Юридический позитивизм (легизм)
Основы юридического позитивизма были разработаны английским юристом Остином в его труде «Чтение по юриспруденции» (1832г.). Он объявлял право существующим фактом, реальность которому придает государство, закрепляющее конкретные нормы в принимаемых им источниках.
В основе позитивистского правопонимания лежит понятие права как приказа, как принудительных установлений государства, как совокупности системы правил и норм, предписанных официальной властью. С легистских позиций право с самого начала сводится к закону и отождествляется с ним. Сущность права составляет приказ власти, адресованный подчиненному под угрозой применения санкции в случае его невыполнения. С учетом такого понимания основная задача юридической науки сводится к анализу позитивных, принятых государством законов, не вдаваясь в оценку содержащихся в этих источниках норм с позиций справедливости, равенства, свободы, приоритета прав человека.
Юридический позитивизм порывает с принципами и положениями теории естественного права. Если последняя признавала права и свободы человека первичными и требовала их непременного признания государством, то позитивисты единственным источником права признавали государство. От него граждане и получали права и свободы.
Обосновывая предложенное понимание права и задач правовой науки, позитивисты подвергли критике естественные права человека. По их мнению, естественные права представляют собой не более чем предположения, гипотезы, являются источником заблуждения. Их серьезное восприятие влечет за собой такие негативные последствия, как разрушение правопорядка и анархию. Признавая государство единственным источником действующего права, позитивисты разработали правовые средства, конструкции, способные обеспечить неукоснительное действие права, применение принудительных мер к правонарушителям. Значительная часть понятий, принципов современной теории права была разработана в недрах юридического позитивизма. Среди них можно выделить принцип верховенства закона и наличие иерархической связи между законами и иными нормативными правовыми актами; принцип недопустимости отказа в правосудии по мотивам наличия в действующем законодательстве пробелов и неясных норм; принцип неукоснительного исполнения законов государства как государственными органами, так и гражданами; принцип подчинения судьи только закону. Сторонники юридического позитивизма внесли весомый вклад в разработку категорий теории права. Они обосновали понимание нормы права как единства трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, основополагающие принципы юридической ответственности, дали развернутую характеристику содержанию правоотношений, модифицировали и развили методы толкования права и др.
К негативным аспектам юридического позитивизма относят отрыв закона как правового явления от его правовой сущности (т.е. любой закон - правовой), отрицание объективных правовых свойств закона, трактовка его как продукта воли законоустанавливающей власти. Специфика правопонимания позитивистов сводится к принудительному характеру права. Причем эта принудительность права трактуется не как следствие каких-либо объективных свойств и требований права, а как исходный фактор, как силовой первоисточник права. Сила государственной власти рождает насильственное, приказное право. Своим приказом государственная власть порождает право, что влечет стирание объективных отличий между правом и произволом. Явный произвол, облеченный в форму закона, у позитивистов есть право.
Логическое завершение юридический позитивизм получил в нормативистской теории Кельзена, называемой «чистым учением о праве». Смысл «чистоты» этого учения состоит в том, что оно занимается одним только правом и «очищает» изучаемый предмет от всего, что не есть право: правовая культура, правосознание и т.д. Право при этом трактуется как нормативный порядок человеческого поведения, т.е. как система норм, регулирующих человеческое поведение.
Теория права Кельзена стремится описать право таким, как оно есть, не занимаясь его оправданием или критикой. Юриста не должны интересовать внешние связи права с такими явлениями, как психология, социология, политика. Познание социальных факторов, влияющие на процессы создания законов, осуществления правосудия, действия права, выходит за рамки правоведения. Все это является метаюридическими вопросами и не способствует пониманию права, а лишь запутывает его. Правоведение, полагал Кельзен, является нормативной наукой и потому не занимается изучением причинно-следственных связей, составляющих предмет естественных наук. Юрист оперирует категорией должен, а правовые нормы представляют собой ни что иное, как суждение о должном развитии.
Систему права Кельзен представляет в виде пирамиды, вершину которой занимают конституционные нормы. Далее следует закон и иные нормативные правовые акты, конкретизирующие общие конституционные нормы. Последнюю ступень пирамиды составляют индивидуальные нормы, создаваемые судебными и административными органами, а также гражданами при заключении договоров и соглашений. Венчает пирамиду основная норма – гипотетическое понятие, связанное с действующей в стране конституцией. Суть этой нормы выражается в виде требования: должно вести себя так, как предписывает конституция. Основная норма не создается законодательным путем, не отражена в действующем праве. Однако она обязательно существует и является действительной. Назначение основной нормы сводится к тому, чтобы придать логически завершенную форму представлениями граждан о законности существующего в стране правопорядка. Легитимным признается правительство, которое сообразно основной норме действует в строгом соответствии с конституцией и создает действенные нормы права. Основная норма составляет основание действительности нормативного порядка. Так, отдельная норма есть норма права, если она относится к определенному правопорядку, а относится она к определенному правопорядку, если ее действительность покоится на основной норме этого порядка
Естественная школа права.
Возрожденная естественная школа права
Основы теории естественного права были заложены еще в Древней Греции и Древнем Риме. Платон, Сократ и другие мыслители пытались связать право со справедливыми началами, заложенными в природе человека. Наибольшее развитие теория получила в период буржуазных революций в трудах Гроция, Спинозы, Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо и др.
Согласно естественно-правовому подходу (юснатурализму), право по своей природе, смыслу, сущности и понятию – это естественное право. На вопрос о том, что такое само естественное право, различные естественно-правовые концепции дают разные ответы. Естественное право лишена надлежащей содержательной и понятийной определенности, поскольку в принципе не может быть какого-то одного-единственного естественного права, а есть множество различных естественных прав. Поэтому под термином «естественное право» подразумеваются различные по своему содержанию, сущности смыслы, вкладываемые сторонниками и противниками естественно-правовой концепции в это устоявшееся собирательное понятие.
Разные естественно-правовые учения наряду с различиями имеют нечто существенно общее, что, собственно, и позволяет отличать естественное право от позитивного права. Различение естественного и позитивного права является одним из существенных моментов в объяснении общего понятия естественного права.
Естественное право принадлежит человеку от рождения и включает в себя право на жизнь, неприкосновенность личности, личную свободу, частную собственность и др. Эти права признаются неотчуждаемыми, и всякое посягательство на них со стороны других лиц, в том числе государства, является правонарушением. Естественные права лежат в основе позитивных (благоприобретенных, установленных законом) прав. Закон, соответствующий, развивающий, конкретизирующий естественные права человека, признается правовым. Несправедливый закон не создает право.
Ярким представителем естественно-правовой школы Средневековья с теологическим уклоном стал Ф. Аквинский (1226-1274гг.). Его учение получило название томизм (в школе возрожденного естественного права - неотомизм). По мнению данного философа, закон должен выражать общее благо всех членов общества и должен устанавливаться всем обществом (или непосредственно, или теми, кому оно доверило попечение о себе). Им дается следующая классификация законов: 1) вечный закон; 2) естественный закон; 3) человеческий закон; 4) божественный закон.
Вечный закон представляет собой всеобщий закон миропорядка, выражающий божественный разум в качестве верховного общемирового направляющего начала, абсолютного правила и принципа, который управляет всеобщей связью явлений в мироздании и обеспечивает их целенаправленное развитие. Вечный закон является источником всех других законов, носящих более частный характер.
Непосредственным проявлением этого закона выступает естественный закон, согласно которому вся богосотворенная природа и природные существа (в т.ч. человек), в силу прирожденно присущих им свойств, движутся к реализации целей, предопределенных и обусловленных законами их природы.
Человеческий закон – это положительный закон, снабженный принудительной санкцией против его нарушений. Совершенные и добродетельные люди могут обходиться и без человеческого закона. Но чтобы обезвредить людей порочных и неподдающихся убеждениям и наставлениям, необходимы страх наказания и принуждения. Человеческим законом, согласно учению Ф.Аквинского, являются только те человеческие законы, которые соответствуют естественному закону, иначе эти установления – не закон, а лишь искажение, отклонение от него. С этим связано различение справедливого и несправедливого человеческого закона.
Под божественным законом имеется в виду закон (правила исповедания), данный людям в божественном откровении (в ветхом и новом завете). Божественный закон необходим для указания на конечные цели человеческого бытия, постижение которых превышает собственные ограниченные возможности человека. Он необходим в качестве высшего и безусловного критерия, которым следует руководствоваться при неизбежных спорах и разнотолках о должном и справедливом, о многочисленных человеческих законах, их достоинствах и недостатках и т.д. Божественный закон нужен для того, чтобы направлять внутренние (душевные) движения, которые целиком остаются вне сферы воздействия человеческого закона, регулирующего лишь внешние действия человека. Он необходим для искоренения всего злого и греховного, в том числе всего того, что не может быть запрещено человеческим законом.
Право, согласно Ф.Аквинскому, - это действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития. Естественное право в его трактовке является общим для всех живых существ. Относящееся только к людям естественное право – это право народов (в древнеримской классификации).
В XX веке начались процессы возрождения и модернизации идей естественного права, что вылилось в возникновение школы возрожденного естественного права.
Одним из важнейших направлений обновления естественного права стала антитоталитарная интерпретация естественно-правовых идей и принципов, активная разработка проблем естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека, ценности права, достоинства личности, правового государства, что заметно подняло престиж естественно-правовой идеологии в общественном мнении послевоенной Европы, усилили ее теоретические позиции и практическое влияние во многих сферах политической и правовой жизни государств.
В целом для возрожденного естественного права характерен заметный поворот к реальным и конкретным аспектам правовой практики, свидетельствующий о чуткости естественно-правовой мысли к актуальным проблемам действительности и способности предложить свои ответы и решения.
Согласно теории возрожденного естественного права то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, то есть нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.
В рамках теории возрожденного естественного права выделяются несколько направлений.
Неотомизм – новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского. Рассматривая вопрос о природе, сущности права, неотомистская теория пытается найти основные права в мировом порядке, согласующемся с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом. Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого положительного закона, если он расходится с естественным правом. Сторонники неотомизма подчеркивают превосходство естественного права над правом человеческим, позитивным.
Светская доктрина естественного права исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлений требованиям естественного права, основанного на стандартах справедливого поведения.
Историческая школа права
Историческая школа права зародилась в конце XVIII в. в Германии и сделалась весьма влиятельной в изучении права. В центр своих теоретико-познавательных интересов она поставила вопрос о том, как право возникает и какова его история. Представителями исторической школы права считаются Гуго (1764-1844гг.), Савиньи (1779-1861гг.), Пухта (1798-1846гг.).
Теоретики исторической школы права развивали свою теорию, полемизируя с представителями естественно-правовых концепций. Прежде всего они критиковали тезис о позитивном праве как об искусственной конструкции, создаваемой нормотворческой деятельностью органов законодательной власти. Они утверждали, что действующее в государстве право вовсе не сводится лишь к совокупности тех предписаний, которые навязываются обществу извне, даются сверху людьми, облеченными на то специальными полномочиями. Право, по мнению сторонников этой школы, возникает спонтанно. Своим происхождением оно обязано отнюдь не усмотрению законодателя. Подобно как язык не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию и не дан от бога, так и право создается не только (и не столько) благодаря законодательствованию, сколько путем самостоятельного развития, через стихийное образование соответствующих норм общения, добровольно принимаемых народом в силу их адекватности обстоятельствам жизни. Акты законодательной власти дополняют позитивное право, но сделать его целиком они не могут. Позитивное право производно от права обычного, а это последнее произрастает из недр «национального духа», глубин народного сознания.
Развитие национального духа, сознания стихийно эволюционирует и право. Динамика права всегда есть органический процесс в том смысле, что она сродни развитию организма из своего зародыша. Вся история права – медленное, плавное раскрытие той субстанции, которая, изначально покоится в почве народного духа. На первом этапе своего развития право выступает в форме обычаев, на втором делается предметом обработки со стороны сословия ученых-правоведов, не теряя при этом связи со своим корнем – общим убеждением народа.
По мнению представителей исторической школы права, бесцельно и бессмысленно искусственно конструировать и в любое время предлагать людям ту или иную придуманную правовую систему. Созданная отдельно от самой истории жизни народного духа она не может привиться обществу. Правовым установлениям свойственна органичность, которая выражается и в том, что стадии и ритмы развития права совпадают с ходом эволюции народной жизни. Одной фразой это можно выразить следующим словом: право имеет историю.
Юристы исторической школы права видели назначение действующих в государстве юридических институтов в том, чтобы служить опорой внешнего порядка, каким бы консервативным он не был. Они выступали в защиту крепостничества, монархической государственности и феодального права, отвергали теорию договорного происхождения государства, не признавали права народа на революцию, отклоняли идею разделения властей.
Сопряженная с отрицанием прогрессивных идей буржуазного общества историческая школа права не нашла широкого круга почитателей. Вместе с тем, в философско-юридических суждениях данной школы положительное значение имела критика представлений естественно-правового толка о вечности, неизменности и неподвижности права. Заслуживает внимание и попытка трактовать правовые институты в качестве особых социальных явлений, исторически закономерно рождающихся, функционирующих и развивающихся в целостном единстве жизни каждого народа.