Марксистско-ленинское учение о государстве, его конструктивно-критический анализ.
Во второй половине XIX и в начале XX в. распространение получило марксистско-ленинское представление о государстве. Эта теория нашла свое отражение в таких трудах как работа Ф.Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства», а также в произведениях В.И.Ленина «Государство и революция», «О государстве».
Основные постулаты
1) Социалистическое государство и право, согласно марксистской теории, возникают не эволюционным путем, путем постепенного перерастания буржуазного государства в социалистическое, а путем совершения социалистической революции.
2) Важной закономерностью и одновременно предпосылкой становления и развития социалистического государства и права, согласно марксистской доктрине, являются слом старой государственной машины, уничтожение буржуазного государственного аппарата.
3) Сущностью нового государства, функционирующего в переходный от капитализма к социализму период, является диктатура пролетариата. Диктатура пролетариата - особая форма классового союза между пролетариатом, авангардом трудящихся, и многочисленными непролетарскими слоями трудящихся.
4) В своем становлении и развитии социалистическое государство и право, согласно марксистской теории, проходят несколько этапов эволюционного изменения. После совершения социалистической революции государство проходит следующие этапы в своем развитии:
а) Этап существования государства диктатуры пролетариата,
б) этап функционирования собственно социалистического государства
в) этап развития общенародного государства.
Каждый из этих этапов в развитии государства и права соотносился с соответствующим этапом в развитии общества. А именно - этап существования государства диктатуры пролетариата соотносился с переходным от капитализма к социализму этапом в развитии общества. Этап функционирования собственно социалистического государства и права отражал особенности этапа развития собственно социалистического общества. Этап развития общенародного государства соотносился с этапами существования и функционирования развитого социалистического общества.
5) Формой правления социалистического государства, согласно марксистскому мировоззрению, является республика. Что же касается формы государственного устройства, то предпочтение отдавалось унитарному государству, построенному на основе принципа демократического централизма.
6) В неразрывной связи и взаимодействии с социалистическим государством находится право. Оно является средством решения стоящих перед государством задач. Согласно марксистской концепции сущность права заключается в том, что оно выражает волю и интересы господствующего класса. На первых этапах становления и развития социалистического общества государство и право выражает интересы рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции. На этапе развитого социалистического общества - интересы всего народа.
7) Государство и право не являются вечными и неизменными явлениями. По мере развития классового общества и постепенного отмирания классов государство и право как классовые институты и явления также прекращают существование. Процесс их отмирания - естественный процесс, обусловленный развитием экономики, общества, а вместе с ними - государства и права.
Это была теория, развивавшаяся в нашей стране и других, называвших себя социалистическими, странах в течение ряда десятилетий. Однако зачастую практика была иной.
Закрепляя, например, в Конституции СССР 1936 г. за советскими гражданами широкий круг прав и свобод, государственная власть действовала совершенно поиному. Политические репрессии конца 30-х годов, ссылки, незаконные осуждения тысяч невинных людей свидетельствуют о глубоком противоречии социалистической государственно-правовой теории и практики.
Столь же далекой от марксистской теории была проводившаяся в нашей стране и других странах в последующие годы практика государственно-правового строительства по ряду весьма важных направлений. Она касалась, например, природы и характера общенародного государства и права, которые теоретически объявлялись институтами всех слоев и классов общества, а практически
находились в руках правящих кругов, государственного устройства Советского государства, которое теоретически считалось федеративным государством, а на деле всегда оставалось унитарным, и др.
Теория марксизма-ленинизма – в целом была последовательна и объективна в своем изложении, но жили исследователи в эпоху революций, переворотов, когда разница между сверх богатыми и очень бедными была колоссальной, поэтому появилась необходимость теории нужной массам и этот социальный заказ воздействует на исследователя таким образом, что он ради удовлетворения потребностей, этого «заказа» он поступается научными принципами, методами и начинает отходить от истины.
Г и П является продуктом массовых противоречий, которые появляются в связи с появлением частной собственности, этот продукт классовых противоречий социально не справедлив, государство машина для подавления одного класса другим, право возведенное в закон более господствующим классом. Далее формационный подход и как венец всего при переходе к социализму уничтожается классовое неравенство, у нас наступает коммунизм, а Г и П – орудие классовой борьбы, следовательно они становятся не нужны и поэтому они отомрут как чуждые обществу элементы, другими словами общество вернется к родовому обществу. Т.е. получается не поступательное развитие, а возврат к прошлому. Развитие не может идти таким путем. Не может общество существовать без государства и права. Если его лишить этого, то неизменно общество начинает их формировать заново.