Вопрос № 68. Социально-экономическое положение Республики Беларусь в 1990-е гг.
Рыночные реформы 1992-1994 гг., предпринятые руководством Беларуси, состояли в либерализации цен, введении механизма свободной конкуренции, разрешении аренды и индивидуальной трудовой деятельности, проведении приватизации - передачи предприятий из государственной в частную собственность. Начался процесс становления предпринимательских, банковских и коммерческих структур. Однако стимулирования экономического развития не произошло. Наоборот, снизился выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции, уменьшился объем внешней торговли, сильно выросли цены на все виды товаров и услуг, резко снизились доходы населения. В 1994 г. ниже прожиточного минимума жили более 60% населения республики. В середине 1990-х гг. главной задачей стал вывод экономики республики из кризисного состояния. Руководство страны отказалось от методов "шоковой терапии" (программы радикальных экономических преобразований) и неуправляемой приватизации, чтобы исключить возможность создания крупного частного капитала. Государство отказалось от купли-продажи земли сельскохозяйственного предназначения. Было решено не разрушать сложившуюся систему колхозно-совхозного производства, а разрешить существование наряду с ней фермерских хозяйств. Был избран путь создания социально ориентированной рыночной экономики. В 1996 г. по указанию Президента была разработана Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 года.На I Всебелорусском собрании (октябрь 1996) были утверждены "Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг.", выполнение которого позволило белорусской экономике достичь уровня 1990 г. II Всебелорусское народное собрание (2001 г.) утвердило Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. Главной задачей этой Программы стало повышение благосостояния населения республики. III Всебелорусское народное собрание (2006 г.) приняло программу социально-экономического развития на 2006-2010 гг., в соответствии с которой предусматривался постепенный переход к постиндустриальному информационному обществу. В экономике развивались разные формы собственности: в 2009 г. в государственном секторе работало 47,7% занятого населения, в частном секторе - 50,7% и с иностранной формой собственности - 1,6%. IV Всебелорусское народное собрание состоялось 7-8 декабря 2010 г. Были подведены итоги социально-экономического развития Республики Беларусь в 2006-2010 гг. На результатах выполнения Программы существенно сказались изменения условий импорта энергоресурсов и повышение цен на них, отрицательное влияние мирового финансово-экономического кризиса. Прогнозные параметры достигнуты по большинству показателей. Беларусь продвинулась по пути создания инновационной экономики. На 1 августа 2010 г. введено 105 новых производств, модернизировано и реконструировано 255 действующих предприятий. Освоен выпуск многих видов импортозамещающей продукции. Высококачественные промышленные товары поставлялись в 140 стран мира. Объем экспортных поставок увеличился в 2010 г. по сравнению с 2005 г. в 3 раза. Валовой объем производства зерна за прошедшее пятилетие достиг 38 млн т, что в 1,3 раза больше сбора зерновых за 2001-2005 гг. По производству мяса и молока уровень предыдущего пятилетия превышен в 1,6 и 1,5 раза соответственно. Укрепилась национальная продовольственная безопасность: достигнута полная самообеспеченность по стратегическим видам продуктов питания, в общем объеме потребления продовольствия импорт составляет менее 10%. Сельское хозяйство стало существенным источником пополнения валютных резервов страны. Дальнейшее развитие получила социальная инфраструктура села. Создано 1,481 сельских поселений нового типа - агрогородков. Обеспечена устойчивость белорусского рубля. Значительно уменьшилась численность малообеспеченного населения - с 12,7% в 2005 г. до 5,4% в 2010 г. Регистрируемая безработица удерживается в социально допустимых пределах - 0,7% к численности экономически активного населения. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась до 71 года. Уровень младенческой смертности по сравнению с 2005 г. сократился в 1.7 раза и является самым низким среди стран СНГ. Поданным ООН за 2011 год, по индексу развития человеческого потенциала Беларусь заняла 65-е место из 187 государств, опередив все страны СНГ, и вошла вместе с Россией и Казахстаном в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. Собрание определило Государственную политику на 2011-2015 гг. Она будет направлена на решение существующих проблем и преодоление ограничений экономического роста, что позволит обеспечить устойчивые темпы социально-экономического развития страны и существенно повысить уровень благосостояния населения. Главным результатом реализации программы, принятой IV собранием, станет рост благосостояния и улучшения условий жизни населения на основе модернизации экономических отношений, инновационного развития, повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. Принято окончательное решение о строительстве в Гродненской области АЭС. Комплекс принятых мер рассчитан на то, чтобы Беларусь к 2015 г. вошла в число 50-ти стран с наиболее высоким уровнем развития человеческого потенциала. а ее экономический уровень к концу пятилетия будет сопоставим со средней европейской страной. Это должно приблизить качество жизни населения Беларуси к европейскому уровню социальных стандартов. Реализация намеченных планов подтвердит курс РБ на создание социального государства и неизменность политики, направленной на улучшение качества жизни своих граждан. Такой курс развития страны поддерживает абсолютное большинство населения, которое 19 декабря 2010 г.проголосовало за А.Г. Лукашенко на выборах Президента Республики Беларусь.