Основные признаки демократии
1. Юридическое признание верховной власти народа. В этом смысле Конституция РФ говорит о многонациональном народе России. Народ осуществляет свою власть в различных формах: через органы государственной власти, непосредственно путем выборов и общегосударственного референдума, а на местном уровне посредством предусмотренных Конституцией различных форм самоуправления. Природе демократии соответствует конституционное положение о том, что незаконный захват власти народа кем-либо преследуется по Федеральному Закону (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ).
2. Периодическая выборность основных органов государства – показатель демократизма общества и его политической системы. Соответственно, демократическим может считаться лишь то государство, в котором лица, реализующие ключевые властные функции, избираются на определенный ограниченный срок, а не назначаются. В Российской Федерации посредством выборов избираются глава государства, главы муниципальных органов, депутаты всех уровней.
Идея и практика выборности основных государственных органов содержит большой демократический потенциал. Выборный руководитель, сознавая, что ему оказаны уважение и доверие, несет большую политическую и моральную ответственность перед избирателями. Отметим и то, лица не участвующие в выборах, получающие властные полномочия не от народа, а от вышестоящих руководителей, иногда по протекции, личной преданности находятся в системе определенной зависимости. В этой связи имеют место проявления бюрократизма, консерватизма, подхалимства и других негативных явлений.
3. Верховенство права в жизнедеятельности общества – одна из важнейших характеристик демократии (наряду с народовластием, выборностью основных органов государства). Верховенство (господство) права предполагает наличие таких законов, которые содержат правовые средства и механизмы, составляющие своеобразный барьер для произвола государственных властных структур регионального и иных уровней в отношении демократических объединений, прав и свобод граждан.
4. Свобода как свойство демократии. Какова взаимосвязь свободы и демократии? Очевидно, демократия содержит необходимые предпосылки, условия для реализации свободы личности. В современной России, если иметь в виду область политико-правовых отношений, – это свобода выборов, предполагающая, прежде всего, отсутствие политического, социально-экономического, психологического давления на избирателей, наличие альтернативных кандидатов, плюрализм мнений, гласность, многопартийность, признание оппозиции и др. С другой стороны, потенциал свободы способствует упрочению и совершенствованию демократии. Это подтверждается деятельностью СМИ, придающих гласности имеющие место факты «нажима», «наступления» на эти структуры со стороны отдельных должностных лиц (нередко регионального уровня), случаи злоупотребления, коррупции в системе государственного аппарата, общественных объединений, наносящих существенный урон, вред процессу становления Российской демократии.
5. Органическая связь демократии и дисциплины. Демократия и дисциплина – понятия взаимообусловленные, не совпадающие в связи со спецификой их содержания.
Дисциплина – важнейший фактор общественной жизни, поскольку способствует целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности индивидов и организаций. Цивилизованная демократия строится на дисциплине и невозможна без нее. Демократия в своих движениях (динамике) и проявлениях – в избирательных кампаниях и др. всегда ассоциируется с определенной организованностью, порядком. В этой связи отметим следующее: нередко правильные демократически подготовленные и принятые решения без необходимой дисциплины неизбежно «не работают», становятся нереализованными («повисшими в воздухе»).
Можно сказать, что демократия без дисциплины теряет свою привлекательность и значимость в связи с набирающими силу элементами неорганизованности, неуправляемости, стихийности. Так обстоит дело в тех случаях, когда проводятся несанкционированные митинги, демонстрации, используется «грязная технология» в период предвыборных кампаний, демократические решения принимаются, но не используются и др. Образно говоря, демократия без дисциплины работает на «холостом ходу», теряет свою социальную ценность.
С другой стороны, демократия придает дисциплине осознанную целесообразность принимаемых решений, добровольный выбор поведения, сопряженный с подчинением установленным правилам, порядку. В этом случае дисциплина без демократии оборачивается администрированием, стремлением поставить всех в одни «рамки», без учета определенных индивидуальных, личностных особенностей людей.
Следовательно, подлинная свобода в условиях демократии имеет границы, предопределяемые дисциплиной, ответственностью. Свобода, дисциплина, ответственность – составляющие содержание демократии в обществе.
В числе признаков демократии можно назвать и такие, как наделение граждан широким кругом прав и свобод, равенство прав граждан на участие в управлении государством, плюрализм, в условиях которого утверждается многообразие форм собственности, общественных интересов, идейных течений, возможность самовыражения, отстаивания своей жизненной позиции и др. Это подтверждает то, что идея демократии получает в современном Российском обществе определенное распространение и признание, постепенно становится более жизнеспособной. Названные общие признаки демократии дают возможность получить представление о ее сущности, содержании, ценности и значимости в жизни человека и общества, перспективе совершенствования.
На страницах печати в последнее время нередко используются словосочетания «управляемая демократия», «суверенная демократия», «демократия по российскому образцу». В этом контексте под «управляемой демократией» понимается определенная ранжировка политических и общественных сил, оценка их значимости в зависимости от лояльности к государственной власти и соответствующая их поддержка, поощрительное стимулирование (государственные награды журналистам, последовательно одобряющим официальный государственный курс и др.). Отметим также приоритет государственной власти в формировании демократических институтов (образование Общественной палаты в России и ее ответвления в регионах). Это подтверждает то, что в условиях управляемой демократии «присутствие» государства в различных демократических сферах нередко становится их неотъемлемым компонентом. В этой связи очевидно стремление государственной власти к соответствующему контролю в процессе выстраивания системы субъектно-объектных отношений. Объектами того или иного властного воздействия в условиях управляемой демократии становятся политические партии, общественные движения, средства массовой информации, избирательная система.
Практическое осуществление управляемой демократии в России – явление во многом закономерное, поскольку продиктовано логикой исторического процесса, предопределяется спецификой современной России. Очевидно, российская демократия несовершенна, не имеет твердой опоры в экономике, в мироощущении многих граждан, оценивающих существующую демократию в России со «знаком минус» в силу ее «переходности», «управляемости» и других свойств.
В этой связи можно отметить следующий аспект управляемости рассматриваемого института: соблюдение внешних демократических процедур (наличие внешних демократических деклараций) не препятствует принятию значимых, ключевых, не всегда демократических решений, определенной узкой уполномоченной группой людей, образно говоря «за кулисами» событий.
По-видимому, в силу потенциальных возможностей нашего общества будет усиливаться тенденция совершенствования демократии в России, постепенного отхода от «управляемой демократии», так или иначе связанной с властью определенных персоналий и послушных им общественных институтов.
Сказанное означает, что в российской юридической и политической литературе еще не достигнут теоретический предел в изучении проблемы демократии. В целом можно сказать, что социальная значимость демократии в Российской Федерации, подтверждается свойственной ей шкалой существующих ценностей (идеологический плюрализм, наличие оппозиционных партий и др.). Кардинальные изменения, происходящие в обществе, будут оказывать позитивное влияние на содержание российской демократии. Одно из таких направлений – не только совершенствование деятельности демократических институтов, но и создание условий для повышения роли личности, гражданина в системе политических и иных отношений.
Здесь рассмотрены отдельные вопросы сложной и комплексной темы, находящейся на пересечении интересов представителей различных направлений научного знания – философов, юристов и др.