Проверка повода и основания для возбуждения уголовного дела, принятие решения
Как отмечено выше, стадия возбуждения уголовного дела представляет собою не одноразовое действие, проявляющееся в принятии решения о том, начинать или не начинать производство по конкретному делу, а комплекс действий. В своей совокупности эти действия призваны обеспечить законность и обоснованность соответствующего решения.
Такая цель достигается прежде всего путем проверки (нередко ее называют предварительной или доследственной проверкой):
соответствия требованиям закона (доброкачественности) повода;
содержащихся в нем данных относительно наличия или отсутствия основания для принятия положительного решения о возбуждении уголовного дела;
а также наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих принятию такого решения.
Проверка может выразиться в истребовании справок и иных материалов, необходимых для принятия решения по поступившему сообщению о преступлении, в получении объяснений, выполнении оперативно-розыскных мероприятий, в организации проведения ревизий и документальных проверок, т.е. в совершении действий, как правило, непроцессуального характера.
Возможность производства предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством следственных действий на этой стадии сведена к минимуму - допускаются лишь осмотр места происшествия, освидетельствование и назначение экспертизы (ч. 4 ст. 146 УПК). Результаты процессуальных действий такого рода, естественно, должны оформляться по правилам, установленным в УПК для их производства и могут приобрести значение доказательств по делу.
Практически довольно часто предварительная проверка осуществляется с помощью оперативно-розыскных действий, выполняемых в соответствии с предписаниями Закона об оперативно-розыскной деятельности и издаваемых на его основе ведомственных нормативных актов*(232). Результаты этих действий должны оформляться в виде документов, о которых говорилось выше (см. § 3 данной главы учебника).
Особый порядок установлен для производства проверок сообщений о преступлениях, распространенных в средствах массовой информации. Они могут быть осуществлены только органом дознания или следователем при наличии поручения прокурора (ч. 2 ст. 144 УПК). В ходе таких проверок допускается производство всех действий, которые разрешены для данной стадии судопроизводства. При этом на редакции, главных редакторов соответствующих средств массовой информации возложена обязанность передавать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию. Информация такого рода может быть не представлена, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (см. ту же часть ст. 144 УПК)*(233).
На все проверочные действия ч. 1 ст. 144 УПК отводит, как правило, не более трех суток. Прокурор, начальник следственного отдела и начальник органа дознания вправе продлить этот срок до десяти суток по ходатайству дознавателя или следователя, проверяющего сообщение о преступлении. В случаях, когда возникает необходимость в проведении ревизий и документальных проверок, он может быть продлен до 30 суток.
Решение прокурора или иного должностного лица о продлении срока проверки оформляется его резолюцией на тексте постановления, содержащего ходатайство о продлении срока (см., например, приложение 7 к ст. 476 УПК).
По результатам проверки может быть принято одно из следующих решений:
- о возбуждении уголовного дела;
- об отказе в возбуждении уголовного дела;
- о передаче заявления или сообщения по подследственности или подсудности.
При наличии повода и основания к возбуждению уголовного дела и отсутствии обстоятельств, исключающих его, орган дознания, дознаватель, следователь с согласия прокурора либо непосредственно прокурор выносят постановление о возбуждении уголовного дела, которое должно отвечать определенным требованиям. В нем отражаются:
время и место составления постановления;
должность, воинское, специальное звание либо классный чин, фамилия должностного лица, вынесшего постановление, точное наименование органа дознания (если постановление вынесено таким органом);
повод и основание (с указанием части статьи или статьи УК, предусматривающей признаки преступления, послужившие основанием для возбуждения дела);
фамилия и другие данные о лице, в отношении которого возбуждается дело (если дело возбуждается в отношении конкретного лица);
суть принятого решения, в том числе указание на дальнейшее направление дела.
Вынесенное органом дознания, дознавателем или следователем постановление о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. К нему прилагаются все материалы до-следственной проверки сообщения о преступлении.
Прокурор, изучив постановление и материалы, тоже незамедлительно принимает решение о согласии с возбуждением дела (такое согласие оформляется резолюцией на тексте рассмотренного им постановления - см. приложения 13 и 14 к ст. 476 УПК). При несогласии он должен вынести одно из двух постановлений:
об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела (см. приложение 22 к ст. 476 УПК) либо
о возвращении материалов для дополнительной проверки.
О решении прокурора орган дознания, дознаватель или следователь в день его вынесения уведомляют заявителя, по сообщению которого производилась проверка, и лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.
В случае, когда уголовное дело возбуждается капитаном морского или речного судна, находящегося в дальнем плавании, руководителем геологоразведочной партии или зимовки, удаленной от места расположения органов дознания, главой дипломатического представительства или консульского учреждения РФ, прокурор срочно уведомляется указанным лицом о начатом расследовании. Вынесенное в таких условиях постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.
При возбуждении уголовного дела в отношении лица, которое состоит или должно состоять на воинском учете, орган дознания, дознаватель или следователь в двухнедельный срок обязан информировать о принятом им решении военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет (ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г.*(234)).
Производство по делам частного обвинения начинается по правилам, сформулированным в ст. 318 УПК. В соответствии с ними дело такого рода дело возбуждается путем подачи заявления потерпевшим или его законным представителем. Оно подается в суд с копиями по числу лиц, в отношении которых ставится вопрос о привлечении к уголовной ответственности (об особенностях производства по делам частного обвинения в суде см. ниже - в § 3 гл. 16 и § 11 гл. 17 учебника).
Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела выносится компетентным должностным лицом или органом в случае неустановления основания для возбуждения или в случае установления хотя бы одного обстоятельства, исключающего производство по делу. В нем, естественно, как и в других процессуальных документах, указываются сведения о том, где, когда и кем принято решение, а также мотивировка принятого решения.
О таком решении обязательно уведомляются заявитель, сообщивший о преступлении, и прокурор. Делается это путем направления копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Если проверка сообщения о преступлении производилась в связи с тем, что оно было опубликовано каким-то средством массовой информации, то результаты проверки о том, что факт преступления не подтвердился, должны быть опубликованы (ч. 3 ст. 148 УПК).
В случаях, когда проверке подвергалось сообщение о том, что конкретное лицо совершило преступление, и оно не подтвердилось, прокурор, орган дознания и следователь должны рассмотреть вопрос об ответственности заявителя за заведомо ложный донос. При отказе в возбуждении уголовного дела прокурор, установив достаточные основания, может вынести постановление о возбуждении против конкретного лица дела об административном правонарушении. Такое право ему предоставлено Законом о прокуратуре (ст. 25).
Решение о передаче заявления или сообщения по подследственности или подсудности (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК) принимается чаще всего тогда, когда в ходе предварительной проверки, осуществляемой одним органом дознания, дознавателем или следователем, выясняется, что заявление или сообщение содержит данные о признаках преступления, расследование которого входит в компетенцию какого-то другого органа или должностного лица, либо преступления, преследуемого в порядке частного обвинения.
К примеру, при проверке заявления о разбойном нападении и причинении вреда здоровью работники милиции устанавливают, что потерпевший является должностным лицом Федеральной службы исполнения наказаний и что он подвергся нападению в связи с его служебной деятельностью. Предварительное расследование дел такого рода отнесено к компетенции следователей прокуратуры (подп. "в" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК). Поэтому собранные материалы без возбуждения уголовного дела могут быть направлены соответствующему прокурору, как иногда принято говорить - "по подследственности".
Решение об этом оформляется постановлением о передаче сообщения по подследственности (см. приложение 10 к ст. 476 УПК), адресуемым конкретному органу или должностному лицу. Аналогичным образом может поступить должностное лицо, производившее доследственную проверку сообщения о преступлении, в том случае, когда оно приходит к выводу, что деяние, о котором говорится в заявлении, должно преследоваться в порядке частного обвинения. Оно должно вынести постановление о передаче сообщения в суд (см. приложение 11 к ст. 476 УПК).