Порядок избрания Президента РФ. Прекращение его полномочий
Ключевой фигурой в системе органов государственной власти нашей страны является Президент. По своему правовому статусуПрезидент Российской Федерации обладает широкими полномочиями и оказывает существенное влияние как на внутреннюю политику государства, так и на его внешнеполитический курс.
Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "О выборах Президента РФ" избирается гражданами РФ в ходе свободных (добровольных) выборов на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Правом избирать Президента РФ (активное избирательное право) обладают не все граждане РФ, а только те, кто достиг совершеннолетия (18 лет), не содержится в местах лишения свободы по приговору суда, не признан судом недееспособным. Избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, каждый имеет один голос, голосование за других лиц не допускается.
Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом, не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет. Срок полномочий Президента РФ — 4 года, при этом одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд.
Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию РФ.
Процедура избрания Президента РФ включает следующие этапы:
1. Назначение дня выборов
Этим днем является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент РФ. Назначает день выборов Совет Федерации Федерального Собрания РФ или, если Совет Федерации по какой-либо причине не смог этого сделать, Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ).
2. Формирование избирательных комиссий
Комиссии предназначены для подготовки и проведения выборов. Образуются Центральная (ЦИК РФ), субъектов РФ, территориальные (городские, районные) и участковые избирательные комиссии.
3. Образование избирательных участков
Участок — это территория (поселок, часть города, микрорайон и т.д.), на которой проживает не более 3000 избирателей. Избирательные участки для граждан РФ, находящихся за границей, образуют руководители дипломатических или консульских учреждений РФ в иностранных государствах.
4. Составление списков избирателей
Списки составляют участковые избирательные комиссии на основе данных, представляемых главами местных администраций.
Списки избирателей-военнослужащих, находящихся в воинской части, составляются на основании данных, представляемых командиром части. Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в список избирателей по месту жительства на общих основаниях. В список избирателей, находящихся на территории иностранного государства, включаются граждане РФ: проживающие или находящиеся в командировке.
5. Выдвижение кандидатов и их регистрация
Право выдвижения кандидата на должность Президента РФ принадлежит непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам.
Избирательное объединение — общероссийское политическое общественное объединение (политическая партия, организация, движение), устав которого предусматривает участие в выборах в органы государственной власти, зарегистрированное Министерством юстиции РФ не позднее чем за год до дня голосования. Два и более избирательных объединения на период проведения выборов могут создавать избирательные блоки для выдвижения единого для них кандидата на должность Президента РФ. Выдвижение осуществляется на конференциях (съездах) избирательного объединения.
Для регистрации кандидата необходимо собрать в его поддержку не менее 1 миллиона подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7 процентов от требуемого количества подписей.
6. Предвыборная агитация
Агитация проводится с момента регистрации кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню выборов. Запрещено участвовать в агитации органам государственной власти и местного самоуправления, благотворительным и религиозным объединениям, воинским частям и учреждениям.
7. Голосование
В день выборов голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени. Досрочное завершение голосования допускается на избирательных участках, образованных в воинских частях, на полярных станциях, в отдаленных и труднодоступных районах.
8. Определение результатов выборов ЦИК РФ
Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом в голосовании должно принять участие не менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей. В противном случае выборы признаются несостоявшимися.
В случае если ни один из кандидатов не получил более половины голосов избирателей, назначается повторное голосование. В нем участвуют два кандидата, получивших наибольшее количество голосов. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший большее по сравнению с другим кандидатом количество голосов. Если выборы Президента РФ признаны несостоявшимися, недействительными или при повторном голосовании ни один кандидат не был избран, то Совет Федерации назначает повторные (новые) выборы.
9. Вступление избранного Президента РФ в должность
Избранный Президент РФ вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления ЦИК РФ результатов выборов. При вступлении в должность Президент приносит народу присягу, текст которой приведен в Конституции РФ. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей Конституционного Суда РФ. С момента принесения присяги Президент приступает к исполнению своих обязанностей.
Президент РФ прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока пребывания его в должности. Моментом истечения срока полномочий считается принесение присяги вновь избранным Президентом РФ.
В Конституции РФ (ч. 2 ст. 92) указаны три случая законного досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ:
1. Отставка, под которой понимается добровольный уход с поста с подписанием заявления, извещающего об оставлении должности. В этом случае обязанности Президента РФ временно принимает на себя Председатель Правительства РФ. Уход в отставку имеет окончательный характер: Президент РФ не может отозвать заявление об отставке и вернуться к исполнению обязанностей. С момента объявления отставки самим Президентом РФ его полномочия автоматически досрочно прекращаются.
2. Прекращение исполнения полномочий по состоянию здоровья. Здесь возможны два варианта:
а) Президент РФ серьезно болен, но находится в ясном уме и способен самостоятельно принять взвешенное решение. Тогда при стойкой неспособности по состоянию здоровья исполнять свои полномочия Президент РФ прекращает их исполнение, что, по сути, представляет собой ту же отставку, но с указанием конкретного основания.
б) Возможны ситуации, когда Президент РФ не в состоянии сам принять решение (он находится в бессознательном состоянии или есть основания сомневаться в ясности его ума и способности принимать обоснованные решения). В этом случае для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий требуется специальное авторитетное медицинское заключение.
Если состояние здоровья лишь временно не позволяет Президенту РФ выполнять свои обязанности, то их исполняет Председатель Правительства РФ до того момента, пока Президент РФ не сможет взять их на себя. Обеспечение деятельности временно исполняющего обязанности Президента РФ осуществляется в установленном порядке Администрацией Президента РФ.
3. Отрешение Президента от должности (импичмент). Ст. 93 Конституции РФ называет в качестве оснований отрешения Президента РФ от должности государственную измену или совершение иного тяжкого преступления.
В Конституции РФ описана и процедура отрешения. Для ее осуществления необходимо выполнение нескольких этапов.
Первый этап состоит в выдвижении Государственной Думой обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Согласно ч. 2 ст. 93 Конституции РФ инициатива в принятии такого решения должна исходить не менее чем от одной трети депутатов Государственной Думы. Для рассмотрения данного вопроса в Государственной Думе требуется также заключение специальной комиссии, образованной этой палатой, она же вправе определять состав комиссии.
Ввиду важности вопроса в Конституции устанавливается, что решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ должно приниматься квалифицированным большинством голосов, т. е. двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты.
Второй этап процедуры отрешения Президента РФ от должности включает подтверждение решения Государственной Думы заключениями Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. В ч. 1 ст. 93 Конституции РФ установлено, что Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, а Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Третий этап процедуры отрешения Президента РФ от должности состоит в принятии Советом Федерации собственно решения об отрешении Президента РФ от должности. В ст. 93 Конституции РФ устанавливается, что данное решение Совет Федерации должен выносить на основании рассмотрения всех материалов: решения Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ; заключений Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ, подтверждающих решение Государственной Думы; заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Такое решение должно приниматься двумя третями голосов от общего числа депутатов Совета Федерации.
Наряду с этим в Конституции РФ специально оговаривается срок, в течение которого Совет Федерации вправе принять решение об отрешении Президента РФ от должности. Этот срок равен 3 месяцам после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинения, выдвинутые против Президента РФ, считаются отклоненными. Отрешение Президента РФ от должности также не состоится в случае принятия Советом Федерации до истечения трехмесячного срока решения об отклонении обвинения против Президента РФ.
Отрешение Президента РФ от должности автоматически влечет за собой прекращение исполнения им полномочий. Президент РФ теряет при этом свою неприкосновенность и может быть привлечен к уголовной ответственности в обычном порядке.
Выборы нового Президента РФ должны быть проведены не позднее 3 месяцев после досрочного прекращения полномочий Президента РФ.
Полномочия президента РФ.
Основные полномочия Президента РФ:
1) назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, других членов Правительства РФ, направление его политики и принятие решения об отставке Правительства РФ; 2) представление Государственной Думе кандидатуры на должность Председателя Центрального банка РФ, постановление перед ней вопроса об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; 3) представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуры Генерального прокурора РФ, внесение в Совет Федерации предложения о его освобождении от должности; 4) назначение судей федеральных судов; 5) формирование Совета Безопасности РФ и руководство им; 6) утверждение военной доктрины РФ;7) формирование Администрации Президента РФ; 8) назначение на должность и освобождение от нее полномочных представителей Президента РФ; 9) назначение и освобождение от должности высшего командования Вооруженных Сил РФ; 10) назначение и отзыв дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях; 11) назначение выборов в Государственную Думу; 12) роспуск Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;13) назначение даты референдума в порядке, установленном федеральным конституционным законом; 14) внесение законопроектов в Государственную Думу; 15) подписание и обнародование федеральных законов; 16) обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; 17) решение вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища;18) награждение государственными наградами РФ и присвоение почетных званий РФ, высших воинских и высших специальных званий; 19) помилование; 20) руководство внешней политикой РФ, участие в международных отношениях с главами иностранных государств; 21) ведение переговоров и подписание международных договоров РФ; 22) подписание ратификационных грамот; 23) принятие верительных и отзывных грамот аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
В сфере политических отношений Президент РФ:
1)определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ; 2) представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.
В сфере взаимодействия с органами исполнительной власти Президент РФ:
1) может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ; 2) приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия конституционным нормам и федеральным законам, а также международным обязательствам РФ или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом; 3) представлять на одобрение Федерального Собрания кандидатуру Председателя Правительства РФ, самостоятельно назначать на должность иных должностных лиц Правительства РФ и др.