Статья 24. Система и статус комиссий референдума
1. Подготовку и проведение референдума осуществляют избирательные комиссии, созданные и действующие на постоянной основе, а также специальные территориальные комиссии референдумаи участковые комиссии референдума.
2. Система комиссий референдума в порядке от вышестоящих к нижестоящим:
1) Центральная избирательная комиссия РФ;
2) избирательные комиссии субъектов РФ;
3) территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований (осуществляют контроль за подготовкой и проведением референдума на соответствующей территории и создает участковые комиссии), а также специальные территориальные комиссии референдума в случае их формирования;
4) участковые комиссии референдума (осуществляют контроль за подготовкой и проведением референдума на территории участка референдума).
3. Решение вышестоящей комиссии референдума, принятое в пределах ее компетенции, обязательно для нижестоящих комиссий референдума.
4. Решение комиссии референдума, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией референдума или судом.
5. Комиссии референдума в пределах своей компетенции независимыот органов государственной власти и органов МСУ.
Статья 36. Наблюдатели:
1. Наблюдателей вправе назначить инициативная группа по проведению референдума, политические партии, иные общероссийские общественные объединения, а также инициативные агитационные группы.
2. Наблюдателем может быть гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, обладающий правом на участие в референдуме. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, лица в их непосредственном подчинении, а также судьи, прокуроры.
3. Наблюдатель вправе: знакомиться со списком участников референдума; находиться в помещении для голосования соответствующего участка референдума в день голосования, в дни досрочного голосования; наблюдать за выдачей бюллетеней участникам референдума; присутствовать при голосовании вне помещения для голосования; наблюдать за подсчетом числа участников референдума; визуально знакомиться при подсчете голосов участников референдума с любым заполненным или незаполненным бюллетенем; наблюдать за составлением комиссией референдума протокола об итогах голосования; обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему; обжаловать решения и действия (бездействие) участковой или иной комиссии референдума, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую комиссию референдума или в суд;
Статья 37. Иностранные (международные) наблюдатели:
1. Приглашения иностранным наблюдателям могут быть направлены Президентом РФ, Советом Федерации, Госдумой, Правительством РФ, Уполномоченным по правам человека в РФ, ЦИК РФ после официального опубликования решения о назначении референдума.
2. Иностранный (международный) наблюдатель осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо. Материально-финансовое обеспечение деятельности иностранного (международного) наблюдателя осуществляется за счет средств стороны, направившей наблюдателя, или за счет его собственных средств.
3. Иностранные (международные) наблюдатели вправе после окончания времени голосования на всей территории РФ публично излагать свое мнение о законодательстве РФ о референдуме, о подготовке и проведении референдума, проводить пресс-конференции и обращаться к представителям средств массовой информации.
Статья 38. Представители средств массовой информации:
1. Представители СМИ вправе: присутствовать на заседаниях комиссий референдума; знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий референдума об итогах голосования, о результатах референдума; присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение; находиться в помещении для голосования в день голосования, а также в дни досрочного голосования.
2. Представителям СМИ запрещается участвовать в освещении референдума в случае, если они являются членами или уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы.
29. Вопросы референдума РФ
Статья 6 ФКЗ «О референдуме РФ» от 28.06.2004 – Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум
1. Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции РФ. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ определяется ФКЗ, принимаемым в соответствии со статьей 135 Конституции РФ.
2. На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено м/н договором РФ. Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с настоящим ФКЗ с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим м/н договором РФ.
3. Вопросы государственного значения, не указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, выносятся на референдум исключительно в порядке, предусмотренном настоящим ФКЗ.
4. На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
5. На референдум не могут выноситься вопросы:
· об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ;
· о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Госдумы, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Госдумы, либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
· об избрании, назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ;
· о персональном составе федеральных органов гос. власти, иных федеральных государственных органов;
· об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с м/н договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с м/н договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено м/н договором РФ;
· о принятии и об изменении федер. бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств РФ;
· о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;
· о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
· об амнистии и о помиловании.
6. Вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции РФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
7. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ.
8. Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтернативные, вопросы.
9. Принятие федеральным органом государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который в соответствии с настоящим ФКЗ может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, препятствующим проведению референдума по данному вопросу, за исключением случая, предусмотренного частью 27 статьи 15 настоящего ФКЗ (Инициативная группа по проведению референдума до официального опубликования решения о назначении референдума вправе отозвать свою инициативу).
10. Принятие федеральным органом государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который в соответствии с м/н договором РФ подлежит обязательному вынесению на референдум, не допускается.
11. Проведение референдума в случаях, порядке и сроки, которые предусмотрены Конституцией РФ, м/н договором РФ, настоящим ФКЗ, является обязательным.
30. Организационно-правовые формы общественных объединений (ОО) в РФ
ФЗ РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 (в редакции ФЗ от 02.11.2004):
Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе ОО. ОО имеет право:
· свободно распространять информацию о своей деятельности;
· проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
· учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
· выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
· участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Организационно-правовые формы ОО:
общественная организация;
общественное движение;
общественный фонд;
общественное учреждение;
орган общественной самодеятельности;
политическая партия.
Статья 8. Общественная организация
Общественной организацией является основанное на членстве ОО, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица – ОО, если иное не установлено настоящим ФЗ и законами об отдельных видах общественных объединений.
Высшим руководящим органом ОО является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом ОО является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
В случае государственной регистрации ОО ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени ОО и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
Статья 9. Общественное движение
Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое ОО, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.
Статья 10. Общественный фонд
Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства ОО, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.
Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.
В случае государственной регистрации общественного фонда данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном ГК РФ.
Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и других) могут регулироваться соответствующим законом о фондах.
Статья 11. Общественное учреждение
Общественным учреждением является не имеющее членства ОО, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.
Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).
В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).
В случае государственной регистрации общественного учреждения данное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном ГК РФ.
Статья 12. Орган общественной самодеятельности
Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства ОО, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.
В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.
Статья 12.2. Политические партии (введена Федеральным законом от 12.03.2002 N 26-ФЗ)
Порядок создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации политических партий регулируется специальным федеральным законом.
Статья 13. Союзы (ассоциации) ОО:
ОО независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые ОО. Правоспособность союзов (ассоциаций) ОО как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.
Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация союзов (ассоциаций) ОО, в том числе с участием иностранных некоммерческих неправительственных объединений, осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим ФЗ.
31. Порядок создания и ликвидации ОО
ФЗ РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 (в редакции ФЗ от 02.11.2004):
Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трех физических лиц (граждане РФ и иностранных государств и лица без гражданства, 18 лет,). В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица – общественные объединения.
С момента принятия на съезде (конференции) или общем собрании решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов ОО считается созданным.
Правоспособность ОО как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 (в редакции ФЗ от 02.11.2004).
Решение о государственной регистрации ОО принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений или его территориальным органом.
Для государственной регистрации ОО в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы:
· заявление, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа ОО, с указанием их фамилий, имен, отчеств, места жительства и контактных телефонов;
· устав ОО в 3 экземплярах;
· выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании ОО, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;
· сведения об учредителях;
· документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию; сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа ОО, по которому осуществляется связь с ОО;
· протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального ОО;
Указанные документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания. Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о гос. регистрации общественного объединения направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании указанного решения уполномоченный регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации ОО.
В государственной регистрации ОО может быть отказано если:
· устав ОО противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ
· представлен неполный перечень необходимых для государственной регистрации документов или в них содержится недостоверная информация;
Отказ может быть обжалован в суд.
Ликвидация ОО осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда
Надзор за соблюдением законов ОО – прокуратура РФ. Орган, принимающий решения о гос. регистрации ОО, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям.
Надзор и контроль за выполнением ОО существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля.
В случае нарушения ОО Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, законодательства РФ и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган, либо Генеральный прокурор РФ вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, деятельность ОО приостанавливается на срок до шести месяцев. Решение о приостановлении, ликвидации, запрете деятельности ОО может быть обжаловано в суд.
Деятельность ОО может быть также приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности".
В случае приостановления деятельности ОО приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хоз. деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, уплате налогов, сборов и штрафов.
Если в течение установленного срока приостановления деятельности ОО оно устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления его деятельности, ОО возобновляет свою деятельность.
Основания ликвидации ОО или запрета его деятельности:
· нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;
· неоднократные или грубые нарушения ОО Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ или иных НПА либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Заявление в суд о ликвидации общероссийского или международного общественного объединения по указанным в данной статье основаниям вносится Генеральным прокурором РФ
Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.
Общественное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена также в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности".
32. Законодательная регламентация порядка образования и принципов деятельности политических партий (ПП)
Статья 13, части 3, 4, 5 Конституции РФ: «В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, нац. и религиозной розни».
Законодательная основа принципа политического плюрализма:
· Конституция РФ (статья 13),
· ФЗ РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 (в редакции ФЗ от 02.11.2004),
· ФЗ РФ «О политических партиях» от 11.07.2001 (в редакции ФЗ от 28.12.2004),
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица.
ПП – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах МСУ.
ПП должна отвечать следующим требованиям:
· иметь региональные отделения более чем в 1/2 субъектов РФ, при этом в субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной ПП;
· в ней должно состоять не менее 50 000 членов, при этом более чем в 1/2 субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения (структурные подразделения ПП, осуществляющие свою деятельность на территории субъекта РФ) численностью не менее 500 членов. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 250 членов ПП;
· руководящие и иные органы ПП, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ.
· Цели и задачи ПП излагаются в ее уставе и программе.
Основными целями ПП являются:
формирование общественного мнения;
политическое образование и воспитание граждан;
выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.
Основные принципы деятельности ПП:
· добровольность, равноправие, самоуправление, законность и гласность (информация об их учредительных и программных документах является общедоступной);
· их деятельность не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией.
Запрещаются создание и деятельность на территории РФ ПП:
· ПП, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности;
· по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности – партия не должна состоять из лиц одной профессии;
· ПП иностранных государств и их структурных подразделений.
Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность ПП, и наоборот, не допускается.
Способы создания ПП:
· ПП создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц; может быть создана на учредительном съезде ПП, либо путем преобразования в ПП общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения.
· ПП считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии.
Членство в ПП является добровольным и индивидуальным; членами могут быть граждане РФ, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами ПП иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане РФ, признанные судом недееспособными.
Высшим руководящим органом ПП является съезд политической партии. Избрание руководящих органов ПП должно осуществляться не реже одного раза в четыре года; региональных отделений – не реже одного раза в два года.
ПП вправе:
· свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;
· участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных настоящим ФЗ и иными законами;
· участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством РФ;
· организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия;
· учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;
· создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица;
· вправе участвовать в выборах и референдумах самостоятельно, а также вступать в избирательные блоки с другими политическими партиями, иными избирательными объединениями в порядке, установленном избирательным законодательством.
ПП обязана: соблюдать в своей деятельности Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также устав ПП.
Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 (в редакции ФЗ от 02.11.2004).
Ликвидация политической партии:
1. по решению ее высшего руководящего органа – съезда,
2. по решению Верховного Суда РФ (в случае неучастия ее в течение 5 лет подряд в выборах; отсутствия региональных отделений политической партии численностью не менее 500 членов политической партии более чем в половине субъектов РФ; отсутствия необходимого числа членов политической партии (10000 человек); нарушения статьи 13 Конституции);
33. Правовой статус религиозных объединений в РФ
ФЗ РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 29.09.1997 (в редакции ФЗ от 29.06.2004):
Религиозное объединение – добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.
Религиозные объединения могут создаваться в форме:
1. религиозных групп – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
2. религиозных организаций (РО) – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. РО в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные (состоит не менее чем из 10 участников, достигших 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении) и централизованные (состоит не менее чем из 3 местных РО).
Наименование РО должно содержать сведения о ее вероисповедании. РО обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.
Учредителями местной РО могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами МСУ, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной РО того же вероисповедания, выданное указанной организацией.
Централизованные РО образуются при наличии не менее 3 местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.
РО действует на основании устава, который должен отвечать требованиям гражданского законодательства РФ.
РО подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001.
Решение о государственной регистрации РО принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений или его территориальным органом.
Основаниями для государственной регистрации централизованных РО, а также РО, образуемых централизованными РО, являются:
· заявление о регистрации;
· список учредителей РО;
· устав создаваемой РО, утвержденный ее учредителем (-ями);
· сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой РО, по которому осуществляется связь с РО;
· нотариально удостоверенные копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей);
· соответствующее решение правомочного органа учредителя;
· документ об уплате государственной пошлины.
РО может быть отказано в государственной регистрации, если:
· ее цели и деятельность противоречат законодательству РФ;
· создаваемая организация не признана в качестве религиозной;
· устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РФ или содержащиеся в них сведения не достоверны;
· в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;
· учредитель (учредители) неправомочен.
Отказ в государственной регистрации религиозной организации могут быть обжалованы в суд.
Иностранная РО – организация, созданная за пределами РФ в соответствии с законодательством иностранного государства; ей может быть предоставлено право открытия своего представительства на территории РФ; представительство иностранной РО не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения.
Религиозные организации могут быть ликвидированы:
· по решению их учредителей;
· по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, настоящего ФЗ и иных ФЗ и осуществления деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям);
Основания для ликвидации и запрета на деятельностьРО или религиозной группы в судебном порядке являются:
· нарушение общественной безопасности и порядка;
· действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;
· принуждение к разрушению семьи;
· посягательство на личность, права и свободы граждан;
· нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
РО действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству РФ, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах.
Государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если они не противоречат законодательству РФ.
Богослужения, другие религиозные обряды беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных РО для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях РО, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.
РО вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения.
РО вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.
Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности РО, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий; государство оказывает материальную и иную помощь при реставрации памятников истории и культуры; государство объявляет религиозные праздники нерабочими днями (по просьбе религиозной организации)
РО в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала.
Надзор за исполнением законодательства РФ осуществляют органы прокуратуры РФ.
34. Понятие основ правового положения (статуса) человека и гражданина
Законодательная основа данного института:
· Глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина»;
· ФКЗ «О референдуме» от 28.06.2004;
· ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ» от 26.02.1997;
· Закон РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» от 25.06.1993 (в редакции ФЗ от 02.11.2004);
· ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 (в редакции ФЗ от 24.12.2004)
Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, отражает наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве принципы их взаимоотношений.
Правовое положение (статус) человека и гражданина – совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.
К предмету КП относится закрепление основ правового статуса личности – статья 64 Конституции РФ – положения главы 2 Конституции РФ составляют основы правового статуса личности.
Основы – главные черты, характеризующие систему взаимоотношений государства и личности – включают:
· Правовые установления, связанные с принадлежностью к гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства; нормы, закрепляющие правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства, на законных основаниях проживающих в РФ, а также беженцев, лиц, получивших политическое убежище в РФ;
· Юридически закрепленные общие принципы правового статуса личности (равноправие, гарантированность, неотъемлемость прав и свобод и др.) – установление их в конституционном законодательстве – необходимое условие для исключения любых форм дискриминации личности;
· Основные права. свободы и обязанности – те, которые закреплены в Конституции – неотделимы от человека, гражданина, принадлежат всякому лицу как субъекту права.
Основы конституционного строя определяют те начала устройства общества, от которых производно правовое положение человека и гражданина.
Правовой статус человека и гражданина включает в себя не только его права и свободы, но и обязанности (соблюдать Конституцию РФ; платить законом установленные налоги и сборы; охранять природу; защищать Отечество).
Характеристика Правового статуса личности:
1) значимость этих прав и свобод для человека и общества;
2) изначальный, прирожденный и неотчуждаемый характер принадлежащих человеку прав и свобод;
3) верховенство конституционных прав и свобод, делающее все иные права и свободы в той или иной сфере жизни (трудовые, социальные и т.д.) производными;
4) принадлежность основных прав и свобод каждому человеку и гражданину, либо каждому гражданину;
5) всеобщность основных прав, свобод и обязанностей, т.е. они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или для каждого гражданина;
6) основные права, свободы и обязанности не приобретаются и не отчуждаются по воле гражданина;
7) они действуют на всей территории государства.
35. Принципы правового статуса человека и гражданина
Законодательная основа данного института:
· Глава 2 Конституции РФ «права и свободы человека и гражданина»;
· ФКЗ «О референдуме» от 28.06.2004;
· ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ» от 26.02.1997;
· Закон РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» от 25.06.1993;
· ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002
Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, отражает наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве принципы их взаимоотношений.
Правовое положение (статус) человека и гражданина – совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.
К предмету КП относится закрепление основ правового статуса личности – статья 64 Конституции РФ – положения главы 2 Конституции РФ составляют основы правового статуса личности.
Основы – главные черты, характеризующие систему взаимоотношений государства и личности – включают:
· Правовые установления, связанные с принадлежностью к гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства; нормы, закрепляющие правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства, на законных основаниях проживающих в РФ, а также беженцев, лиц, получивших политическое убежище в РФ;
· Юридически закрепленные общие принципы правового статуса личности (равноправие, гарантированность, неотъемлемость прав и свобод и др.) – установление их в конституционном законодательстве – необходимое условие для исключения любых форм дискриминации личности;
· Основные права. свободы и обязанности – те, которые закреплены в Конституции – неотделимы от человека, гражданина, принадлежат всякому лицу как субъекту права.
Принципы правового статуса личности – признаваемые и охраняемые правом, государством начала, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей:
1. равноправие – Все равны перед законом и судом. Государствогарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.2. гарантированность и неотъемлемость прав и свобод – В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам м/н права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.3. включают не только права, но и обязанности (соблюдать Конституцию РФ; платить законом установленные налоги и сборы; охранять природу; защищать Отечество и др.).
36. Равноправие граждан РФ
Принципы правового статуса личности:
1. равноправие – Статья 19 Конституции РФ – Все равны перед законом и судом. Государствогарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.2. гарантированность и неотъемлемость прав и свобод – основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.3. включают не только права, но и обязанности (соблюдать Конституцию РФ; платить законом установленные налоги и сборы; охранять природу; защищать Отечество и др.).
Принцип равноправия состоит из трех элементов:
равенство всех перед законом и судом – закон и его предписания в равной мере обязательны для всех; суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом – обеспечение справедливости в пользовании человека и гражданина своими правами. Закреплена возможность обжалования в суд решения и действия (бездействия) органов государственной власти, МСУ, общественных объединений и должностных лиц. Принципы деятельности суда, закрепленные в Конституции: независимость судей и подчинение их только закону; состязательность и равноправие сторон; открытость разбирательства дел в суде.
равенство прав и свобод человека и гражданина – они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация; равноправие понимается как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, что в реальной жизни не достижимо.
равноправие мужчины и женщины – правовая защита женщин от любых форм ущемления по признаку пола.
37. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ
Статья 45 Конституции РФ:
1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статья 46 Конституции РФ:
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
3. Каждый вправе в соответствии с м/н договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Статья 47 Конституции РФ:
1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Статья 48 Конституции РФ:
1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, она оказывается бесплатно.
2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Статья 49 Конституции РФ:
1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого – презумпция невиновности.
Статья 50 Конституции РФ:
1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
Статья 51 Конституции РФ:
1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
Статья 52 Конституции РФ:
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Статья 53 Конституции РФ:
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Статья 54 Конституции РФ:
1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.