Сущность и разновидности партийных систем, их сравнительный анализ
В зависимости от положения полит партий в полит системе, взаимодействия между ними, типа самих полит партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех полит партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом.
Итальянский политолог Дж. Сартори предлагает семиступенчатую классификацию: (1) система с одной партией; (2) система с партией, осуществляющей гегемонию;(3) система с преобладающей партией; (4) двухпартийная система; (5)система ограниченного плюрализма;(6)система крайнего плюрализма;(7)система атомизирования. Классификацию Сартори целесообразно дополнить двухпартийной модифицированной системой. Именно такая система существует в Германии, где ведущие партии ХДС/ХСС и СДПГ могут сформировать правительство, только вступив в блок со Свободными демократами.
Общественно-политические движения. Одной из форм современного выявления и реализации полит интересов опред групп и отдельных граждан общества явл общ-полит движения. В движения включаются граждане, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя уставными нормами и программными целями полит партий, а также лица со спонтанными, неявно выраженными соц-полит интересами. Полит движение представляет собой солидарную полит активность большой группы граждан, направленную на достижение какой-либо значительной полит цели.
34 политические партии и движения в Республике Беларусь.
Процесс образования широкой сети общественных объединений и политических партий РБ в начале 1990-х годов связан с распадом СССР и ликвидацией монополии «партии власти КПСС» на общественные процессы. В 1991г. республика Беларусь приобрела государственный суверенитет и независимость. В 1994г. начал действовать закон «Об общественных объединениях и полит партиях в РБ». В 1999г. был принят декрет Президента РБ «О некоторых мерах по упорядочению действий политических партий, профессиональных союзов, иных общественных организаций». На 1 января 2010 года в РБ действовала 1328 общественных объединений, 16 политических партий. В докладе президента РБ «Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный фундамент». 28 марта 2003 года определено, что основным институтом гражданского общества являются профсоюзы (4 млн человек), БРСМ(600 тыс), советы различных уровней(22,5 тыс).
В РБ действует 16 политических партий, однако их влияние на политические процессы незначительно, что свидетельствует о недостаточном уровне политической культуры и развития институтов гражданского общества.
Варианты развития партийной системы Республики Беларусь:
1. Формирование партийной системы с двумя - тремя доминирующими партиями.
2. Не исключается возможность на базе общественного объединения «Белая Русь» партий власти.
3. Сохранение многопартийности, где присутствуют различные политические идеи, взгляды на проблемы развития общества.
35. Общественные объединения и движения как группы интересов и давления.
Под общественным объединением понимают добровольное формирование, возникшее в результате объединения граждан на основе общих интересов для достижения социально значимых целей, имеющие относительно устойчивую организационную структуру и фиксирующие индивидуальное и коллективное членство.
Общественные организации и движения появляются как реакция на возникновение социально значимых проблем в экономической, экологической и политической сфере.
Польский политолог Вятер выделил 5 стадий в развитии обществ объединений:
1. Стадия создания предпосылок движения, которая может возникнуть как «снизу» - по инициативе гражданства, так и «сверху» - по инициативе гос власти.
2. Артикуляция стремлений, где формируются цели движения, идейные и организационные основы.
3. Стадия агитации – привлечение сторонников, пропаганда целей, разъяснение задач организации.
4. Стадия развитой политической деятельности, проведение программы «Движения в жизнь», влияние на правительство, осуществление политических действий.
5. Стадия затухания политических движений, когда цели движения достигнуты или оказались неосуществимы.
Общественные объединения входят в государственные подсистемы общества и выражают властно-значимые интересы социальных, национальных, религиозных и иных общностей, оказывающих влияние на государственные институты с целью реализацию их интересов.
Типы общественных движений: политические, не политические.
Политические организации претендуют на власть, активно и целенаправленно участвуют в политической жизни. Они имеют политическую программу, стройную организационную структуру и профессиональный кадровый аппарат. Периодически проводят политические акции, поддерживают конкретных политиков в правительственных и других структурах, предлагают свои кандидатуры на государственные должности, оказывают влияние на выработку и принятие политических решений.
Неполитические организации не ставят целей завоевания власти. Они в основном выражают и превращают требования граждан в альтернативы государственной социальной политики.
Формы общественных объединений: Политические партии, Профсоюзы, Общественно-политические движения, Спортивные общества, Женские, молодежные, студенческие организации, Творческие союзы, Ассоциации предпринимателей, Союзы фермеров, Научные общества,Религиозные объединения.
По масштабу деятельности выделяют: международные движения, республиканские, местные, религиозные.
36. Политический процесс: сущность, структура, основные субъекты.
Политический процесс – политическая жизнь общества в его динамике взаимодействия субъектов политики, обеспечение достижения общественных целей с помощью механизмов и ресурсов государственной власти.
Структура политического процесса:
· Субъекты политики – социальные институты.
· Объекты политики – гос-во, институты гос власти, полит партии, обществ организации.
· Политические интересы
· Политические отношения
· Средства и метода политической деятельности
· Власть
Содержание политического процесса:
1.Изучение общественных проблем и определение политических приоритетов.
2.Принятие политических решений, организация и контроль их исполнения.
3.Урегулирование политических конфликтов.
4.Совершенствование избирательной системы и про ведение выборов.
5.Политический маркетинг и использование совр полит технологий
6.Проведение мероприятий с целью создания благоприятного имиджа политических институтов, лидеров, идей и концепций.
7.Оценка субъектами политики эффективности своих действий.
Режимы политического процесса:
Функционирование,где политическая система воспроизводит сложившиеся, повторяющиеся отношения между гражданами и государством, элитой и массами. Используются преимущественно традиционные консервативные механизмы управления, традиции и привычки, преемственность власти. (СССР, 1964-1982гг. Л.И. Брежнев, эпоха «застоя»).
Режим развития различается качественными изменениями в политической сфере общества, внедрением инноваций, эффективность властных структур выводит государство на новый высокий социально экономический уровень развития и характерен для РБ.
Режим упадка характеризуется застоем в политической жизни, нестабильностью общества, не довольствием граждан, конфликтами, столкновениями, революциями(СССР 1991 эпоха перестройки Горбачева).
37 Принятие политических решений и механизмы их реализации.
Важнейшей составной частью всех политических процессов является деятельность субъектов по разработке, принятию и исполнению политических решений.
В данном случае, политическое решение – это выбор и обоснование организованными субъектами политических отношений определенного проекта действий, направленных на реализацию собственных интересов.
Политические решения различаются по многим критериям, в том числе:
1) по статусу и уровню органов государственной власти – республиканские, областные, городские, районные;
2) по институциональному характеру субъектов, принимающих реше- ния – государственные или партийные;
3) по характеру целей и задач, которым подчинены решения – стратегические или оперативно-тактические;
4) по методам принятия решений в научной литературе выделяют три главных: рационально-универсальный метод; метод «ветвей» и смешанный.
Первый метод предполагает рациональное определение главной проблемы, «основного звена», и выбор путей ее решения. Это своего рода идеальный план решения, результат теоретически правильного мышления.
Главное достоинство этого метода состоит в том, что если решение реализовано, то тем самым поставленная задача решается полностью и радикально.
В реальной политике чаще применяется метод «ветвей», смысл которого состоит в принятии частичных решений, направленных на улучшение ситуации, постепенное решение проблемы. При этом выбирается не оптимальный, а приемлемый и реально исполнимый для субъекта политики вариант решения.
Смешанный метод предполагает соединение достоинств и преодоление недостатков рационального и «ветвистого» методов принятия решений.
Многообразие процессов принятия и исполнения политических решений в политологии характеризуется следующими основными типами: популизм, элитарность, радикализм, демократичность.
Популизм как совокупность методов политической деятельности предполагает прямое обращение к простому народу, опору на массовые настроения, социальную демагогию.
Популистские методы нацелены на упрощение ситуации, им присуща понятная и одобряемая массами грубость, показная крутость и жестокость. Они сочетаются с лестью, обращенной к массам в виде формул: «крестьяне – вы наши кормильцы, без вас мы пропадем; студенты – это будущая элита нашей страны» и т. п. Это сочетание грубости, жестокости, лести и душевности можно выразить призывом: «Братья и сестры, будем мочить в сортирах…».
Элитарность как тип принятия и исполнения политических решений характеризуется исключением сколько-нибудь значительного участия граждан в политическом процессе. Здесь гражданам отводится роль послушных, безропотных исполнителей.
Радикализм в политическом процессе означает такие решения и методы их реализации, которые предполагают коренное изменение существующей политической системы и применение крайних, экстремальных мер, которые, как правило, связаны с насилием, политическими репрессиями, террором, нетерпимостью.