Основные формы политики риск-менеджмента
Важной задачей современного менеджмента является определение политики организации. Отправной точкой формирования политики фирмы можно считать совокупность всех нормативных требований, предъявляемых к сотрудникам фирмы, и способов выполнения указанных требований.
Нормативные требования к управлению включают в себя:
• принципы предпринимательской деятельности;
• основные цели, объекты, сферы деятельности;
• требования к ее организации.
Реализация нормативных требований к отдельным сферам управления определяет структурную политику фирмы и конкретные политики в отдельных сферах деятельности.
К структурной политике относят:
• политику создания фирмы (цели, решения, средства);
• политику местоположения фирмы;
• политику ее правовой формы;
• политику отношения собственника к предприятию;
• кооперационную политику с другими фирмами;
• политику концентрации и разукрупнения;
• политику ликвидации фирмы.
Вторую по значимости группу образуют политики действий. К ним относят:
• политику приобретения (сырья, материалов, услуг и т.д.);
• инвестиционную политику;
• политику запасов;
• политику в области оборудования;
• кадровую политику;
• финансовую политику;
• производственную политику (система и тип производства, размер партий, технологические процессы, оперативное управление);
• политику сбыта (цены, распределение, реклама);
• политику отчетности о деятельности фирмы;
• политику управления рисками.
Принимая во внимания специфику настоящего исследования, остановимся на политике управления рисками более подробно.
Политика риск-менеджмента представляет собой совокупность форм, методов, приемов и способов управления рисками, возникающими в деятельности хозяйственной организации.
В зависимости от складывающейся на рынке ситуации и целей, преследуемых организацией, политика управления рисками может принимать три четко различимые формы, сводная характеристика которых приведена в табл. 6.1.
Таблица 6.1. Характеристика основных форм политики риск-менеджмента
Наименование | Основная | Форма осуществления | Используемые | Ожидаемый |
политики | цель | методы | результат | |
управления | ||||
Политика профилактики | минимизация | прогнозирова- | • уголовно- | полное отсут |
потенциаль- | ние возникно- | правовые; | ствие или ми- | |
ных потерь и | вения рисков и | • администра- | нимально воз- | |
убытков, кото- | принятия мер | тивно-правовые, | можный уро- | |
рые может по- | для их устра- | • сдерживаю- | вень потерь | |
нести органи- | нения | щие; | ||
зация в ситуа- | • дисциплинар- | |||
циях риска | ные; | |||
• социальные; | ||||
• психологиче- | ||||
ские; | ||||
• производст- | ||||
венные | ||||
Политика нейтрализации | нейтрализация | формирование | • гражданско- | полное или |
негативных | страховых и | правовые; | частичное | |
последствий | резервных | • компенсацион- | возмещение | |
ситуаций риска | фондов, а так- | ные | понесенных | |
же взыскание | организацией | |||
денежных | убытков | |||
средств с ви- | ||||
новных лиц в | ||||
судебном по- | ||||
рядке | ||||
Политика стимулирования | получение | максимизация | • спекулятив- | получение за- |
максимальной | планируемой | ные; | планированной | |
прибыли за | рентабельно- | • стимулирую- | прибыли | |
счет реализа- | сти проекта | щие; | ||
ции проектов с | • мобилизаци- | |||
высокой сте- | онные | |||
пенью риска |
Первую форму политики риск-менеджмента можно определить как политику профилактики. Ее сущность состоит в прогнозировании возникновения рисков и принятии мер для их устранения. Основной целью этого направления политики риск-менеджмента является минимизация потенциальных потерь и убытков, которые может понести организация в ситуациях риска. Этого можно добиться за счет применения таких методов управления рисками, как уголовно- и административно-правовые, сдерживающие, дисциплинарные, социальные, психологические, производственные.
Второй формой политики управления рисками является политика нейтрализации. Ее смысл заключается в нейтрализации негативных последствий, которые часто возникают в ситуациях риска. Основной целью политики нейтрализации является компенсация потерь и убытков организации, связанных с неудачной реализацией рискованных проектов. Для достижения указанной цели обычно используются гражданско-правовые и компенсационные методы управления.
В качестве третьей формы политики риск-менеджмента можно выделить политику стимулирования. Ее основной целью является получение максимальной прибыли за счет реализации проектов с высокой степенью риска. Реализация указанной формы политики риск-менеджмента осуществляется посредством максимизации планируемой рентабельности проекта. В рамках политики стимулирования, как правило, используются спекулятивные, стимулирующие и мобилизационные методы управления.