против своих граждан. Уже 20 августа вокруг «Белого дома» выросли баррикады, на которых находилось несколько десятков тысяч человек, а часть воинских подразделений перешла на сторону обороняющихся. Сопротивление возглавил президент России Б.Н.Ельцин. Действия ГКЧП весьма негативно были восприняты за рубежом, откуда сразу прозвучали заявления о приостановке помощи СССР.
Переворот был крайне плохо организован, отсутствовало деятельное оперативное руководство. Уже 22 августа он потерпел поражение, а сами члены ГКЧП были арестованы. Министр внутренних дел Пуго застрелился.
Главной причиной провала государственного переворота являлась решимость масс защитить свои политические свободы.
Заключительный этап распада СССР (сентябрь - декабрь 1991 гг.).
Попытка государственного переворота резко ускорила распад СССР, привела к утрате Горбачевым авторитета и власти, к заметному усилению популярности Ельцина. Деятельность КПСС была приостановлена, а затем прекращена. Горбачев оставил пост Генерального Секретаря ЦК КПСС и распустил ЦК. В последовавшие за путчем дни 8 республик заявили о своей полной независимости, а три Прибалтийские республики добились признания со стороны СССР. Произошло резкое сокращение компетенции КГБ, было объявлено о его реорганизации.
1 декабря 1991 г. более 80 % населения Украины высказалось за независимость своей республики.
8 декабря 1991 г. - Беловежское соглашение (Ельцин, Кравчук, Шушкевич): было заявлено о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Россия, Украина и Белоруссия достигли договоренности о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Три государства приглашали все бывшие республики вступить в СНГ.
21 декабря 1991 г. - на встрече в Алма-Ате, куда, как и на предыдущую встречу, Горбачев приглашен не был, к СНГ присоединились 8 республик. Была принята Декларация о прекращении существования СССР и о принципах деятельности СНГ. 25 декабря Горбачев объявил о сложении с себя функций президента в связи с исчезновением государства. В 1994 г. в СНГ вошли Азербайджан и Грузия.
15 мая 1992 г. в Ташкенте был подписан Договор о коллективной безопасности стран-членов СНГ (его подписали 6 стран, позднее к договору присоединились Белоруссия, Киргизия и Грузия).
В 1992 г. начался вывод российских войск из стран ближнего зарубежья: Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана и Армении. Вместе с тем военные конфликты, разгоревшиеся в ряде республик бывшего СССР (Грузия, Молдова, Таджикистан), вынудили российское руководство оставить на их территории часть своих войск в качестве миротворческих сил.
После прихода в конце 1995 г. к руководству МИД РФ Е.М. Примакова отношения России со странами СНГ стали более плодотворными. 29 марта 1996 г. между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией был подписан Договор об урегулировании интеграции в экономической и гуманитарной областях. В мае 1997 г. Россия и Украина подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве.
2 апреля 1996 г. в Москве был подписан «Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России», который предусматривал воссоздание в 1996- 1997 гг. единого экономического и финансового пространства. 2 апреля 1997 г. Сообщество было преобразовано в Союз России и Белоруссии, а 23 мая подписан Устав Союза. 8 декабря 1999 г. был подписан «Договор о создании союзного государства», который 22 декабря 1999 г. был принят Государственной Думой и 2 января 2000 г. ратифицирован и.о. Президента России В.В. Путиным.
За период существования СНГ подписано более 900 принципиальных нормативно-правовых актов. Они касались единого рублевого пространства, открытости границ, обороны, космоса, информационного обмена, безопасности, таможенной политики и т.д. Руководители стран проводили регулярные встречи. Однако интеграционные процессы имеют свои особенности и определенные трудности. Начиная с середины 1999 г., руководство Грузии, Азербайджана и Узбекистана государственные проблемы предпочитают решать путем расширения сотрудничества с США и странами НАТО.
Основные проблемы СНГ:
а) Проблема экономического союза: в 1993 г. распалась единая рублевая зона. Сокращается экспорт российской нефти в СНГ (страны СНГ должны России около 9 млрд. $). Не удается в полном объеме восстановить экономические связи.
б) Проблема новых границ.
в) Проблема соотечественников за рубежом.
г) Проблема военно-политической нестабильности в некоторых странах (Таджикистан, Молдова, Грузия, Украина).
д) Гуманитарные проблемы (языковые и другие).
е) Российско-Украинские отношения: проблемы Черноморского флота, Крыма, статуса Севастополя, долгов и т.д.
ж) Проблема расширения межгосударственных экономических связей.
Перспективы СНГ:
Тенденция к существенному углублению интеграции государств-членов СНГ, Полное уважение суверенитета, принципов добровольности и взаимной выгоды. Расширение межгосударственного сотрудничества в экономических, политических, военных, научных, культурных и др. областях.
Задание№7.
Запишите в таблицу примеры событий, которые являются причиной распада СССР.
ПРИЧИНЫ РАСПАДА СССР | ПРИМЕРЫ СОБЫТИЙ |
1 ГРУППА: ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ - политическая нестабильность и отсутствие четкого представления о путях дальнейшего развития страны; - подрыв авторитета власти; - обострение межнациональных противоречий, проявление межнациональных конфликтов; - неудачные попытки центральной власти препятствовать политической независимости народов на территории ряда республик; - набирал силу «парад суверенитетов» в республиках СССР. | |
2 ГРУППА: ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ - нарастание отставания СССР в гонке вооружений; - неудачные внешнеполитические действия руководства СССР; - нарастание противоречий со странами социалистического лагеря и третьего мира; | |
3 ГРУППА: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ - ухудшение экономического положения в республиках; - растущее недовольство населения из-за низкого уровня жизни; - зависимость сырьевого характера экономики СССР от мировых цен; -нерациональное расходование бюджетных средств, дефицит бюджета. | |
4 ГРУППА: ДУХОВНО - КУЛЬТУРНЫЕ: - господство единой идеологии породило кризис мировоззренческих установок и формализацию коммунистических взглядов; - упадок духовных традиций народов России; - ограничение информационных ресурсов, контроль над СМИ подорвало веру в силу правительства; - коррупция на всех уровнях общественной жизни подрывала народное доверие и снижала легитимность власти. |
Задание№8.
Прочитайте документ и ответьте на вопросы.
Р.И. Хасбулатов «Так разбивали Советский Союз» (из беседы)
Самая большая опасность возникла, когда появилась идея заключения нового Союзного договора. Идея совершенно пагубная. Первый Союзный договор, объединивший Российскую Федерацию, Украину, Закавказье, был заключен в 1922 году. Он послужил основой первой советской Конституции в 1924 году. В 1936 году была принята вторая, а в 1978 – третья Конституция. И Союзный договор в них окончательно растворился, о нем помнили только историки. И вдруг он возникает вновь. Своим появлением он ставил под сомнение все предыдущие конституции, как бы признавал СССР нелегитимным. С этого момента дезинтеграция начала набирать силу.
В чем автор видит причину распада СССР? |
.
С какого года, по мнению Р.И. Хасбулатова, «дезинтеграция начала набирать силу»? |
.
Согласны ли Вы с автором? Обоснуйте ответ. |
.
Были ли проблемы при создании СССР? Если «да», то назовите основные из них. Если «нет», то объясните, почему СССР так быстро распался. |
Задание№8.
Изучите документ и ответьте на вопросы.
Документ№2. ДЕКЛАРАЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. ПРИНЯТА ПЕРВЫМ СЪЕЗДОМ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РСФСР. 12 ИЮНЯ 1990 г.
Первый съезд народных депутатов РСФСР, — сознавая историческую ответственность за судьбы России, — свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик, — выражая волю народов РСФСР, торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.
1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.
2. Суверенитет РСФСР — естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции.
3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР.
4. Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей — обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу — на самоопределение в избранных им национально-государственных и ационально-культурных формах.
5. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливаются:
полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР;
верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории.
Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным Договором;
исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России;
полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах;
право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР.
6. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика объединяется с другими республиками в Союз на основе Договора. РСФСР признает и уважает суверенные права союзных республик и Союза ССР.
7. РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным Договором и основанным на нем законодательством.
8. Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума.
9. Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР. Конкретные вопросы осуществления этих прав должны определяться законодательством РСФСР о национально=государственном и административно-территориальном устройстве Федерации.
10. Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РСФСР, гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией РСФСР, Конституцией СССР и общепризнанными нормами международного права.
Представителям наций и народностей, проживающим в РСФСР за пределами своих национально-государственных образований или не имеющим их на территории РСФСР, обеспечиваются их законные политические, экономические, этнические и культурные права.
11.На всей территории РСФСР устанавливается республиканское гражданство РСФСР. За каждым гражданином РСФСР сохраняется гражданство СССР.
Граждане РСФСР за пределами Республики находятся под защитой и покровительством РСФСР.
12.РСФСР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами.
13.Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства.
14.РСФСР заявляет о своей приверженности общепризнанным принципам международного права и готовности
жить со всеми странами и народами в мире и согласии, принимать все меры к недопущению конфронтации в международных, межреспубликанских и межнациональных отношениях, отстаивая при этом интересы народов России.
15.Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного Договора и совершенствования республиканского законодательства.
Дайте характеристику государственного суверенитета России в составе СССР. |
.
Какие пункты этого документа создавали угрозу для существования в прежнем виде Союза ССР? |
Задание№9.
Изучите документ и ответьте на вопросы.
ДЕКЛАРАЦИЯ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ И ПРАВИТЕЛЬСТВ. 21 ДЕКАБРЯ 1991 г.
Независимые государства — Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина,
— стремясь построить демократические правовые государства, отношения между которыми будут развиваться на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права;
— признавая и уважая территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих границ;
— считая, что укрепление имеющих исторические корни отношений дружбы, добрососедства и заимовыгодного сотрудничества отвечает коренным интересам народов и служит делу мира и безопасности;
— осознавая свою ответственность за сохранение гражданского мира и межнационального согласия;
— будучи приверженными целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, заявляют о нижеследующем:
Взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием. В целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности будет сохранено объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства.
...Подтверждается приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков.
С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование.
Государства — участники Содружества гарантируют в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР.
Государства — участники Содружества обязуются неукоснительно соблюдать принципы настоящей декларации.
Чем руководствовались участники Алма-Атинской встречи? |
.
Какие договоренности были достигнуты? Что они означали? |
Задание№10.
Рассмотрите иллюстрацию. Как, на Ваш взгляд, автор оценивает процесс распада СССР? Свое мнение обоснуйте.
Задание№11.
Рассмотрите иллюстрацию. Как, на Ваш взгляд, автор оценивает процесс распада СССР? Свое мнение обоснуйте.
Задание №12.
Прочитайте документ и ответьте на вопросы.
Из Сообщения об итогах референдума СССР 17 марта 1991 г.
…На всенародные голосование (референдум) был вынесенвопрос: “Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности”. <…>
Центральная комиссия референдума СССР установила:
По Союзу ССР в целом:
В списке граждан, имеющие право участвовать в референдуме СССР, было включено 185.647.355 человек; приняли участие в голосовании 148.574.606 человек, или 76,4 процента; “Нет” – 32.303.977 человек, или 21,7 процента; Признаны недействительными – 2.757.817 бюллетеней, или 1,9 процента.
По какому поводу 17 марта 1991 г. состоялся референдум СССР? Чем это было вызвано? |
.
Каковы были результаты референдума? О чем они свидетельствовали? |
Задание №13.
Прочитайте документ и ответьте на вопросы.
Мы, руководители Республики Беларусь, РСФСР, Украины,- отмечая, что переговоры о подготовке нового Союзного договора зашли в тупик, объективный процесс выхода из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактом:
- констатируя, что недальновидная политика Центра привела к глубокому экономическому и политическому кризису, к развалу производства, катастрофическому понижению жизненного уровня практически всех слоев общества;
- принимая во внимание возрастание социальной напряженности во многих регионах бывшего Союза ССР, что привело к межнациональным конфликтам с многочисленными человеческими жертвами;
- осознавая ответственность перед своими народами и мировым сообществом и назревшую потребность в практическом осуществлении политических и экономических реформ, заявляем об образовании Содружества Независимых Государств, о чем сторонами 8 декабря 1991 года подписано соглашение.
Содружество Независимых Государств в составе Республики Беларусь, РСФСР, Украины является открытым для присоединения всех государств – членов Союза ССР, а так-же для иных государств, разделяющих цели и принципы на стоящего соглашения.
Государства – члены Содружества намерены проводить курс на укрепление международного мира и безопасности. Они гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР, обеспечивают единый контроль за ядерным оружием и его нераспространением.
О каком решении руководителей трех республик бывшего СССР, принятом на встрече 8 декабря 1991 г., говорится в Заявлении? |
.
Какой статус созданного Содружества Независимых Государств закрепляется в Соглашении? |
.
Какую роль сыграло СНГ на постсоветском пространстве за более чем десятилетнюю историю его существования? |
Задание №14.
Прочитайте документ и ответьте на вопросы.
Независимые государства - Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, РСФСР, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина, Стремясь построить демократические правовые государства…
Признавая и уважая территориальную целостность друг друга и нерушимость границ…
Осознавая свою ответственность за сохранение гражданского мира и межнационального согласия; Будучи приверженными целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, Заявляют о нижеследующем:
Взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равенства через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни государственным объединением. В целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности будет сохранено объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного или нейтрального государства. СНГ открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств – членов бывшего Союза ССР, и также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества. С Образованием Содружества Независимых Государств союз Советских Социалистических Республик прекращает сове существование…
Выделите основные положений Алма –Атинской декларации глав государств СНГ. |
.
Какие государства бывшего СССР образовали Содружество Независимых Государств? |
.
Перечислите принципы, которые были положены в основу его деятельности? |