Отзыв депутатов и выборных должностных лиц
Вопрос №3.
Конституция как единый правовой нормативный акт имеет особенности социального и юридического характера. В силу этого конституция занимает особое место в любой национальной правовой системе и играет ведущую нормативно-правовую роль в общественной и государственной жизни. Конституция в своем содержании отражает определенное соотношение политических сил, классовых, групповых и иных интересов на момент се разработки и принятия. Конституция в демократическом правовом государстве является результатом политического согласия, достигнутого в гражданском обществе, своеобразным «общественным договором». Конституции могут быть навязаны обществу и народу вопреки воле большинства в результате установления диктаторских, авторитарных, тоталитарных режимов. Конституция РФ 1993 г. юридически оформила переход от советского тоталитаризма к новой общественной системе и новому конституционному строю. Конституция РФ .1993 г. явилась выражением известного социального компромисса в расколотом обществе, переломным этапом па пути к гражданскому обществу и правовому государству, обозначив начало перехода от номинального конституционализма к реальному. Ее цели и идеи стали определяющими для политических сил, выступающих за обновление, качественную модернизацию общества. Конституция РФ '— это системный акт, в котором все установления по своему содержанию взаимосвязаны, дополняют друг друга и находятся в неразрывном единстве. Ее содержаниесамодостаточно, оно определено волей народа и и счерпывающим образом изложено в тексте. В содержании Конституции РФ нет пробелов и пет противоречий.
Конституция РФ предусматривает механизмы снятия неопределенности в понимании ее установлений путем их официального толкования и интерпретации, в том числе применительно к новым жизненным условиям и обстоятельствам.
Форма конституции — это способ внешнего выражения ее текста и структура ее содержания. Иными словами, различают внешнюю и внутреннюю форму конституции.
Внешняя форма конституции представляет собой словесное выражение конституционных установлений в едином кодифицированном акте. Внутренняя форма конституции есть способ ее организации, структура ее содержания, обеспечивающая согласованность ее составных частей, последовательность их расположения. Конституция РФ 1993 г. по своей структуре состоит из преамбулы, 137 статей, объединенных в первом разделе, состоящем из девяти глав, и заключительных и переходных положений, являющихся вторым разделом.
Юридические (правовые) свойства конституции. Конституция является учредительным, а потому первичным, определяющим нормативным правовым актом и в силу этого обладает особыми правовыми свойствами. Эти свойства обозначены в ч. 2 ст. 4 и ч. 2 ст. 15 Конституции РФ.
Верховенство конституции является определяющим ее правовым свойством. Признание верховенства конституции имеет структурообразующее и функциональное значение в национальной правовой системе. Верховенство означает непререкаемость и находит свою конкретизацию в ч. 1 ст. 15: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».
Законы и иные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления издаются на основе и в соответствии с конституцией. Верховенство конституции диктует требование непротиворечивости законов и подзаконных актов ее содержанию. Законы и подзаконные (в том числе ведомственные) акты, противоречащие Конституции РФ, не должны применяться судами и другими правоприменителями.
Конституция РФ является нормативным правовым актом прямого действия (ч. 1 ст. 15). Прямое действие Конституции РФ не означает, что ее положения не нуждаются в конкретизации путем принятия текущих законов. В ряде статей Конституции РФ содержится прямое указание на принятие федерального конституционного закона либо федерального закона. В силу вышеперечисленных правовых свойств Конституция РФ обладает качеством общеобязательности по отношению ко всем субъектам права. В ч. 2 ст. 15 Конституции РФ установлено: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
Конституция является основой правовой системы в государстве (или еще это свойство называют – базой текущего законодательства). Это ее свойство определяется тем, что Конституция определяет систему источников права, их иерархию, а также непосредственно в тексте содержится указание на необходимость принятия отдельных норм, облеченных в форму того или иного источника права.
Следующее значимое правовое свойство Конституции РФ — это ее действие на всей территории Российской Федерации.
Конституция РФ — акт постоянного, долговременного действия. Ее важнейшим свойством является стабильность, обеспечиваемая особым порядком внесения в нее поправок и дополнений
Итак, Конституция РФ обладает правовыми свойствами верховенства, высшей юридической силы, прямого действия, обязательного применения на всей территории Российской Федерации, стабильности. А также она является основой правовой системы государства.
Предложения о поправках к Конституции РФ может вносить ограниченный круг субъектов права. Согласно ст. 134 к их числу относятся Президент РФ, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Поправки к гл. 3—8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т. е. одобряются 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, ¾ от общего числа членов Совета Федерации и не могут быть отклонены Президента РФ, а вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти субъектов РФ не менее двух третей.
Приведенные формулировки ст. 136 породили неопределенность в понимании того, каким должен быть нормативный правовой акт, содержащий поправку к Конституции РФ. Это послужило основанием для толкования соответствующих конституционных правил. В Постановлении от 31 октября 1995 г. № 12-П Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что предусмотренная ст. 136 процедура принятия поправок существенно отличается от процедуры принятия федерального конституционного закона, вводится особое условие для вступления поправок в силу, а именно необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. На основании этих и ряда других аргументов Конституционный Суд РФ решил, что поправки могут быть приняты только в форме специального нормативного правового акта о конституционной поправке, т. е. в форме закона РФ о поправке к Конституции РФ.
Более детальное регулирование этой процедуры осуществлено Федеральным законом от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», установившим особенности законодательного процесса в отношении данного вида законов.
Нужно отметить, что в Конституции РФ есть положения, которые могут подвергаться оперативным изменениям. Так, ч. 1 ст. 65 устанавливает перечень субъектов РФ. Изменения в нее вносятся согласно ч. 1 ст. 137 на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ. До настоящего времени изменения в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ внесены на основании федеральных конституционных законов, зафиксировавших объединение ряда субъектов РФ и тем самым создание новых субъектов РФ.
Самостоятельным способом внесения изменений в ч. 3 ст. 65 является принятие в состав Российской Федерации нового субъекта РФ. Порядок такого принятия определен Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Принятие иностранного государства либо его части в состав Российской Федерации происходит на добровольной основе и оформляется международным договором.
Внесение изменения в ч. 1 ст. 65 возможно в том случае, если изменяется наименование субъекта РФ. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа — гласит ч. 2 ст. 137 — новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65. На практике возник вопрос, каким нормативным правовым актом должно быть включено в текст Конституции РФ новое название субъекта РФ. В Постановлении от 28 ноября 1995 г. № 15-П по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституционный Суд РФ определил, что изменения наименования субъекта РФ включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке.
Вопрос №4 Укажите и охарактеризуйте институты непосредственной демократии в РФ применительно к уровням публичной власти.
К числу институтов непосредственной демократии относятся: референдум; выборы; опросы; публичные слушания; наказы избирателей; отчеты депутатов перед избирателями; досрочный отзыв депутата избирателями; сходы; собрания граждан по месту жительства; обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления; правотворческая (законодательная) инициатива; петиции; собрания и публичные мероприятия.
РеферендумКонституция РФ высшим непосредственным выражением воли народа называет референдум (ч. 3 ст. 3). Референдум представляет собой голосование граждан по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, решение которого имеет высшую юридическую силу и обязательно для исполнения органами, организациями, гражданами.
Отличительной чертой решения, принятого на референдуме, является его императивный характер. Оно не может быть отменено или изменено иначе, как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения. Основную черту решения, принятого в результате опроса населения, составляет его рекомендательный характер. По территории проведения референдумы бывают: федеральные, республиканские (региональные) и местные.
Правовое регулирование порядка проведения референдума осуществляется Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» и законами субъектов РФ1.
Референдум следует отличать от опроса. Опрос в отличие от референдума есть лишь выявление мнения избирателей, консультирование с ними. Опрос гражданпроводится для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами государственной власти и местного самоуправления, а также их должностными лицами.
Результаты опроса носят рекомендательный характер. В опросе граждан имеют право участвовать жители соответствующей территории, обладающие избирательным правом. Опрос граждан проводится по инициативе:
1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования — по вопросам местного значения;
2) органов государственной власти субъектов РФ — для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.
Публичные слушанияФедеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает новый институт непосредственной демократии — публичные слушания. Цель публичных слушаний — обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования. Решения публичных обсуждений юридической силы не имеют.
Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а проводимые по инициативе главы муниципального образования — главой муниципального образования.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Такой нормативный правовой акт должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
Наказы избирателейНаказы являются одной из форм выражения воли и интересов избирателей, непосредственного участия граждан в управлении делами субъекта РФ, муниципального образования, укрепления связи депутатов и избирателей. Будучи составной частью императивного мандата, они были конституционно признаны и повсеместно распространены в советский период истории России. В последнее время в отдельных регионах России наблюдается стремление реанимировать этот институт непосредственной демократии как на региональном уровне1, так и в системе местного самоуправления2. Наказы избирателей предусмотрены законодательством Архангельской, Астраханской, Белгородской, Волгоградской, Воронежской, Новгородской, Орловской областей, Краснодарского, Приморского краев, республик Бурятия, Мордовия, Саха, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и других субъектов РФ.
Наказами избирателейявляются имеющие общественное значение, одобренные собраниями (сходами), конференциями граждан предложения (поручения), направленные кандидатам в депутаты в ходе предвыборной кампании и утвержденные соответствующим представительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.
Целью наказов является повышение уровня и качества жизни населения области. В качестве наказов могут рассматриваться предложения избирателей по изменению действующего законодательства либо осуществлению конкретных мероприятий, требующих капитальных расходов соответствующих бюджетов и направленных на социальное выравнивание территорий. Наказы должны соответствовать целям и задачам программ и планов социально-экономического развития территорий.
Самостоятельным институтом непосредственной демократии являются отчеты депутатов перед избирателями.
До принятия ныне действующей Конституции принцип отчетности депутатов был конституционным. В связи с фактическим закреплением свободного мандата депутата Государственной Думы перед избирателями Конституцией РФ и Федеральным законом от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» он перестал быть таковым. Однако принцип отчетности имеется в конституциях (уставах) и законах субъектов РФ о статусе депутатов представительных органов государственной власти субъекта РФ и представительных органов местного самоуправления и, следовательно, сохраняет свою значимость в качестве института непосредственной демократии.
Отчетность депутатов перед избирателями — один из важнейших показателей тесной связи представительных органов государственной власти и местного самоуправления с населением и форма контроля граждан за работой депутатов.
Отзыв депутатов и выборных должностных лиц
Право отзыва депутата избирателями было неотъемлемым институтом непосредственной демократии советского этапа истории России. Конституция РФ 1993 г. впервые не упоминает этот важнейший институт непосредственной демократии.
Однако многие субъекты РФ пошли по пути закрепления права избирателей на отзыв депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, членов выборных органов местного самоуправления, а также выборных должностных лиц местного самоуправления (далее — представителей).
Правовой основой отзыва представителей являются общие положения, содержащиеся в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», конституциях (уставах) субъектов РФ, законах о статусе депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления, конкретизированные законами об отзыве1.
Названные нормативные правовые акты устанавливают требования, предъявляемые к процедуре проведения отзыва представителей:
1) право отзыва не может быть использовано для ограничения самостоятельности и инициативы представителя, создания препятствий его законной деятельности;
2) право отзыва реализуется в случаях, когда невозможны либо исчерпаны иные средства обеспечения деятельности представителя, соответствующей закону;
3) проведение голосования по отзыву представителя одновременно с любыми выборами или референдумом не допускается;
4) коллективный характер реализации права на возбуждение вопроса об отзыве представителя. Так, количество подписей избирателей округа под заявлением по отзыву составляет, как правило, от 0,5 до 1% от числа избирателей округа;
5) если по результатам голосования по отзыву представитель не был отозван, следующее проведение голосования по отзыву этого представителя возможно только по истечении 12 месяцев со дня предшествующего голосования.
Основаниями отзыва представителя могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.
Общие собрания гражданДля обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.
Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.
Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом, органом территориального общественного самоуправления.
Сходы граждан
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» впервые разграничивает собрания и сходы граждан. Подробно правовой статус сходов граждан регулируется уставами муниципальных образований, решениями представительных органов местного самоуправления1.
Сход граждан для решения вопросов местного значения может проводиться в поселении с численностью жителей не более 100 человек. Он правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.
Сход осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования. Он вправе решать вопросы, отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.
Правотворческая (законодательная) инициативаПравотворческая (законодательная) инициатива граждан появилась в законодательстве и науке в последнее десятилетие XX в. Впервые она получила закрепление в ст. 25 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». По названному Закону граждане обладали этой весьма важной для них возможностью, только если она была закреплена в уставе муниципального образования. Ныне действующий аналогичный Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ такой оговорки не содержит. Это делает возможным реализацию правотворческой инициативы граждан независимо от наличия указания на нее в уставе муниципального образования. В последней ситуации принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляется в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Таким образом, сфера применения правотворческой инициативы граждан распространена на все муниципальные образования Российской Федерации.
На уровне субъекта РФ этот институт непосредственной демократии называется, как правило, «законодательная инициатива», поскольку ее предметом является законопроект. Законодательная инициатива граждан предусмотрена не менее чем в 20 субъектах РФ, однако подробно регламентирована только в Алтайском крае, г. Москве, Ярославской, Брянской и Калужской областях.
Обращения гражданПраво граждан на обращение является важным институтом непосредственной демократии, составной частью народовластия. Этим объясняется его закрепление в ст. 33 Конституции РФ, детально регламентированной Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации*, а также законами субъектов РФ.
Согласно ст. 33 Конституции РФ право на обращение принадлежит только гражданам России. На практике иностранные граждане и лица без гражданства реализуют это право, что отвечает смыслу и содержанию ст. 17 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией*.
Видами обращений являются: предложения, заявления, жалобы. Принятые в последние 15 лет законы субъектов РФ о порядке рассмотрения обращений граждан кроме вышеперечисленных видов обращений называют такие разновидности обращений, как ходатайства, коллективное обращение, повторное обращение.
По кругу субъектов обращения бывают индивидуальные и коллективные, по форме обращения — письменные и устные. Письменное обращение должно содержать данные обратившегося гражданина. Анонимное обращение рассмотрению не подлежит. Устные обращения излагаются на приеме у депутатов и должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.
Петиции
Важным институтом непосредственной демократии являются петиции. Петиции,будучи разновидностью коллективных обращений граждан Российской Федерации, вместе с тем отличаются от других коллективных обращений граждан по своему предмету и процедуре оформления. Предмет обращений граждан (предложений, заявлений, жалоб) практически неограничен. К нему относятся любые вопросы, волнующие граждан. Предметом петиций являются проблемы, имеющие значение для всего или части населения муниципального образования, региона. Обращения могут иметь как письменную, так и устную форму. Для петиций обязательна только письменная форма.
Для рассмотрения петиции руководитель соответствующего органа создает комиссию из должностных лиц органа. Для работы в комиссии могут быть привлечены эксперты, специалисты, должностные лица иных органов, профессиональные познания которых необходимы для надлежащего рассмотрения петиции.
Срок рассмотрения петиции не должен превышать срок, установленный Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ для рассмотрения иных обращений граждан.
При рассмотрении петиции комиссией может быть приглашен представитель граждан, подписавших петицию, а в случае необходимости могут быть приглашены иные граждане, подписавшие ее.