Исторический эксперимент социалистического строительства

в СССР и его итоги*

1. Поиск путей создания нового общества в послереволюционной России
(1917-1929 гг.). «Военный коммунизм». НЭП.

2. Тоталитарное государство и общество в 30-х - нач. 50-х годов XX в.

3. Либерализация общественно-политической системы и экономические
эксперименты 50-х - сер. 60-х годов XX в.

4. Нарастание застойных явлений в экономической и социальной сферах.
Политический и духовно-нравственный кризисы в советском обществе в
начале 80-х годов XX в.

Термины

Социализм, коммунизм, «военный коммунизм», новая экономическая политика, тоталитаризм, коллективизация, индустриализация, культурная революция, диссидент.

Доклады

Альтернативы политического развития России в 1917 году.

Хф - Стародворцева Н.П. Альтернативы политического развития России в 1917 году. - Смоленск: СГИИ, 2000.

Чз - Верт Н. История советского государства. 1900 - 1991. - М: Прогресс-Академия, 1994.

Чз - Отечественная история. XX век. - М.: «Агар»: «Рандеву - Ам», 1999.

2. Великая Отечественная война: причины, этапы, итоги, значение.

Чзп - Медведев Р.А. И.В. Сталин в первые дни Великой Отечественной

войны // Новая и новейшая история. 2002. №2. - С. 118-136.

Чзп - Первышин В.Г. Людские потери в Великую Отечественную войну

//Вопросы истории. 2000. №7. - С. 116-122.

Чзп - Робертс Д. Сферы влияния и советская внешняя политика в 1939-1945

гг. // Новая и новейшая история. 2001. №5. - С. 75-9.

Чзп – Поляков Ю.А. Великая Победа 1945 года и как ею распоряжались // Отечественная история 2007. № 3. - С. 3-7.

Литература основная

Чз, Аб - Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. - М.: НОРМА, 2005.

Чз, Аб - История России /Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. - М.:Высшая школа, 2005.

Чз, Аб - История России /Под ред. А.А. Радугина. - М.: Библионика, 2004.

 
  Исторический эксперимент социалистического строительства - student2.ru

* При недостаточном количестве учебных недель проводится одно семинарское занятие по теме (по вопросам, определенным преподавателем).

Чз – Россия в мировой истории /Под ред. В.С. Порохни. – М.: Логос, 2003.

Литература дополнительная

Чз, Аб - Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 2006.

Чзп - Аксютин Ю.В., Пыжиков А.В. О подготовке заключительного доклада Н.С. Хрущева XX съезду КПСС в свете новых документов //Новая и новейшая история. 2002. №2. - С. 107-117.

Чз - Верт Н. История советского государства. 1900-1991. - М: Прогресс-Академия, 1994.

Чзп – Шестаков В.А. Политика Н.С. Хрущева в аграрной сфере: преемственность и новации //Отечественная история. 2006. № 6. - С. 106-119.

Чз - История России с древнейших времен до наших дней /А.С. Орлов и др. -М.: Проспект, 2000.

Чзп - Коган Л.А. Военный коммунизм: утопия и реальность //Вопросы истории. 1998. №2. - С. 122-133.

Чзп – Быстрова И.В. Военно-промышленный комплекс СССР на международной арене //Отечественная история. 2006. №2. - С. 56-73; №3. - С. 139-152.

Чзп - Савельев А.В. Политическое своеобразие диссидентского движения в СССР 1950-70-х гг. //Вопросы истории. 1998. №4. - С. 109-121.

Чзп - Хлевнюк О.В. Советская экономическая политика на рубеже 1940-50-х гг. и «дело Госплана» //Отечественная история. 2001, №3. — С. 77-89.

Чз - Геллер М., Некрич А. История России. 1917-1995. В 4-х т. - М.: Мик, Агар, 1996. - Т. 3,4.

Методические указания

Цель семинара - проследив процесс создания «государственного социализма» в СССР, показать неизбежность преобразований в экономической, политической и идеологической сферах.

1. - 2. При рассмотрении вопросов № 1 и № 2 необходимо охарактеризовать две принципиально различные модели социалистического строительства, одна из которых базировалась на применении экономических методов (НЭП), а другая на внеэкономическом принуждении и административно-командных методах, проанализировать объективные и субъективные причины, по которым предпочтение было отдано последней. Раскрыв термин «тоталитаризм», выделите основные черты тоталитарного государства (наличие единственной партии, лидер которой является и лидером государства;

сращивание партийного и государственного аппаратов; господство единой общеобязательной идеологии; подавление оппозиции; репрессии; милитаризация общественной жизни; централизованное плановое хозяйство; всесторонний контроль за жизнью общества) и докажите их наличие в СССР в 30-х - нач. 50-х гг.

3. Вопрос №3 предполагает анализ попыток смягчить административно-командную систему, не меняя ее принципиально, расширить хозяйственную самостоятельность предприятий, демократизировать внутриполитическую жизнь.

4. Рассматривая последний вопрос, следует показать нарастание
консервативных тенденций в идеологии; и в политике правящей партии,
формирование механизма торможения в экономической сфере,
распространение кризисных явлений на духовно-нравственную сферу:

­ упадок этики, снижение моральных критериев, массовое воровство;

­ неуважение к честному труду и агрессивная зависть к любым
повышенным трудовым доходам;

­ неверие в провозглашаемые цели и намерения, апатия и
безразличие;

­ паразитическая уверенность в гарантированной работе и социальной безопасности;

­ физическая и духовная деградация части нации на почве пьянства и
безделья.

Смена политического курса в этих условиях становилась необходимой и неизбежной.

Семинар №9

Наши рекомендации