ЛЗ 8. Казахское ханство в период правления хана Тауке.
1. Внутренняя и внешняя политика хана Тауке;
2. Кодификация норм обычного права казахов «Жеты-Жаргы»;
3. Социальная структура казахского общества.
1.После Батыр-хана на престол взошел сын Жангира Тауке (1680-1715/1718 гг.). Тауке обладал незаурядными дипломатическими способностями и красноречием. Это позволило ему в течение многих лет сдерживать центробежные устремления султанов и добиваться в случае решения спорных вопросов консенсуса между противоборствующими сторонами. Он опирался на поддержку наиболее влиятельных биев в каждом из трех жузов: в Младшем - Айтеке-бия, в Среднем - Казыбек-бия, а в Старшем - Толе-бия. Опираясь на биев Тауке смог укрепить центральную власть, добился создания в 1710 г. всеказахского ополчения, а также конфедерации тюркских народов Средней Азии «Алты Алаш» для отражения набегов джунгар. В отношение джунгар Тауке-хан практиковал тактику: «Лучший способ обороны – это нападение». Практически ежегодно отряды казахского ополчения тревожили пограничные джунгарские кочевья, не давая джунгарам возможности собраться с силами и совершать разорительные набеги на Казахское ханство. Тауке-хан, пытаясь укрепить положение Казахского ханства, стремился установить прочные торговые и политические отношения с Русским государством. В 1680-90-х гг. он направляет в гг.Тобольск и Москву несколько посольств с целью добиться прекращения набегов уральских казаков и башкир и заключить торговые соглашения с русскими купцами. Но набеги в российские пределы султанов-противников хана Тауке затруднили реализацию этих планов.
Годы правления Тауке-хана позже казахи представляли «золотым веком» в истории своего народа и характеризовали этот период в жизни государства образным выражением "Кой устшде бозторгай жумырткалаган" ("На спине овцы жаворонки клали яйца"). За устройство и налаживание внутренней жизни Казахского ханства А. И. Левшин назвал его "Ликургом орд казачьих".
2.Народные предания казахов приписывают хану Тауке авторство знаменитого устного свода норм обычного права кочевого населения Казахстана – «Жеты-Жаргы» («Семь установлений», в другом варианте – «Государственные установления»). Сам кодекс в полном объеме до нас не дошел. Впервые этот кодекс записал исследователь Г. Спасский в 1804 г. В 1832 г. «Жеты-Жаргы» записал А. Левшин. Точное время составления «Жеты-Жаргы» неизвестно. Наиболее вероятной датой составления свода считаются 70-е годы 17-го века. Целью его принятия было укрепление государства, сглаживание межплеменных и социальных противоречий в Казахском ханстве перед лицом джунгарской агрессии. Также создание «Жеты-Жаргы» было ответом на принятие в 1640 г. общегосударственного кодекса в Джунгарском ханстве – «Их Цааз», дополненного в 1670 г. в хунтайджи Галданом-Бошокту. Территориальные потери казахов в борьбе с джунгарами и Аштарханидами резко сократили площадь их пастбищ, это вызвало внутренние междоусобицы в казахском обществе. Обычные нормы общественной и государственной жизни были подорваны.
В основу кодификации были положены нормы обычного права казахов, нормы кодексов законов ханов Касыма и Есима, а также новеллы, отражающие изменения социально-политические и экономические изменения в обществе и государстве. «Жеты-Жаргы» вместо обычая кровной мести вводит материальное возмещение причиненного вреда – «кун». Законодательно, более высоким штрафом, закрепляется высокое социальное положение султанов и ходжей, регламентируются взаимоотношения родителей и детей, мужчины и женщины. Принимаются эффективные меры против воровства, устанавливается суровое наказание за переход из ислама в христианство, закрепляя тем самым окончательную исламизацию казахского общества и подкрепляя ее силой государства. В «Жеты-Жаргы» подробно рассматриваются процессы судопроизводства и судоисполнения, законодательно закрепляются такие основы государственного устройства, как верховная власть хана, налогообложение, порядок решения государственных дел, определяет субъектов избирательного права и другие важные стороны жизни казахского общества и государства.
Свод законов «Жеты-Жаргы» действовал в полном объеме лишь при жизни Тауке-хана.
3.Казахское общество XV-XVIII вв. было сословным, т.е. делилось насословия.Сословиями принято называть общественные группы, обладающие определенными правами и обязанностями, которые закреплены в обычае или в законе и передаются по наследству. При сословной организации общества положение каждого человека находится в строгой зависимости от его сословной принадлежности, которая определяет род его занятий, круг общения, диктует определенный кодекс поведения и даже предписывает ему, какую одежду он может и должен носить.
Такими сословиями в казахском обществе были: ак-суйек (белая кость), кара-суйек (черная кость). Вне сословий находились кулы (рабы). В ак-суйек входили торе и кожа. Торе - потомки Чингисхана. Кожа считались потомками первых проповедников ислама. Основу казахского общества составляли кара-суйек лично свободные люди, ведущие самостоятельное хозяйство. В составе кара-суйек выделялись социальные группы биев, батыров, шаруа, консы, керме. Бии – это родовые старейшины, возглавлявшие казахские роды и часто выполнявшие роль судей. Бай – богатый казах, владеющий большим количеством скота и другого имущества. Батыр – звание, присуждаемое народной молвой знаменитому, храброму и умелому воину, так называли и военного вождя. Шаруа – простые общинники, казахи-скотоводы, ведущие собственное хозяйство, лично свободные. Консы и керме – обедневшие казахи, вынужденные работать в хозяйстве бая, батраки. Консы – батраки-сородичи. Керме – батраки-инородцы, положение которых было тяжелее консы.
Кулы (рабы) составляли бесправную группу населения. В рабство попадали в основном военнопленные из других народов. К непривилегированным социальным группам относились толенгуты - военные слуги султанов.
Низшей ячейкой казахского общества были семейно-родственные группы – патронимии, коллективы близких родственников, связанных общностью хозяйственных интересов. Патронимии объединялись в уруги или ру (род). Несколько «родов» составляли военно-потестарные объединения более высокого уровня - ель или аймак (племя). Связь в этих структурах выражалась в категориях родства на основе вымышленной генеалогии, что вело к осознанию всех общественных связей через родственные отношения, и тем самым способствовало зарождению целостного этнического самосознания.
В целом, социальная структура казахского общества характеризовалась крайне низким влиянием внеэкономических рычагов формирования социальных отношений.