Порядок проведения республиканского референдума

Статья 25. Списки граждан, имеющих право участвовать в
республиканском референдуме
Составление списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме, включение в них граждан, обжалование ими фактов невключения в список, неправильного включения в список или исключения из списка, допущенных в нем неточностей, а также обеспечение права на участие в референдуме граждан при перемене места их пребывания осуществляются в соответствии с правилами, установленными Конституционным Законом Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан".

Статья 26. Оповещение о времени и месте голосования
при проведении республиканского референдума
1. О времени и месте голосования участковая комиссия референдума оповещает граждан не менее чем за десять дней до дня голосования.
2. В помещении для голосования должен быть вывешен на видном месте тексты вопроса, вынесенного на референдум, проектов Конституции, конституционного закона, закона, внесения в них изменений и дополнений.

Статья 27. Бюллетень для голосования при проведении
республиканского референдума
1. В бюллетене для голосования приводится формулировка каждого вынесенного вопроса и варианты ответа голосующего.
2. В случае, если на референдум вынесено сразу несколько вопросов, то бюллетени для голосования, используемые для каждого из них, должны различаться по цвету.
3. Бюллетени для голосования печатаются на казахском языке и русском языке, а также на языке большинства населения, компактно проживающего на территории соответствующей административно- территориальной единицы.
4. Порядок изготовления бюллетеней для голосования определяется Центральной комиссией референдума.
5. Участковые комиссии референдума обеспечиваются бюллетенями для голосования не позднее чем за семь дней до его проведения.

Статья 28. Недействительные бюллетени при подведении
итогов республиканского референдума
1. Недействительными бюллетенями при подведении итогов референдума признаются бюллетени:
1) неустановленного образца;
2) в которых отсутствует подпись члена участковой комиссии референдума;
3) в которых не вычеркнут ни один из вариантов ответов на вопрос, вынесенный на референдум;
4) в которых невозможно определить волеизъявление голосовавших на референдуме.
2. Признаются действительными, однако не учитываются при подсчете голосов бюллетени, в которых вычеркнуты все варианты ответов на вопрос, вынесенный на референдум.
3. При возникновении разногласия по поводу признания недействительными бюллетеней при подведении результатов референдума вопрос разрешается участковой комиссией референдума путем голосования. При этом решение принимается не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов комиссии.

Статья 29. Голосование при проведении
республиканского референдума

Время, место, организация и порядок проведения голосования на референдуме определяются в соответствии с правилами, установленными Конституционным Законом Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан".

Статья 30. Подсчет голосов и определение результатов
республиканского референдума

1. При подсчете голосов участковой комиссией референдума устанавливается:
1) общее число граждан на участке, имеющих право на участие в республиканском референдуме;
2) число граждан, получивших бюллетени;
3) общее число граждан, принявших участие в голосовании;
4) число голосов, поданных за положительное решение каждого вопроса, и число голосов, поданных за отрицательное решение каждого вопроса;
5) число бюллетеней, признанных недействительными;
6) число бюллетеней, признанных действительными, но не учитываемых при подсчете голосов.
2. Иные вопросы, связанные с подсчетом голосов на участке, определением результатов голосования в административно- территориальной единице, решаются в соответствии с правилами, установленными Конституционным Законом Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан", в части, не противоречащей настоящему Конституционному Закону.

Статья 31. Подведение итогов республиканского
референдума
1. Центральная комиссия референдума на основании представленных протоколов о результатах голосования устанавливает:
1) общее число граждан Республики Казахстан, имеющих право участвовать в референдуме;
2) число граждан, принявших участие в голосовании;
3) число граждан, проголосовавших за положительное решение вопроса, вынесенного на референдум, проголосовавших за отрицательное решение вопроса, вынесенного на референдум, и число бюллетеней, признанных недействительными, отдельно по каждому вопросу, поставленному на голосование.
2. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме.
3. Решение по вопросу, вынесенному на референдум, считается принятым, если в результате голосования за его положительное решение проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.
Изменения и дополнения в Конституцию, вынесенные на республиканский референдум, считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании, не менее чем в двух третях областей, городов республиканского значения и столицы.
4. Итоги голосования подводятся на заседании Центральной комиссии референдума, оформляются протоколом, подписываются Председателем, заместителем Председателя, секретарем и членами Центральной комиссии референдума и утверждаются постановлением.
5. Центральная комиссия референдума при подведении итогов референдума может признать его проведение на отдельных участках (административно-территориальных единицах) недействительным, если в ходе референдума, или при подсчете

Председатели Палат Парламента РК, их компетенция и порядок избрания на должность.

1. Палаты возглавляют председатели, избираемые Сенатом и Мажилисом из числа их депутатов, свободно владеющих государственным языком, тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Палат.

2. Кандидатура на должность председателя Сената выдвигается Президентом Республики. Внесение новой кандидатуры взамен отклоненной Сенатом осуществляется Президентом Республики.
3. Кандидатуры на должность председателя Мажилиса выдвигаются депутатами Палаты.

4. Председатели Палат могут быть отозваны от должности, а также вправе подать в отставку, если за это проголосовало большинство от общего числа депутатов Палат.

5. Председатели Палат Парламента:

1) созывают заседания Палат и председательствуют на них;

2) осуществляют общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на рассмотрение Палат;

3) обеспечивают соблюдение регламента в деятельности Палат;

4) руководят деятельностью координационных органов Палат;

5) подписывают акты, издаваемые Палатами;

6) представляют Палатам кандидатуры для назначения на должности двух членов Конституционного Совета, двух членов Центральной избирательной комиссии, трех членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;

7) выполняют другие обязанности, возлагаемые на них Регламентом Парламента.

6. Председатели Палат пользуются правом решающего голоса в случае, если при голосовании в соответствующей Палате голоса депутатов разделятся поровну.

7. Председатель Мажилиса:

1) открывает сессии Парламента;

2) созывает очередные совместные заседания Палат, председательствует на очередных и внеочередных совместных заседаниях Палат.

8. Председатель Сената и председатель Мажилиса имеют по два заместителя, избираемых соответствующей Палатой по представлению председателя Палаты большинством голосов от общего числа депутатов Палаты. Заместители председателей Палат выполняют по уполномочию председателей Палат отдельные их функции, а также исполняют обязанности председателей в случае их отсутствия или невозможности осуществления ими своих обязанностей. Заместители председателей Палат могут быть по предложению председателей Палат отозваны от должности, если за это проголосовало большинство от общего числа депутатов соответствующей Палаты.

9. По вопросам своей компетенции председатели Палат издают распоряжения.

Понятие и стадии законодательного процесса.

Принятие законов

Законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается в течение не более шестидесяти дней со дня получения Сенатом проекта. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и представляется Президенту на подпись. Отклоненный в целом большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект возвращается в Мажилис. Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклоненный Сенатом проект закона не может быть вновь внесен в течение той же сессии.

Внесенные большинством голосов от общего числа депутатов Сената изменения и дополнения в законопроект направляются в Мажилис. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенными изменениями и дополнениями, закон считается принятым. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против внесенных Сенатом изменений и дополнений, разногласия между Палатами разрешаются путем согласительных процедур.

Проект конституционного закона, рассмотренный и одобренный не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Принятый не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Сената проект становится конституционным законом и в течение десяти дней представляется Президенту Республики на подпись. Отклонение в целом проекта конституционного закона осуществляется Мажилисом или Сенатом большинством голосов от общего числа депутатов Палаты. Отклоненный проект конституционного закона возвращается его инициатору.

Внесенные Сенатом не менее чем двумя третями голосов его депутатов изменения и дополнения в проект конституционного закона направляются в Мажилис. Если Мажилис не менее чем двумя третями голосов его депутатов согласится с внесенными Сенатом изменениями и дополнениями, конституционный закон считается принятым.

Если Мажилис при голосовании по внесенным Сенатом изменениям и дополнениям не согласился с ними не менее чем двумя третями голосов депутатов, то разногласия между Палатами разрешаются путем согласительных процедур.

В связи с непринятием внесенного Правительством проекта закона Премьер-министр вправе на совместном заседании Палат Парламента поставить вопрос о доверии Правительству. Голосование по этому вопросу проводится не ранее чем через сорок восемь часов с момента постановки вопроса о доверии. Если предложение о вотуме недоверия не наберет большинства голосов от общего числа депутатов каждой из Палат, проект закона считается принятым без голосования. Однако Правительство не может пользоваться этим правом более двух раз в год.

Под периодом времени «год» применительно к настоящему пункту следует понимать текущий год (с 1 января по 31 декабря).

Представление законов Республики на подпись Президенту Республики

1. Законы Республики вступают в силу после их подписания Президентом Республики.

2. Принятые Парламентом законы в течение десяти дней со дня их принятия, предварительно скрепленные подписью Председателя каждой из Палат Парламента, а также, если проект закона вносился Правительством, подписью Премьер-Министра, представляются на подпись Президенту Республики, который подписывает представленный Сенатом Парламента закон в течение одного месяца, обнародует его либо возвращает закон или отдельные его статьи в Парламент для повторного обсуждения и голосования. Месячный срок для подписания законов Президентом Республики Казахстан исчисляется со дня получения Президентом Республики Казахстан закона и заканчивается в соответствующий день (число) следующего месяца. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

3. Не возвращенный в течение названного в пункте 2 настоящей статьи срока закон считается подписанным.

4. Если сессия Парламента закрывается до истечения срока, в течение которого закон может быть возвращен Президентом, закон возвращается Президентом в первый день очередной сессии Парламента.

Рассмотрение Парламентом Республики возражений Президента Республики

1. Повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, проводятся в месячный срок, который начинается со дня направления возражений и заканчивается в соответствующий день (число) следующего месяца. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. Месячный срок прерывается, если он по времени не совпадает с сессионным периодом работы Парламента, установленным пунктом 3 статьи 59 Конституции Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 4 статьи 59и пункте статьи 61 Конституции Республики Казахстан.

Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента.

2. Возвращенные с возражениями Президента Республики закон или его статьи после выработки заключения соответствующим постоянным комитетом Мажилиса выносятся на пленарное заседание Мажилиса для принятия Палатой решения.

Если Мажилис по итогам голосования не подтверждает ранее принятого Парламентом решения по закону, то дальнейшее рассмотрение возражений Президента Палатами Парламента прекращается и закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом.

Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Палаты подтвердит ранее принятое по закону решение, то закон с возражениями Президента передается для дальнейшего рассмотрения в Сенат.

После выработки заключения соответствующим постоянным комитетом Сената закон или его статьи с возражениями Главы государства выносятся на пленарное заседание Сената. Если Сенат по итогам голосования не подтверждает ранее принятого Парламентом решения по закону, то закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом.

Если Сенат большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Палаты подтвердит ранее принятое по закону решение, то возражения Президента по закону считаются преодоленными. В этом случае закон или, соответственно, его статьи считаются принятыми в той редакции, в которой он был принят Парламентом в первый раз, и Президент подписывает данный закон в течение одного месяца с момента его представления на подпись.

3. В ходе рассмотрения возражений в Мажилисе Президент Республики вправе с учетом предложений депутатов изменить предложенную им в возражениях редакцию закона в целом либо соответствующих отдельных его статей.

4. При повторном обсуждении и голосовании закона или отдельных его статей на заседаниях Палат Парламента голосование проводится по закону в целом, если возражения Президента вызвал закон в целом, либо по статьям, вызвавшим возражения Президента Республики.

5. В случае если возражения Президента Республики внесены на принятые Парламентом конституционные законы, то в этом случае возражения рассматриваются в порядке, предусмотренном для рассмотрения возражений на законы. При этом возражения Президента на конституционные законы преодолеваются Парламентом не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.

Принятие законопроекта в Мажилисе Парламента РК.
1. Законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается в течение не более шестидесяти дней со дня получения Сенатом проекта. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и представляется Президенту на подпись. Отклоненный в целом большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект возвращается в Мажилис. Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклоненный Сенатом проект закона не может быть вновь внесен в течение той же сессии.
2. Внесенные большинством голосов от общего числа депутатов Сената изменения и дополнения в законопроект направляются в Мажилис. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенными изменениями и дополнениями, закон считается принятым. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против внесенных Сенатом изменений и дополнений, разногласия между Палатами разрешаются путем согласительных процедур.
2-1. Проект конституционного закона, рассмотренный и одобренный не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Принятый не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Сената проект становится конституционным законом и в течение десяти дней представляется Президенту Республики на подпись. Отклонение в целом проекта конституционного закона осуществляется Мажилисом или Сенатом большинством голосов от общего числа депутатов Палаты. Отклоненный проект конституционного закона возвращается его инициатору.
Внесенные Сенатом не менее чем двумя третями голосов его депутатов изменения и дополнения в проект конституционного закона направляются в Мажилис. Если Мажилис не менее чем двумя третями голосов его депутатов согласится с внесенными Сенатом изменениями и дополнениями, конституционный закон считается принятым.
Если Мажилис при голосовании по внесенным Сенатом изменениям и дополнениям не согласился с ними не менее чем двумя третями голосов депутатов, то разногласия между Палатами разрешаются путем согласительных процедур.
3. В связи с непринятием внесенного Правительством проекта закона Премьер-министр вправе на совместном заседании Палат Парламента поставить вопрос о доверии Правительству. Голосование по этому вопросу проводится не ранее чем через сорок восемь часов с момента постановки вопроса о доверии. Если предложение о вотуме недоверия не наберет большинства голосов от общего числа депутатов каждой из Палат, проект закона считается принятым без голосования. Однако Правительство не может пользоваться этим правом более двух раз в год.

Принятие законопроекта в Сенате Парламента РК.
Законопроект, рассмотренный и одобренный Мажилисом, передается в Сенат в соответствии с требованиями Регламента Парламента.
40. После получения одобренного Мажилисом законопроекта в Аппарате Сената в соответствии с установленным порядком, но не более двух рабочих дней производится проверка его полноты и правильности приложений к нему и регистрация.
При получении одобренного Мажилисом законопроекта о ратификации или денонсации международного договора вместе с законопроектом представляется заверенная соответствующим уполномоченным органом копия международного договора и приложения к нему.
В случае ратификации или денонсации международного договора, текст которого не подписывался на казахском и (или) русском языках, то к законопроекту прилагается заверенный соответствующим уполномоченным органом аутентичный его перевод на указанные языки.
При отсутствии необходимых приложений Аппарат Сената возвращает документы в Мажилис без регистрации для выполнения установленных требований.
Поступивший из Мажилиса законопроект рассматривается в Сенате не более шестидесяти дней со дня регистрации в Аппарате Сената, без учета времени между сессиями Парламента.
41. После регистрации в Сенате законопроекта, поступившего из Мажилиса, Бюро Сената определяет срок подготовки и головной комитет Палаты, ответственный за подготовку по нему заключения, и через Аппарат Сената направляет законопроект в комитеты и отделы Аппарата Сената Парламента.
Головной комитет определяет срок представления заключений по законопроекту комитетами Сената и соответствующими структурными подразделениями Аппарата Сената для обобщения, который не может быть менее десяти дней и не более пятнадцати дней со дня регистрации в Сенате законопроекта, а по кодексу не более двадцати дней, если иное не определено Бюро Палаты.
Бюро Сената вправе определить по законопроекту несколько головных комитетов.
В случае, если Президент Республики Казахстан специальным посланием объявил рассмотрение проекта закона срочным, необходимый для подготовки заключения срок не может быть более чем семь календарных дней. 41-1. По решению Палаты законопроекты могут быть рассмотрены в двух и более чтениях. 42. По итогам обсуждения Сенат принимает одно из следующих решений:
одобрить законопроект в первом чтении;
принять одобренный Мажилисом законопроект;
направить в Мажилис внесенные Сенатом соответствующие изменения и дополнения в законопроект; в этом случае вместе с ними направляются и те проекты законов, одобренные Мажилисом, которые были внесены в целях обеспечения действия основного акта;
отклонить в целом одобренный Мажилисом законопроект и возвратить его в Мажилис.
Решение Палаты оформляется соответствующим постановлением Сената.
В исключительных случаях, когда возникает необходимость дополнительного изучения отдельных норм законопроекта, Сенат вправе отложить рассмотрение данного вопроса либо вернуть на доработку в комитет с установлением срока для его подготовки в рамках общих конституционных сроков, отведенных Палате для его рассмотрения. 43. Отклоненный Сенатом законопроект в целом, в течение двенадцати дней с момента принятия решения возвращается в Мажилис с мотивированным обоснованием отклонения и стенограммой заседания Сената.
Постановление Сената о внесении изменений и дополнений в законопроект возвращается в Мажилис с соответствующей сравнительной таблицей, стенограммой заседания Сената по результатам его рассмотрения в срок не более двух недель с момента принятия решения
Развитие конституционного законодательства

Историческое развитие Конституций в РК обусловлено и соответствует основным этапам развития общества и государства.

I. Конституция Киргизской Советской Социалистической Республики от 18 февраля 1926 года.

II. Конституция Казахской Советской Социалистической Республики была принята на Х Всесоюзном съезде Советов 26 марта 1937 года.

III. Конституция Казахской Советской Социалистической Республики была принята 20 апреля 1978 года на внеочередной сессии Верховного Совета Казахской ССР IХ созыва.

IV. Конституция РК 1993 года.

25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принял «Декларацию о государственном суверенитете в Казахской Советской Социалистической Республике», что явилось началом создания конституционного строя в Казахстане.

Резюме

1. Конституция - это основной закон общества и государства, выражающий общую волю народа, обладающий наивысшей юридической силой и закрепляющий важнейшие принципы и институты социально-экономической, общественно-политической и духовно-нравственной жизни общества.

2. Реализация Конституции - сложный процесс правомерной деятельности граждан, государственных и общественных организаций по обеспечению действия ее идей, норм и институтов.

3. Юридические свойства Конституции - признаки, принципиально отличающие ее от всех других законов.

4. Юридические свойства Конституции: особая юридическая сила, особое юридическое содержание, особый порядок разработки.

5. Функции Конституции: учредительная, политическая, идеологическая, юридическая, управленческая.

6. Формы реализации Конституции: исполнение, применение.

7. Способы реализации Конституции: обязывание, дозволение, запрет.

РК – суверенное государство.

К концу 80-х годов стало всё настойчивее на первый план проблема национальной незави-симости и государственного суверенитета. Историческим событием стало 22 сентября 1989 года, когда произошло принятие "Закона о языках", где государственным языком был объяв-лен казахский, а русский язык языком межнационального общения. В 1988 году постановле-нием ЦК Компартии Казахстана были возвращены народу имена его славных представите-лей, репрессированных в 20-е, 30-е, 40-е, 50-е годы: Ш. Кудайбердыева, А.Букейханова, А.Байтурсынова, М.Жумабаева, Ж.Аймаутова, М.Дулатова и других. Союзные республики стали готовить реформирование СССР в Союз Суверенных Госу-дарств. 25 октября 1990 года Верховный Совет Казахстана принял "Декларацию о государст-веном суверенитете Казахской ССР" до этого 24 апреля 1990 г. в республике был учреждён пост Президента Казахской ССР, на сессии Верховного Совета им был избран Н.А.Назарбаев. 19 августа 1991 года в стране было объявлено об образовании Государственного Комитета по Чрезвычайному положению. Но путч провалился, лидеры ГКЧП были арестованы. Эти события ускорили распад СССР. 1 декабря 1991 г. состоялись всенародные выборы Прези-дента Казахстана, им стал Н.А.Назарбаев, который 10 декабря вступил в должность. 10 де-кабря было принято решение о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан. 16 декабря 1991 года был принят Конституционный Закон "О государственной независимости Республики Казахстан", этот день был объявлен днём независимости. 2 октября 1991 г. впер-вые за 40 лет существования на казахской земле космодрома Байконур, с него стартовал пер-вый космонавт - казах Т. Аубакиров. 2 марта1992 года Казахстан стал полноправным членом ООН, был признан мировым сообществом. В становлении суверенитета Казахстана можно выделить несколько этапов. Это 1989-1990 г.г., когда происходило углубление социально-экономического кризиса, с одной стороны, и политических противоречий, половинчатости действий, нерешительности союзного руково-дства, с другой. В это время был принят "Закон о языках", был учреждён пост Президента в Казахстане. Следующий этап - это время со дня провозглашения Декларации о государственном суве-ренитете Казахской ССР 25 октября 1990 года до распада Советского Союза в декабре 1991 года. Затем идёт этап, ознаменованный законом "О государственной независимости Республики Казахстан" от 16 декабря 1991 года и до конца 1992 года. С января 1993 года начался очередной этап, он связан с принятием первой Конституции независимого Казахстана и завершился в марте 1995 года. В марте 1995 года начался новый этап, он связан с признанием Конституционным Судом Республики Казахстан нелигитивности полномочий депутатов Верховного Совета Республи-ки Казахстан. 29 апреля состоялся референдум по продлению полномочий Президента Ка-захстана до 2000 года. 30 августа на всенародном референдуме была принята новая Консти-туция Казахстана. В 1997 году было опубликовано Послание Президента страны народу Казахстана "Казах-стан 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояние всех казахстанцев". В нём подробно дан анализ того, "где мы находимся", раскрыта "Миссия Казахстана", изложе-ны приоритетные цели.

РК – демократическое государство.

РК правовое гос-во

Республика Казахстан является независимым (от 16 декабря 1991 г.), суверенным
(от 25 октября 1990 г.) государством. Согласно 1 статье I раздела Конституции РК, Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Единственным источником государственной власти является народ
(I раздел, статья №3, пункт 1 Конституции РК). Правовое государство — это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей. Доказательством этих слов служит основной Закон нашей страны, 3 статья (пункт 2) I раздела говорит: ‘Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам.’ Таким образом именно народ является единственным источником государственной власти, и выражает свои предложения через выбранный парламент. В 3 статье (пункт 4) также упоминается, что государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов. Т.е. государственные органы: Правительство, парламент и верховный суд тесно связаны друг с другом. Если мы говорим о Конституции, т.е. об основном законе каждой страны, то она также является доказательством правового государства. Она имеет высшую юридическую силу и имеет прямое действие на всей территории Республики (Статья 4, пункт 2, Раздел I ). Каждый человек имеет определенные права и несет соответствующие обязанности. Правами человека являются право на свободу труда, образование, социальное обеспечение, охрану здоровья и т.п., политические права и свободы. Граждане имеют права защищать через суд и другие свои права и свободы. Наше государство также равным образом защищает как государственную, так и частную собственность. Хотелось бы также остановиться на 30 статье, т.к. на данный момент она актуальна для меня и моих ровесников. Согласно 30 статье II раздела – Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно. Гражданин имеет право продолжить обучение в ВУЗе как на конкурсной основе (бесплатно), так и на платной основе. Государство устанавливает общеобязательные стандарты образования. Т.о. каждый молодой человек может получить бесплатное высшее образование, если будет хорошо учиться и пройдет определенный конкурс. Почти все основные права человека указаны во II разделе Конституции РК.

Современное правовое государство — это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п. В данном смысле Казахстан является правовым государством.

РК – социальное и светское государство.

Ст. 1 Конституции Республики Казахстан в определение понятия "социальное государство" говорит об этом смысла. [4]Казахстан - светское государство (статья 1). Термин «светское государство» в сочетании с отношением государства к религии. Признанные светское государство, в котором религия, религиозные группы, не связанные с государством, не может влиять на его политику в различных областях, не имеют права вмешиваться в деятельность органов государственной власти, образования и т.д. выше обеспечивается разделение церкви от государства и светского характера государственного образования.

В светское государство, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Вы не можете заставить, обязать любого практиковать любой из религий. В соответствии со ст. 22 Конституции, "каждый человек имеет право на свободу совести (п.1). Свобода религиозных организаций, невмешательства в их деятельность не означает, что эта деятельность не ограничивается. Это должно быть в строгом соответствии с законом, не может напасть на человека, жизни и здоровья граждан, не должны быть направлены на подрыв конституционного строя Республики Казахстан. В Республике Казахстан как светское государство, наряду со свободой религиозной деятельности допускается свобода атеистических убеждений. В этом случае, объединений граждан, целью которых является продвижение и распространение атеистических убеждений, а также церкви, отделенной от государства. Обеспечение унитарное государство на конституционном уровне является одной из конституционных и правовых форм разрешения территориальной организации нашего государства. Классическая модель унитарного государства, которое имеет место во многих других странах, характеризуется следующими основными особенностями: 2. есть один, высоко централизованной системы правления с юрисдикцией также распространяется на всю страну. Функциональные, объект и территориальной юрисдикции высших органов власти и центрального управления подчиненными ни юридически, ни практически неограниченные полномочия любого региональных органов;3. единое гражданств

Рассмотрение Парламентом Республики возражений Президента Республики
1. Повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, проводятся в месячный срок, который начинается со дня направления возражений и заканчивается в соответствующий день (число) следующего месяца. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. Месячный срок прерывается, если он по времени не совпадает с сессионным периодом работы Парламента, установленным пунктом 3 статьи 59 Конституции Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 4 статьи 59 и пункте 2 статьи 61 Конституции Республики Казахстан.
Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента.
2. Возвращенные с возражениями Президента Республики закон или его статьи после выработки заключения соответствующим постоянным комитетом Мажилиса выносятся на пленарное заседание Мажилиса для принятия Палатой решения.
Если Мажилис по итогам голосования не подтверждает ранее принятого Парламентом решения по закону, то дальнейшее рассмотрение возражений Президента Палатами Парламента прекращается и закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом.
Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Палаты подтвердит ранее принятое по закону решение, то закон с возражениями Президента передается для дальнейшего рассмотрения в Сенат.
После выработки заключения соответствующим постоянным комитетом Сената закон или его статьи с возражениями Главы государства выносятся на пленарное заседание Сената. Если Сенат по итогам голосования не подтверждает ранее принятого Парламентом решения по закону, то закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом.
Если Сенат большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Палаты подтвердит ранее принятое по закону решение, то возражения Президента по закону считаются преодоленными. В этом случае закон или, соответственно, его статьи считаются принятыми в той редакции, в которой он был принят Парламентом в первый раз, и Президент подписывает данный закон в течение одного месяца с момента его представления на подпись.
3. В ходе рассмотрения возражений в Мажилисе Президент Республики вправе с учетом предложений депутатов изменить предложенную им в возражениях редакцию закона в целом либо соответствующих отдельных его статей.
4. При повторном обсуждении и голосовании закона или отдельных его статей на заседаниях Палат Парламента голосование проводится по закону в целом, если возражения Президента вызвал закон в целом, либо по статьям, вызвавшим возражения Президента Республики.
5. В случае если возражения Президента Республики внесены на принятые Парламентом конституционные законы, то в этом случае возражения рассматриваются в порядке, предусмотренном для рассмотрения возражений на законы. При этом возражения Президента на конституционные законы преодолеваются Парламентом не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.

Наши рекомендации