Становление и развитие конституционной монархии в Англии. 4 часа

ПЛАН.

1.Предпосылки революции в Англии. «Петиция о праве» 1628 г. «Великая ремонстрация». Характер, основные этапы и особенности английской революции. Протекторат Кромвеля. «Орудие управления 1653 г.

2. Законодательное оформление конституционной монархии. Основные конституционные акты: «Хабеас Корпус Акт» 1679 г.: «Билль о правах» 1689 г.; «Акт об устроении»1701 г.

3. Развитие конституционной монархии в Англии XVIII-начала XIX вв. Конституционные прецеденты. Кабинет министров. Ответственное правительство.

Методические указания

По первому вопросу необходимо разобраться в основных причинах, этапах и характере Английской буржуазной революции. Анализируя предпосылки революции, следует ознакомиться и с текстом «Петиция о праве» 1628г. Выделяя основные этапы английской революции, студент должен обратить внимание на первые законодательные акты Долгого парламента: «Трехгодичный акт», «Акты об уничтожении чрезвычайных судов»; ознакомиться с текстом «Великой ремонстрации» 1642 г. и др. и определить историческое значение этих документов.

Изучая «Великую ремонстрацию» 1641 г., обратите особое внимание на ст. 197 этого документа, ставшую главным камнем преткновения между королем и парламентом, что предопределило их открытое противостояние, приведшее в 1642 г. к началу гражданской войны. Кому была адресована «Великая ремонстрация»? Почему король и подписал «Великую ремонстрацию»?

При характеристике последнего этапа английской революции, когда была установлена диктатура Кромвеля, следует особое внимание уделить анализу «Орудия управления»(16 декабря 1653 г.) - единственной в истории Англии писаной конституции. Анализируя этот документ, обратите внимание на процедуру формирования и полномочия: парламента, государственного совета и лорда протектора. Студенты на семинарском занятии должны продумать следующие вопросы: Как определить форму правления в период лорда-протектора Кромвеля? Это республика или монархия? В чем принципиальное отличие диктатуры Кромвеля от монархии Стюартов?

При изучении этого документа нужно усвоить и понять, что законодательная власть принадлежала в тот период лорду- протектору и народу в лице Парламента. При этом избирательный ценз был установлен на уровне 300 ф. ст., что в сотни раз выше, чем имущественный ценз по выборам в дореволюционный парламент, который составлял не более 40 шиллингов. Исполнительная власть также вручалась лорду- протектору.

При изучении этого документа студенту следует обратить особое внимание на ст. II,III,IV,VI,XII,XXIV, касающихся высоких полномочий лорда.

При изучении второго вопроса разберитесь в процессе законодательного оформления конституционной монархии в Англии. Что англичане понимают под своей конституцией? Особое внимание обратите на документ «Хабеас Корпус Акт 1679 г.», где впервые в истории определяются права арестованного. Его изучение необходимо начинать с причин принятия, затем перейти к характеристике основных положений- праве арестованного требовать выдачи приказа Хабеас корпус, сроках сообщения об аресте, сроках доставки в суд, полномочиях судьи в отношении доставленного к нему арестованного. Нужно рассмотреть также санкции, налагаемые на должностных лиц в случае нарушения закона, а также границы его применения. Почему этот закон, принятый для защиты от произвольных арестов или задержаний до сих пор рассматривается английскими юристами как краеугольный камень свободы личности в Англии? Какие демократические принципы, вошедшие в мировую практику, были заложены в Habeas Corpus Act?

При анализе этого документа студенты должны выявить его ограниченный характер. Студенты должны выявить: кто обладал правом быть отпущенным под залог? Выясните, кем определялся размер залога? На основе анализа текста документа попытайтесь выявить, существовала ли возможность приостановления действия данного закона и кому она принадлежала? Так, с просьбой о выдаче приказа «Habeas Corpus Act» не мог обратиться заключенный, если он был задержан по обвинению в государственной измене или тяжком уголовном преступлении (п.2). Возможностью быть отпущенными под залог, размер которого определялся самими судьями, мог воспользоваться только состоятельный человек. Кроме того, действие закона могло быть приостановлено парламентом на определенный срок и в определенных регионах страны.

Студенту необходимо четко уяснить характер процедуры Хабеас Корпус Акт, правовых гарантий её соблюдения, прав и обязанностей лиц, лишенных свободы и лиц, содержащихся под стражей (ст. II, III, V, VI, VII),а также выявить определенную ограниченность этих гарантий (ст. VIII,XXI и др.) При изучении этого документа проанализируйте: Почему этот акт называют одним из важнейших конституционных документов Англии? Какие демократические принципы, вошедшие в мировую практику, были заложены в «Хабеас Корпус Акте»?

Акт стал важнейшим в мировой истории права документом, оказавшим значительное влияние на становление многих правовых систем. В нем были заложены основополагающие принципы правового государства, господство права над волей королей, администрации, судей.

Основными идеями в этом плане были: 1)Воля короля не закон; 2)Закон выше воли короля (и кого бы то ни было); 3)Король действует и управляет по закону; 4)Администрация действует по закону; 5)Суд действует по закону; 6)Для задержания любого поданного необходимо предписание судьи с указанием нарушенного закона; 7)Задержание может быть произведено только по закону; 8)Виновные в нарушении законов наказываются; 9)Возможен отпуск под залог в соответствии с возможностями арестованного.

Без его выполнения невозможна и незаконна деятельность полиции или милиции любой страны, если она действует в рамках закона, а не силы.

Рассматривая «Билль о правах» 1989 г., необходимо сказать о сущности «Славной Революции» и причинах, приведших к принятию «Билля о правах», раскрыть основные положения этого документа, в котором в 13 пунктах устанавливается ограничение королевской власти по отношению к парламенту. Студент должен главным образом проанализировать пп 1, 2, 4, 6, 9, 13 этого правового документа, устанавливающие ограничение королевской власти по отношению к парламенту, пп 5, 7, 8, устанавливающие права подданных, и пп 3, 10, 11, 12, направленные на совершенствование судебной системы. Статья 1 ликвидировала суспенсивное право короля, ст.2 – его диспенсивное право, ст. 3 лишала короля права взимания налогов без согласия парламента, ст. 6 запрещала набор или содержание постоянного войска в пределах королевства в мирное время, ст. 8, 9 касались свободы выборов и слова в парламенте, гарантий суда присяжных и защиты от чрезвычайных и жестоких, необычных наказаний, ст. 13 провозглашала частный созыв парламента.

Анализируя Билль о правах, студенту необходимо обратить внимание на то, что, несмотря на значительные ограничения королевской власти, Билль о правах сохранил за королем значительные полномочия, в том числе и право вето на законы, принятые парламентом, что говорит о том, что в Англии в этот период утверждается дуалистическая монархия как переходная форма правления от абсолютной к конституционной монархии.

Билль о правах был дополнен постановлением палаты общин «О цивильном листе королю» от 30 марта 1689 г.

Затем студенту следует перейти к вопросу о причинах разработки «Акта об устроении» 1701 г., в котором рассматриваются вопросы престолонаследия.

Акт «Об устроении» 1701 г. содержал требования, которыми должно обладать лицо, вступающее на английский престол: а) обязательная принадлежность к английской церкви; б) запрещение выезжать за пределы страны без согласия парламента.

Помимо этих положений акт закрепил три очень важных конституционных принципа: а) несменяемость судей; б) отрицание права короля на помилование осужденного, если в отношении его было возбуждено преследование в порядке импичмента; в) правило контрассигнатуры.

Главное внимание при характеристике обоих законов следует уделить установлению верховенства парламента и статьям, вводящим определение политического права и свободы, положениям, регулирующим занятие высших должностей в государстве и устанавливающим независимость судей.

Переходя к третьему вопросу, следует рассмотреть причины, обусловившие формирование конституционной монархии в XVIIIв. и конституционные обычаи и прецеденты, которые стали определять отношения короля и парламента, короля и кабинета министров, деятельность кабинета министров.

Оценивая особенности развития конституционной монархии в XVIII в., следует выявить, какие изменения произошли во взаимоотношениях исполнительной и законодательной властей в это период. Определите, каким образом шел процесс формирования ответственного правительства в Англии. Как возникли кабинет министров и двухпартийная система?

Каким образом сформировался принцип партийной принадлежности премьер- министра, членов кабинета министров и какую роль он сыграл в оформлении политической системы Англии? Каково было значение процедур вотума недоверия и роспуска палаты общин?

Подумайте, почему изменения в принципах функционирования государственных властей происходили в основном в результате утверждения конституционных соглашений, а не путем принятия новых актов? На что были направлены указанные конституционные соглашения, проанализируйте основные из них.

При рассмотрении данного вопроса проанализируйте как в тех или иных исторических обстоятельств король лишался и своих важнейших государственных прерогатив.

Уже в первой половине XVIII в. в Англии устанавливается правило, что правительство формируется партией, получившей большинство мест на выборах в палату общин, а министры ответственны перед парламентом за все правительственные действия. К министрам переходит значительная часть прерогатив короны. Студент должен знать, как сформировался в Англии Кабинет министров, как определялось его место по отношению к парламенту, как утверждался принцип парламентаризма в середине XIX.

БИБЛИОГРАФИЯ.

А. Источники:

1.Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2-х томах (отв. ред. д.ю.н., проф. Н.А.Крашенинникова). Т.2 Современное государство и право. М.: изд-во НОРМА, 2003

2.История государства и права зарубежных стран. Учебник (Под ред. О.А.Жидкова и Н.А.Крашенинниковой) ч.2. М.,1998

А. Литература:

1.Айзенштат М.П.Шаги к демократии: Английский парламент XVII-XX вв. Парламент и правительство. -//- Британия и Россиия.М.,1997

2.Английская буржуазная революция XVII века. Т.1,т.2. Ростов-на-Дону «Феникс»,1996

3.Английская революция 1640-1660.Всемирная история, Т.13, Мн.: Литература, 1996.

4.Апарова Т.В. Суды и судебный процесс Великобритании. М.,1996

5.Баранов П.А., Ванюшкина Л.М., Юдовская А.Я. Вопросы и задания к курсу «Новое время 1640-1870 годы» - Преподавание истории в школе», 1996,№4.

6.Барлова Ю.Е. «Гнилые листочки в истории Англии». Вопросы истории, 1999,№6,с. 150-155.

7.Бацер М.И. От нарратива к теории. Англо- американская историография Английской революции XVII в.- новая и новейшая история, 1997,№5,с.42-57

8.Бромхэд П. Эволюция британской Конституции М., 1978

9.Виппер Р.Ю. История нового времени. Киев ,1997.

10.Виппер Р.Ю., Реверсов И.П., Трачевский. История нового времени. Республика. М., 1995

11.Всемирная история. М.,1997

12.Всемирная история. В 24-х томах. Т.13,14,15,16,18. Минск,1997.

13.Всеобщая история государства и права. Уч. пособие .Ч.2 (под ред. КН.Батыра). «Манускрипт». М.,1993(далее ко всем темам семинаров).

14.Гизо Ф. История английской революции. Т.1, т.2. «Феникс». Ростов-на-Дону,1996.

15.Дмитриева О.В. У истоков английского парламентаризма -//-Британия и Россия. М.1997. С.17-31

16.Дмитриевский Н.П. Законодательство английской революции 1640-1660 гг. М.-Л.,1946

17.Дюприе Л. Государство и роль министров в Англии. СПБ,1906

18.Из истории европейского парламентаризма. Великобритания. М.,1995

19.ИльинА.В., Морозова С.А. Из истории права. Санкт- Петербург, 1996

Семинар 2.

Наши рекомендации