Внутреннее и внешнее политическое положение Казахского ханства в период правления хана Тауке

В период правления хана Тауке внутреннее и внешнее положение Казахского ханства оставалось крайне сложным. Между феодалами, правящими родами и племенами Казахского ханства, не утихали междоусобицы и распри. Все три хана казахских жузов (Старшего, Среднего и Младшего) имели намерения отделиться от Казахского ханства и самостоятельно, независимо ни от кого, править своей территорией. Хотя малые ханы трех жузов на словах подчинялись великому хану, на деле в своих владениях они проводили самостоятельную политику. Подобно малым ханам, и султаны внутри каждого жуза стремились к самостоятельности, не признавая над собой власть малого хана. Это привело Казахское ханство к политической раздробленности.

Заключение военного союза с кыргызами и каракалпаками при хане Тауке на время приостановило вторжения джунгар на казахские земли. В 1680 году, когда джунгары напали на Южный Казахстан, от их разбоя уцелел только город Туркестан. Там в то время находился со своими войсками хан Тауке.

Однако хану Тауке удалось относительно стабилизировать политическое положение в стране. Он усилил ханскую власть, осуществлял меры, направленные на прекращение междоусобиц и распрей между степными аристократами, расправляясь с непокорными его власти султанами и предводителями родов и племен.

В конце XVII и начале XVIII веков джунгарские феодалы беспрерывно совершали набеги на Казахское ханство. Они стремились к захвату Южного Казахстана и присырдарьинских городов

В 1681-1685 годах джунгары не раз нападали на Южный Казахстан. Они разрушили город Сайрам, разорили регионы поливного земледелия. Одна часть джунгарских войск дошла до реки Сарысу, а другая вторглась в восточные и северные районы Среднего жуза.

В борьбе с джунгарами Тауке опирался на помощь кыргызов и каракалпаков. В 1710 году близ Каракумов собрались представители всех жузов для решения вопроса об организации отпора джунгарам. После этого были сформированы народные ополчения. Эти ополчения одержали важную победу над завоевателями, вытеснив их на восток. Однако победа была неполной, причиной этому послужили вновь продолжившиеся междоусобицы и распри между крупными феодалами Казахского ханства. Такое положение не способствовало объединению народа и мобилизации всех сил для отпора врагу. Воспользовавшись этим, джунгары снова напали на казахские земли.

СИСТЕМА ПРАВЛЕНИЯ В КАЗАХСКОМ ХАНСТВЕ

Национальная система управления.

В Казахском ханстве была сформирована своя национальная система управления. В этой системе прочно сохранялись родоплеменные традиции. Общественный строй Казахского ханства состоял из семи ступеней.

1. Аул - это первая общественная ячейка казахского народа. Он состоял из родственников, близких по крови людей или нескольких семей. Главу каждого аула называли аулбасы.

2. Ата аймак (отцовский край) состоял из людей нескольких аулов, объединенных родственными связями до седьмого поколения. Ата аймаком управлял аксакал (старейшина).

3. Род в основном состоял из десяти или пятнадцати аймаков. Руководил родом рубасы (глава рода).

4. Арыс состоял из нескольких родов, которыми управлял бий.

5. Улус включал в себя несколько арысов. Правитель улуса назывался султаном. Султанами обычно являлись выходцы из династий ханов и «белой кости» - знати. В большинстве случаев ханы назначали своих сыновей и родных султанами улусов. Султаны избирали хана, непосредственно осуществляли с ним связи.

6. Жуз состоял из нескольких улусов. В состав Старшего жуза вошли племена: жалаиры, албаны, суаны, дулаты, сарыуйсуны, сиргели, ысты, ошакты, шапрашты, шанышкылы, канлы. В Средний жуз - аргыны, найманы, уаки, кереи, кыпчаки, конраты. В Младший жуз — 12 племен родового объединения байулы (адай, алшыны, жаппасы, алаша). Каждый жуз избирал своего хана.

7. Ханство состояло из трех жузов. Верховным повелителем ханства являлся великий хан всех ханов. Избрание ханов из представителей знати - «белой кости» было многовековой традицией казахского народа.

Важнейшие вопросы в жизни казахов решались на созывавшихся курултаях, в которых участвовали самые знатные и уважаемые люди.

Казахский хан.

По сложившейся в казахском обществе традиции, в XVI веке ханская власть не всегда передавалась по наследству, а хан избирался султанами из числа их самих. На выборы хана приглашались знатные представители всех родов. Главы родов (рубасы) сажали избранного ханом на белую кошму. Затем кошму, на которой султан был возведен в ханский титул, разрезали на мелкие части и раздавали присутствующим как знак их участия в выборах хана. Собравшиеся делили между собой и весь скот хана, только после этого они разъезжались по домам. Такая традиция называлась «ханталапай» («ханская дележка»).

Хан, у которого весь скот подвергся дележке, отныне имел право жить за счет народа. Немного времени спустя главы родов пригоняли к хану скот, изъятый у населения, больше, чем он роздал при избрании его ханом.

На ханский титул имели право претендовать лишь потомки Чингисхана. Потомки Чингисхана избирались ханами в зависимости от их возраста и близости по родству.

Казахский хан не только правил страной, но и командовал войсками. От его имени с населения собирали налоги (дары, согым, байгазы, штрафы и др.).

У хана имелись свои небольшие военные отряды. Члены этих вооруженных отрядов вместе с ханом отправлялись в походы, пасли его скот и помогали в домашнем хозяйстве. Их называли толенгитами или караша.

У казахского хана не было регулярного войска. В необходимых случаях собирали родоплеменные народные ополчения. Ими командовали сам хан, батыры и бии. Казахские ханы устанавливали места и маршруты сезонных кочевий. В случае военной угрозы роды, не дожидаясь распоряжений хана, сами меняли места зимовок и жайляу.

В мирное время перекочевка без согласия хана не разрешалась. Нарушители такого порядка наказывались или платили штраф. Правящие родами бии и батыры были ответственными перед ханом. Иногда властители родов и племен, недовольные ханом, отделившись, переходили под власть другого хана. При таких обстоятельствах ханская власть слабела, разгорались феодальные распри и междоусобицы. Бии и батыры часто нарушали клятву, данную своему хану.

В результате разделения казахского народа на три жуза в каждом из них избирался свой хан. Их власть распространялась лишь на подчиненные им жузы. Между владениями этих ханов не было четких границ. По распоряжениям вождей родов и племен население в тяжелые времена (засуха, истощение пастбищ и т.д.) снималось с обжитых мест в поисках новых пастбищ.

Наши рекомендации