Тема 9. XVIII ВЕК В ИСТОРИИ РОССИИ
1. Преобразования Петра I и их результаты
2. Дворцовые перевороты в России
3. Эпоха Екатерины II
В конце XVII века Россия заметно отставала от стран Западной и Центральной Европы по уровню социально-экономического развития. Тому было несколько причин. Одна из них состояла в неблагоприятных для развития земледелия природно-климатических особенностях исторического центра России. Экономику страны подрывали продолжительные войны с Речью Посполитой, Швецией, Османской империей, которые велись в XVI-XVII вв. Большой ущерб наносился набегами крымских и ногайских татар. Россия была отрезана от мировых торговых путей. Она имела лишь один порт для торговли с Европой – Архангельск.
Для преодоления экономической изоляции наша страна нуждалась в выходах к Балтийскому и Черному морям. Одновременно ее правительство должно было решить другие задачи: создать регулярную армию и морской флот, открыть новые мануфактуры, усовершенствовать систему управления государством, поднять культурный и образовательный уровень населения. Решение этих задач выпало на долю Петра I Алексеевича или Петра Великого (1672-1725, царь с 1682, правил с 1689 г.).
Пётр I в детстве. Парсуна XVII века
Вряд ли у Петра была целостная концепция реформ. Однако генеральная линия преобразовательской деятельности Петра I видна вполне отчетливо - принесение пользы Отечеству. Петр, прежде всего, стремился сделать Россию европейской державой. Очевидно, эта мысль начала складываться у Петра еще во времена юношеских забав в Немецкой слободе и окончательно оформилась во время поездки по Западной Европе в составе "Beликого посольства" (1696-1697 гг.). Тогда же им было найдено средство такого превращения - очень быстрое внедрение в России всего передового, найденного на Западе (техника, технология, достижения науки и культуры и т.п.)
Новый толчок к осуществлению реформ был связан с Азовскими походами (1695-1696 гг.). Однако, по мнению многих исследователей, именно события Северной войны (1700-1721 гг.) подвигли Петра I к преобразованиям.
Первым серьезным шагом царя стал поход на турецкую крепость Азов в 1695 г., но ее осада закончилась неудачно. Летом 1696 г. состоялся новый поход на Азов. Сухопутную армию поддерживал флот, построенный под Воронежем. Турецкая крепость была взята.
Первый линейный корабль российского флота «Гото Предестинация», построен в Воронеже, в 1700 году
В годы Северной войны основные усилия были сосредоточены на создании Балтийского флота. В 1708 г. был спущен первый 28-пушечный фрегат на Балтике, а через 20 лет российский флот на Балтийском море был самым мощным: 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 85 галер и других судов.
Стремление России к выходу в Азовское и Балтийское морям означало необходимость победоносных военных действий и, как следствие, создание могучей армии и флота. Именно военная реформа, по мнению большинства исследователей, была первоочередным преобразовательным делом Петра I и определяла порядок, и темпы всех преобразований петровского времени.
|
|
|
|
|
|
Создание новых воинских частей (в конце царствования Петра I в регулярных полках числилось до 212 тыс. человек; в нерегулярном войске, состоявшем преимущественно из казаков, - до 110 тыс. человек), перевооружение армии, введение в действие Воинского (1716 г.) и Морского (1720 г.) уставов, - все это делало Россию одним из важнейших государств в Европе.
В результате военной реформы уже при жизни царя российская армия стала одной из сильнейших в Европе, а отечественный флот господствовал на Балтике.
Офицер, фузилёр и гренадёр армии Петра I
В первой четверти XVIII в. в России в результате петровских преобразований произошел резкий скачок в промышленности и торговле. В основу этих преобразований были положены (как и на Западе) идеи меркантилизма и протекционизма.
Как известно, меркантилизм - это экономическая политика, характеризующаяся активным вмешательством государства в хозяйственную жизнь. При этом государство поощряет развитие промышленности, особенно мануфактурной; поддерживает экспансию торгового капитала (в частности, создание монопольных торговых компаний), развитие мореплавания и флота; резко повышает степень налогового обложения. Кроме того, государство поощряет выпуск "полезных и нужных" для него товаров, одновременно запрещая или ограничивая производство товаров "ненужных".
Одной из составных частей меркантилизма является протекционизм, т.е. поддержка национальной экономики, осуществляемая главным образом с помощью торгово-политических барьеров (таможенных тарифов и т.п.), защищающих внутренний рынок от избытка иностранных товаров, а отечественного производителя от "лишних" конкурентов.
Вершиной протекционистской политики правительства Петра I в области промышленности и торговли являлся таможенный тариф 1724 г. Теперь размеры пошлин, взимаемых с заграничных товаров, зависели от способности отечественных предприятий удовлетворить потребности внутреннего рынка: чем больше тех или иных товаров выпускали русские мануфактуристы, тем более высокая пошлина взималась при ввозе таких же товаров из-за границы.
Петр I, в отличие от предшественников, поддерживал, прежде всего, развитие национальной промышленности.
За первую четверть XVIII в. было создано около 100 (по другим данным - 200) мануфактур вместо 15-20 допетровских. Главное внимание уделялось металлургии, центр которой переместился на Урал. В Москве и других районах центра России появились суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактуры. Впервые были созданы бумажные, цементные, стекольные заводы и даже шпалерная фабрика.
Однако рост промышленного производства сопровождался усилением феодальной эксплуатации, расширением применения принудительного труда на мануфактурах. К предприятиям приписывались государственные крестьяне. В 1721 г. был издан указ, предоставляющий владельцам мануфактур право покупать к предприятиям крестьян (такие крестьяне стали называться посессионными). Таким образом, мануфактуры, которые на Западе были капиталистическими предприятиями, в России развивались на феодальной, крепостнической основе (хотя квалифицированные работники были большей частью "вольнонаемными"). Большинство мануфактур в это время были казенными; практиковалась (до 1717 г.) и передача казенных предприятий частным владельцам на льготных условиях.
Развитию внешней и особенно внутренней торговли способствовали и некоторые другие обстоятельства: общественное разделение труда, рост промышленности, создание регулярной армии и флота, налоговая политика правительства, строительство городов, появление новых путей и портов. Из России вывозились не только сырье - лен, пенька, кожа, мачтовый лес, но и первые изделия молодой промышленности - железо и полотно. Баланс внешней торговли был активным для России - вывоз по стоимости в два раза превышал ввоз, и это можно считать одним из главных достижений меркантилистской политики Петра I, ибо приток благородных металлов в страну у меркантилистов считается одним из важнейших показателей обогащения государства.
Мануфактурное производство все же еще было не в состоянии полностью обеспечить население промышленными изделиями. Основную массу промышленных товаров в первой четверти XVIII в. по-прежнему поставляли мелкие производители-ремесленники. Правительство Петра I предпринимает попытку организованного использования труда этих людей - по указу 1722 г. городские ремесленники были объединены в цехи.
Однако подавляющее большинство населения в петровскую эпоху было занято в сельском хозяйстве. Оно продолжало развиваться экстенсивным путем (за счет расширения посевных площадей, в том числе земледельческой колонизации Поволжья, Урала, Сибири). В конце XVII - первой четверти XVIII вв. в сельском хозяйстве происходило дальнейшее развитие крепостнических отношений. Продолжался начавшийся еще в XVII столетии процесс стирания граней между двумя формами феодального землевладения - вотчиной и поместьем. Указ о единонаследии 1714 г. окончательно закрепил слияние этих форм землевладения в одну: поместные и вотчинные земли были объявлены "недвижимой" собственностью, которую нельзя было продавать, закладывать иди делить на части. Вся недвижимая собственность могла быть передана только одному из наследников, а движимое имущество получали остальные дети и вдова, что мотивировалось необходимостью предотвращения раздробления помещичьих хозяйств. Однако главная цель указа 1714 г. состояла в том, чтобы принудить молодых дворян "хлеба своего искать службой, ученьем, торгами и прочим".
Консолидации дворянства способствовала и "Табель о рангах" 1722 г., определившая новый порядок прохождения службы. Служебная лестница состояла теперь из 14 ступеней или рангов - от фельдмаршала, генерал-адмирала или канцлера до прапорщика или коллежского регистратора. Отныне значение для карьеры дворянина имели его личные способности, а не происхождение. Вместе с получением 8-го ранга по гражданской службе или обер-офицерского по военной становились дворянами и приобретали все привилегии дворянства выходцы из других сословий (А.Д. Меншиков, вице-губернатор Москвы В.С. Ершов).
Главной социально-экономической мерой правительства Петра I в отношении крестьян было проведение переписи 1718-1724 гг. (по сути, податной реформы). Эта реформа имела троякое значение: финансовое, социальное и полицейское. Финансовое значение состояло в переходе от подворного обложения к подушному. Перепись учла 5,6 млн. податных душ; была установлена единая подать (с помещичьих крестьян - 74 коп., с государственных - 1 руб. 14 коп., с посадского населения - 1 руб. 20 коп.). К 1725 г. доходы государства выросли по сравнению с 1701 г. в 4 раза. Социальное значение податной реформы состояло в распространении крепостной зависимости на ранее свободное население ("гулящих людей", государственных крестьян и др.). Полицейский аспект ревизии состоял во введении в стране паспортной системы, облегчавшей борьбу с бегством крестьян. Паспортная система затрудняла миграцию населения и на долгие годы затормозила формирование рынка рабочей силы.
Финансовые нововведения в петровскую эпоху не сводились лишь к реформе 1718-24 гг. Северная война, активная внешняя и внутренняя политика заставляли правительство постоянно расширять косвенные (рыбный, медовый, банный, на бороды, на гробы и др.) и увеличивать прямые налоги (рекрутский, драгунский, корабельный, "экстраординарные" сборы).
Все возрастающий гнет государства, новые налоги, насилие, жесткий контроль вызывали недовольство крестьян. Число беглых крестьян к концу правления Петра I достигло 200 тысяч. Наиболее мощным народным движением петровского времени считается восстание казаков под руководством К. Булавина в 1707-1708 гг., охватившее Дон, Слободскую Украину и Поволжье.
В то же время серьезной оппозиции петровским реформам в высших слоях российского общества не было. История насчитывает всего 3-4 заговора против царя среди поборников старины. Это говорит о понимании многими членами общества необходимости реформ.
Натье Ж.-М. «Портрет царя Петра I»
Важнейшим направлением преобразований Петра I была административная реформа, носившая всеобъемлющий характер. В 1711 г. взамен Боярской Думы был учрежден Правительствующий Сенат - высшее правительственное учреждение с судебными, административными, а иногда и законодательными функциями. Сенат состоял из 9 человек, назначенных лично Петром. За деятельностью Сената был установлен контроль в лице генерал-прокурора (с 1722 г.). Ему подчинялись прокуроры, назначаемые во все государственные учреждения. Для тайного надзора за управлением и, особенно за сбором и расходованием казенных сумм были введены должности фискалов. Ими руководил выбираемый и состоящий при Сенате обер-фискал.
Взамен сложного и неповоротливого аппарата приказов (44 к концу XVII в.) в 1718-1720 гг. были учреждены коллегии по образцу существовавших в Швеции и других западноевропейских странах. Всего было создано 11 коллегий со строгим разграничением функций: Коллегия иностранных (чужестранных) дел, Военная, Адмиралтейская, Вотчинная, Юстиц-коллегия, Камер-коллегия, Ревизион-коллегия, Коммерц-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Берг и Мануфактур-коллегии. На правах коллегии действовал и основанный в 1720 г. Главный магистрат, руководивший работой городовых магистратов. Эти новые учреждения (сначала называвшиеся ратушами) выполняли административно-полицейские и судебные функции, способствовали развитию городских ремесел и торговли.
25 января 1721 г. Петр I утвердил "Духовный регламент". На его основе была проведена коренная церковная реформа, ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью образована Духовная коллегия или Святейший Синод во главе с президентом, назначаемым царем. В его ведении находились церковные дела: толкование церковных догм, борьба с ересями, смещение должностных лиц, цензура церковных книг и т.д. С 1722 г. надзор за Синодом осуществлял обер-прокурор, назначавшийся из светских лиц и фактически возглавлявший Синод. Это завершило церковную реформу и превратило Синод в составную часть государственного аппарата.
Наряду с укреплением центрального аппарата началась реформа местных учреждений. Вместо воеводской администрации с 1708 г. вводится губернская система управления. Первоначально страна была разделена на 8 губерний, во главе которых стояли губернаторы. С 1713 г. при губернаторах были учреждены выбиравшиеся дворянством советы ландратов, без которых губернатор не мог ничего решать. После отмены этих советов в 1719 г. участие дворянства в местном управлении было перенесено из губернии в уезд. С 1719 г. основной административной единицей стала провинция (их было около 50) во главе с воеводой. Губернии сохранились, но во власти губернаторов осталось управление губернским городом и командование войсками, расквартированными на территории губернии. По остальным вопросам провинциальные власти сносились непосредственно с коллегиями и Сенатом.
Итогом административной реформы стало оформление в России абсолютной монархии. Петр I, принявший в 1721 г., после подписания Ништадтского мира, титул императора, получил возможность неограниченно управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников.