Социально-экономическое положение древних тюрков
Первым лицом в Тюркском государстве был каган. По китайским сведениям, провозглашение кагана было обставлено сложным церемониалом: сановники сажали его на войлок и девять раз проносили кругом, по солнцу, под приветственные крики присутствующих. Затем его сажали на лошадь, стягивали шелковой тканью горло и спрашивали, сколько лет он желает быть ханом.
Первое место после кагана занимал жабгу, назначаемый из числа царствующего рода. Например, при Бумын кагане чин жабгу имел его родной брат Истеми. Но вместе с тем жабгу не был наследником престола. Наследник назывался тегин вне зависимости от занимаемой должности. Титул шад принадлежал принцам по крови, имеющие в своем управлении уделы.
Чины меньшего назначения получали лица, не принадлежавшие к роду Ашина, но все должности были наследственными. На основании этого можно предположить, что тюркское общество было аристократическим.
Наряду со свободными и знатью тюркское общество знало и рабов из числа военнопленных. Это были главным образом женщины. Положение раба не было столь тяжелым как в восточных обществах.
В тюркском обществе существовал особый порядок престолонаследия - удельно-лестничная система, внедренная во время правления Мукан кагана. Для того чтобы проследить за столь огромной территорией и удержать завоеванные страны в повиновении, кагану потребовалась жесткая система управления государством и порядок престолонаследия. И такая система была принята. Согласно закону Мукан кагана наследовал не сын отцу, а младший брат старшему и старший племянник младшему дяде. В ожидании престола принцы по крови получали в управление уделы. Удельные шады в надежде рано или поздно получить верховную власть не затевали смут и распрей, и держава расширялась по всем направлениям. В самом деле, несмотря на продуманность и законченность системы, общество тюрков не могло быть монолитным, так как выделение военной знати даже при наличии общенародных интересов не могло пройти бесследно.
Хозяйство. Первой специальностью, с которой тюрки выступили на арену всеобщей истории, было добывание железа. Археологическими разведками обнаружены ряд памятников тюркской металлургии VI-IX вв.
Из железа алтайские кузнецы изготавливали ножи, тесла-топоры, стремена, удила, мечи, сабли, наконечники стрел и железные котлы и.т.д. Развитие металлургии позволило тюркским ханам перевооружить свою армию и создать отборные ударные части из латной кавалерии. В Эрмитаже хранятся глиняные статуэтки, изображающие тюркских гвардейцев. Тюркская гвардия была регулярной тяжелой конницей, приспособленной к действиям не только в степи, но и в горах.
После военного дела главным занятием тюрков было кочевое скотоводство Большую роль играла и охота. Торговлей тюрки занимались в виде обмена. Занимались также оседлым земледелием. Получила распространения в тюркском обществе и городская культура. Только в Чуйской долине в VI-VIII вв. существовало не менее 18 крупных городов.
Шкуры диких и домашних животных шли на одежду и на покрытие шатров. Тюрки умели изготавливать войлок и шерстяные ткани.
Жилище, в каком мог жить, кочевник среднего достатка тюрков прекрасно описывает китайский поэт того времени Бо Цзюй-и в стихотворении «Голубая юрта».
Положение женщин: Отношение к женщине у тюрков было почтительным, рыцарским. Сын, входя в юрту, кланялся сначала матери, а потом отцу. Происхождению по линии матери придавалось большое значение Тюркское право очень строго и жестко охраняло женщину: изнасилование замужней женщины каралось смертью, соблазнитель девушки должен был немедленно жениться на ней.
Весьма достопримечателен обычай, сведения о котором дошли до нас только потому, что он в эпоху Тан был перенят у тюрков студентками музыкального училища в Чаньани. Девушки со сходными вкусами торжественно заключали между собой братский союз, причем число членов достигало 14-15, но не менее 8-9 девушек. Эти девушки называли друг друга братьями, а если юноша женился на одной из них, то он получал женское имя и подруги ходили к новобрачным «отведать невесту», т.е. мужа. Молодая жена не ревновала к своим «братцам», но членами других «братств» такая связь не допускалась.
Все это наводит на мысль о том, что для кочевого мира принижение положения женщин и ограничение ее прав - явление позднее, связанное с общим упадком в послемонгольский период.
Религия и письменность
Религия тюрков На разнообразие религиозных верований древних тюрков сыграли несколько факторов, такие как: пестрота этнического состава и привнесение через шелковый путь разных видов религии.
В тюркском обществе существовали культ солнца, огня, культ неба - Тенгри, Жер-Су, культ предков, культ «Духа неба», который, в отличие от культа предков , достояние народа, а не вельмож, культ горы, элементы, анимизма, тотемизма, шаманизма (происхождение от волчицы, священная пещера), вера в загробную жизнь и бессмертие души.
Основной религией древних тюрков было поклонение Небу и Земле. Именно по воле неба правили каганы, которые |именовались «Небоподобными и на небе рожденными». По воле неба тюрки одерживали победы и терпели поражения. Тюркские каганы в своих надписях постоянно призывают небо быть благосклонным к ним.
Следующее по значению было женское божество Умай - покровительница домашнего очага и детей. Умай входила в триаду божеств тюрков и покровительствовала всем их делам, это видно, например, из памятника в честь Тонюкука, где при описании одного из походов говорится: «Небо, Умай священная Земля-Вода, вот они, надо думать, даровали нам победу».
Важное значение в верованиях всех тюркоязычных племен раннего средневековья был культ священных гор. Древние тюрки особо почитали «священную Отюкенскую чернь (Хангайские горы), которая считалась духом-покровителем каганского рода. Там находилась «пещера предков». Наряду с вышеназванными собственными верованиями, в VI-IX вв. среди тюркоязычного населения Центральной Азии и Казахстана, получили распространение религиозные системы, созданные иными цивилизациями: буддизм, манихейство, христианство, иудаизм.
Древнетюркские рунические памятники. В середине I тыс. нашей эры тюркоязычные племена уже пользовались собственной системой письма, названной руническим письмом.
Древнетюркское письмо было впервые открыто в долине Енисея в 20-х гг. XVII в. немецким ученым Миссершмидтом, состоявшим на службе у Петра I, и сопровождающим его пленным шведским офицером И. Страленбергом. Они назвали письмо «руническим» - по его сходству со скандинавскими руническими тестами. В последующем это название закрепилось в науке.
Первые сведения о рунических памятниках появляются в России в конце XVIII века. В 1889 году русский публицист, исследователь Сибири, археологи и этнолог Николай Михайлович Ядринцев обнаружил на берегу реки Кокшин-Орхон (в 400 км западнее Улан Батора) в Северной Монголии два больших рунических памятника в честь Култегина (684-731 гг., сын Кутлуга Елтериса и Бильге каганов (680-734 гг.) брата Култегина. По месту находок эти письмена были названы «орхоно-енисейскими».
Они были изучены финскими и русскими учеными, организовавшими специальную научную экспедицию. Финскую экспедицию возглавил Аксель Олай Гейкель, русских ученых - Василий Васильевич Радлов.
В результате этой экспедиции были созданы два атласа и шесть сборников трудов экспедиции.
I5 декабря 1893 года датский ученый, историк, лингвист Вильгельм Томсен (1842-1927) на заседании Датской Королевской Академии наук и словесности прочитал доклад о своем опыте по дешифровке рунической письменности. Также занимались руникой В. Радлов, Мелиоранский П., Малов С, продолжают свои исследования в данной области ученые Айдаров Г., Кляшторный С.
Согласно последним исследованиям руническая письменность зародилась еще в сакское время. В III- V вв. существовали два варианта рунического письма - гуннское восточное, бытовавшее на территории Жетысу и Монголии.
VI-VII вв. на этой базе развивается древнетюркская письменность, названная орхоно-енисейской. На территории Средней Азии и Казахстана следует выделить две группы рунических памятников - ферганскую (мелкие надписи на керамике. VIII в.) и семиреченскую (на территории Кыргызстана и Казахстана) Сюда относятся и одиннадцать надписей на могильных камнях-валунах и наскальные в ущелье Терек сай (долины р. Талас), надписи на керамике, обнаруженные близ г.Тарас, мелкие надписи и отдельные знаки на монетах и бытовых предметах.
Итак, на основе политических, социально- экономических, культурных особенностей вышеизложенных государств вступили в средневековую эпоху последующие государственные образования, продолжившие развитие традиционной тюркской культуры.