Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И ДИСФУНКЦИИ
Социальный институт (от лат. institutum - установление) -определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему предопределены содержанием решаемой социальным институтом определенной задачи; это устойчивые, функционально целесообразные социальные образования и взаимосвязи между ними.
Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, т.е. контролируют, упорядочивают поведение индивидов.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.
Социальное назначение любого социального института состоит в том, чтобы способствовать усвоению индивидом всей совокупности норм поведения той или иной культуры.
Нормы поведения, т.е. представление большинства членов данной социальной общности (группы, класса, общества в целом) о должном, - это концентрированное выражение социально значимых потребностей, интересов, а также вкусов, склонностей и предпочтений, определенных моральных, духовных ценностей, которые, поскольку они разделяются большинством членов данной социальной общности, являются также ценностями социальными.
Для развитого уровня институционализации социальных связей характерны следующие черты:
1. Особый,жесткий и обязывающий тип регламентации, обеспечивающий четкий, регулярный, предсказуемый и надежный характер регуляции социальных связей.
2. Четкое распределение функций, прав и обязанностей участников институализированного взаимодействия.
3. Регулярность и самовозобновляемость большинства социальных институтов обеспечивается такжеобезличенностью требований к тому, кто включается в деятельность института, замещает выбывшего.
4. Существование определенного круга людей и их подготовка для выполненияпрофессиональных обязанностей в рамках какого-либо института.
5. Для выполнения своих функций институт имеетучреждения, обладающиесредствами и ресурсами, которые организуют, управляют и контролируют деятельность институтов.
Каждый социальный институт имеет:
А. Установки и образцы поведения.
Для института семьи - это привязанность, лояльность, ответственность, уважение. Для института государства — послушание, лояльность, субординация. Для института образования — любовь к знаниям, посещаемость.
Б. Символические культурные признаки.
Для института семьи - обручальное кольцо, брачный ритуал. Для института государства — флаг, герб, национальный гимн, печать. Для института образования — школьная эмблема, школьная песня.
В. Утилитарные культурные признаки.
Для института семьи — дом, квартира, мебель. Для института государства -общественные здания, общественные работы, бланки и формы. Для института образования - классы, библиотеки, стадионы.
Г. Кодекс устный и письменный.
Для института семьи — семейные запреты и допущения. Для института государства - конституция, законы. Для института образования — правила учащихся.
Д. Идеологию.
Для института семьи — это романтическая любовь, совместимость, индивидуализм. Для института государства — государственное право, демократия, национализм. Для института образования - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.
Перечисленные признаки социального института свидетельствуют о том, что именно в рамках института социальное взаимодействие как глубокое, сопряженное взаимодействие между людьми по поводу того или иного предмета связи (образования или здоровья, труда или науки) приобретает регулярный, самовозобновляющийся, высококачественный характер.
Существуютформальные (т.е. существующие в виде формально оговоренных правил, законов и т.д.) инеформальные (где нет формальной регламентации) социальные институты. Так, институт дружбы имеет многие признаки социального института. Дружба — один из элементов, характеризующих жизнь любого общества, становится обязательным, устойчивым явлением человеческого общества. Регламентация в дружбе достаточно полная, четкая и подчас даже жестокая. Обида, ссора, прекращение дружеских связей — своеобразные формы социального контроля в институте дружбы. Но эта регламентация никак не оформлена в виде законов, административных указаний. У дружбы есть ресурсы (доверие, симпатия, продолжительность знакомства), но нет учреждений. Она отличается от любви, от взаимоотношений с коллегами по работе, от братских отношений, но здесь нет четкого профессионального закрепления статуса, прав и обязанностей партнеров.
Формальные социальные институты имеют общий признак: взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов, положений. Если социальные институты — "могучие канаты" системы социальных связей, то формальные социальные институты — это "металлический каркас", определяющий прочность общества.
По типу потребностей или задач, которые они решают, социальные институты делятся на:
• экономические институты, которые занимаются производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собственность, рынок, денежное обращение и др.);
• политические институты, т.е. институты, связанные с борьбой за власть, ее осуществление и распределение (государство, армия, полиция, общественные движения, клубы);
• институты культуры и социализации включают в себя наиболее устойчивые, четко регламентированные формы взаимодействия по поводу укрепления, создания и распространения культуры, социализации молодого поколения, овладения им культурными ценностями общества: семья, образование, наука, художественные учреждения. Сюда же относятся и все механизмы социального контроля.
Развитие социальных институтов проявляется в двух основных вариантах: во-первых, через возникновение новых социальных институтов; во-вторых, через развитие, совершенствование уже сложившихся социальных институтов, их внутреннюю специализацию, дифференциацию и т.д.
Социальные институты выполняют следующие функции в обществе:
Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений.
Регулятивная функция.
Интегративная функция.
4. Транслирующая функция.Общество не может развиваться без передачи социального опыта.
5. Коммукативные функции. Информация, произведенная институтом должна распространяться как внутри института (с целью управления и контроля за соблюдением социальных норм), так и во взаимодействии между институтами.
Если социальные функции института — приносить обществу пользу, то случаи, когда от института помимо пользы происходит вред —дисфункция института.
Дисфункция может выражаться в неопределенности функции института, размытости целей, падении его общественного авторитета. Институт начинает работать не ради той цели, для которой создан, а ради своих внутренних целей, для своего самосохранения. Ярким примером такой дисфункции является укрывательство (нерегистрация) преступлений от учета в системе МВД. Для решения главной задачи МВД — борьбы с преступ-ностью, полная и своевременная регистрация всех выявленных преступлений является крайне важной. Но она мешает частной, внутренней задаче министерства — показать высокую эффективность своей работы. Так общая цель приносится в жертву частной. Но если какой-то официальный институт не удовлетворяет (или удовлетворяет плохо) насущную потребность, эту дисфункцию пытаются восполнить другие структуры, что бывает крайне опасно. Известно, например, что в нашей современной Экономической жизни возврат долгов кредиторам во многом обеспечивают не арбитражные суды, не правоохранительные органы, а бандиты.
Итак, в функционировании социальных институтов могут возникнуть ситуации, когда изменившиеся социальные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов, в результате чего могут возникнуть явления дисфункций в содержании деятельности социального института. В силу этих обстоятельств социальный институт теряет свое социальное значение. Зачастую результатом дисфункции социальных институтов является возрастание уровня преступности.