ОИВ субъектов юридически равны в отношениях с ФОИВ
38.Основы административно-правового статуса общественных объединений.
Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Административнаяправосубъектность – комплекс прав и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти и гражданами.
Государство определяет виды административных правоотношений, в которых они могут выступать в качестве субъектов.
Основа – ФЗ об общественных объединениях.
Определяет:
а. содержание права граждан на объединение;
б. основные гарантии данного права;
в. статус общественных объединений;
г. порядок создания, деятельности, реорганизации, ликвидации.
Исходное в статусе – запрет преследовать незаконные цели.
Закон также определяет содержание устава.
Отношения между государством и организацией – принцип взаимного невмешательства.
Деятельность как юридических лиц – ГК.
Права общественных объединений:
1) участие в выработке решений органов государственной власти и МСУ;
2) проводить манифестации;
3) представлять и защищать свои права, права членов и участников;
4) вносить предложения в органы государственной власти;
5) другие.
Влияние государства:
1. регистрация (органами юстиции) для приобретения прав юридического лица (не обязательна);
2. контроль источников доходов (финансовыми органами);
3. надзор и контроль за выполнением существующих норм.
Обязанность общественных объединений – соблюдение законодательства РФ.
Ликвидация – по решению суда при совершении действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ.
Статус политических партий – ФЗ о политических партиях.
Политическая партия – общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах МСУ.
Принцип взаимного невмешательства.
Государство:
а) контроль создания партий – обязательная регистрация;
б) финансирует политические партии, ведёт контроль за финансами с помощью налоговых органов.
39.Рассмотрение дела об административном правонарушении.
Начало – с момента получения субъектом административной юрисдикции протокола об административном правонарушении, за которым следует подготовка дела к рассмотрению.
Подготовка к делу – субъекты выясняют:
1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
6) имеются ли ходатайства и отводы.
Место рассмотрения:
а) по совершения (как правило);
б) по месту жительства привлекаемого (по его ходатайству, в случаях, предусмотренных КоАП);
в) по месту нахождения органа, проводившего расследование (при административном расследовании);
г) по месту учёта транспортного средства (при лишении прав).
Срок рассмотрения:
а. 15 дней – общее правило;
б. продление не более чем на месяц – ходатайство участников, необходимость рассмотрения дополнительных обстоятельств;
в. в день получения протокола – дело о нарушении, влекущем административный арест;
г. не позднее 48 часов после задержания – лицу, подвергнутому задержанию.
Процедура:
1. объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
2. устанавливается факт явки сторон;
3. проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4. выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
5. разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
6. рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
7. выноситсяопределениеоб отложении рассмотрения дела;
8. выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела
9. выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.
Отложение обязательно в случаях:
а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.
При продолжении рассмотрения дела:
1) оглашается протокол об административном правонарушении, при необходимости и иные материалы дела;
2) заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта;
3) исследуются иные доказательства;
4) в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
Завершениерассмотрения – постановление (объявляется немедленно, копия вручается сторонам в течение 3х дней):
а. о назначении наказания;
б. о прекращении производства по делу (при наличии хотя бы одного обстоятельства, исключающих производство).
Определение:
а. о передаче дела органу административной юрисдикции, уполномоченному назначить наказания иного вида, применить иные меры;
б. о передаче дела по подведомственности.
в. Определение по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.
40.Правовые акты управления: понятие, виды.
Правовой акт – официальное подзаконное одностороннее юридически-властное решение уполномоченного органа государственного управления, органа МСУ, принятое в пределах его компетенции, в определённой форме, с соблюдением обязательных процедур, устанавливающее, изменяющее или прекращающее правовые нормы, конкретные правоотношения.
Правовые акты – разновидность правовых актов, обладающие всеми их существенными признаками.
Различают:
а) одностороннее юридическое действие государственного органа;
б) акт как официальный документ.
Акты могут устанавливать нормы как публичного, так и частного права.
Нет легального определения правового акта.
Признаки правового акта:
1. официальное решение – органы действуют от имени государства, акт направлен на выполнение задач публичного характера;
2. подзаконность – юридическое средство обеспечения проведения в жизнь законом (подзаконный характер всего государственного управления);
3. одностороннее юридически-властное волеизъявление – издание опирается на властные полномочия субъектов.
Содержание – управленческое решение, направленное на осуществление задач, функций и полномочий данного субъекта.
Авторитарность – свойство правового акта, выражающее обязательность для исполнения не только субъектами, на которых распространяется его действие, но и на тех, кто его принимает.
Последствия издания правовых актов:
1) могут содержать правовые нормы – регулируют различные общественные отношения;
2) могут выступать в виде юридических фактов – влекут возникновение правоотношений;
3) могут служить основанием издания или отмены других актов.
Правовой акт – служебный документ, отличающийся от служебных документов: служебные документы не влекут непосредственных юридических последствий, могут быть предпосылкой издания.
Особое место среди служебных документов – реестры, регистрационные книги, журналы:
а. утверждаются управомоченными государственными органами;
б. сведения вносятся на основании правовых актов и выдаются заинтересованным лицам.
Классификация правовых актов органов управления:
по юридическим свойствам
Нормативные | · Существенные признаки: а) издание в установленном порядке; б) наличие норм, обязательных для неопределённого круга лиц; в) неоднократное применение. · Сущность определяется юридическими свойствами правовой нормы. · Принадлежит важная роль в организации и практическом осуществлении государственной власти. · Конкретизируют или устанавливают административно-правовое положение субъектов управленческих отношений, регулируются взаимоотношения между ними. |
Индивидуальные | · Акты применения правовых норм. · Суть – персонифицированные правовые предписания. · Осуществляют оперативное управление. |
по форме
Устный | · Только в специально оговоренных случаях. · Нужда в немедленной реакциина ситуацию, поведение гражданина, деятельность организации. |
Письменный | · Служебный документ, признаваемый актом управления. · Письменная форма: а) наименование (постановление, приказ, распоряжение, правила, инструкции, положения), президент – постановления, распоряжения); б) реквизиты (какой вопрос, кем и когда принят). |
Конклюдентные | · Светофор. |
*акты коллегиальных органов только письменные.
41.Понятие и цели организации управления.
Управление – организующая деятельность людей для достижения определённых целей.
Управление обусловлено наличием субъекта и объекта управления, между которыми существует прямая (команда) и обратная (информация о выполнении или невыполнении команды) связь.
Социальное управление – упорядочивающее воздействие на совместную деятельность людей, основанное на соподчинённости воли участников управленческих отношений.
Государственное управление (разновидность социального управления) – исполнительная деятельность по организации социальных процессов в обществе.
Субъекты государственного управления – государственные органы и должностные лица, наделённые властными полномочиями.
Объекты государственного управления – предприятия, организации и граждане, в отношении которых осуществляется организационно-распорядительная деятельность.
Признак государственного управления – организационно-распорядительная деятельность, реализующая функции государства, осуществляемая уполномоченными субъектами.
Функции государственного управления:
1) разработка и реализация государственной политики;
2) установление организационных основ хозяйственной жизни;
3) управление государственными учреждениями;
4) регулирование функционирования негосударственных учреждений;
5) обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц;
6) осуществление государственного контроля и надзора в процессе управления.
42. Административный штраф.