Комитеты и комиссии Государственной Думы РФ
Согласно своему Регламенту (ст. 17), Государственная Дума образует следующие комитеты:
- Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе;
- Комитет по труду и социальной поддержке;
- Комитет по охране здоровья;
- Комитет по экологии;
- Комитет по образованию, культуре и науке;
- Комитет по делам женщин, семьи и молодежи;
- Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам;
- Комитет по экономической политике;
- Комитет по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности;
- Комитет по аграрным вопросам;
- Комитет по промышленности, строительству, транспорту и энергетике;
- Комитет по природным ресурсам и природопользованию;
- Комитет по обороне;
- Комитет по безопасности;
- Комитет по международным делам;
- Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками;
- Комитет по делам национальностей;
- Комитет по делам Федерации и региональной политике;
- Комитет по вопросам местного самоуправления;
- Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций;
- Комитет по информационной политике и связи.
В случае необходимости могут создаваться и другие комитеты. Комитеты
Государственной Думы образуются на срок полномочий Государственной Думы данного
созыва.
Государственная Дума может создавать комиссии, деятельность которых ограничена
определенным сроком или конкретной задачей.
Она образует следующие комиссии:
- мандатную;
- для проверки определенных данных о событиях и должностных лиц;
- для подсчета результатов тайного голосования.
Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы Российской
Федерации
Депутатом Совета Федерации является избранный народом представитель субъекта
Российской Федерации, уполномоченный осуществлять законодательную власть в
Совете Федерации и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской
Федерации и федеральным законодательством.
Депутатом Государственной Думы является избранный народом представитель,
уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные
полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.
Согласно Закону о статусе депутатов палат Федерального собрания эти депутаты
руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами, регламентом соответствующей палаты Федерального собрания.
Срок полномочий депутатов палат начинается со дня их избрания в соответствующую
палату и прекращается с момента начала работы соответствующей палаты нового
созыва, за исключением предусмотренных законом случаев досрочного прекращения
полномочий депутата.
Согласно Закону Российской Федерации о статусе депутатов (ст. 11) депутаты обеих
палат обладают правом законодательной инициативы. Депутаты обеих палат
пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым палатой.
Депутат принимает личное участие в заседании палаты, депутатом которой он
является.
Депутат вправе обращаться с запросом к Правительству Российской Федерации,
Генеральному прокурору, Председателю Центрального банка, руководителям
федеральных органов исполнительной власти. По вопросам своей деятельности
депутаты пользуются правом безотлагательного приема руководителями и другими
должностными лицами.
Наряду с этим федеральное законодательство устанавливает для депутатов
дополнительные юридические гарантии охраны их прав в области трудовых,
административно-правовых, уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений.
Депутат обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий.
Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по представлению
Генерального прокурора Российской Федерации.
Правовыми формами реализации полномочий Федерального собрания Российской
Федерации являются принимаемые им нормативные правовые акты. Основные акты
Федерального собрания - это законы Российской Федерации.