Реформы в период революции шаг к конституционной монархии
ВЛАСТЬ
И РЕФОРМЫ
От самодержавной к советской России
"С.-ПЕТЕРБУРГ 1996
Глава 4
РОССИЙСКОЕ САМОДЕРЖАВИЕ НАКАНУНЕ
РЕВОЛЮЦИИ. ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС
В. К. ПЛЕВЕ
Аграрная политика В. К. Плеве. — В. П. Мещерский и манифест 26 февраля 1903 г. Проекты децентрализации государственного управления. — Кризис внутренней политики накануне революции.
Официальное назначение В. К. Плеве состоялось 4 апреля 1902 г., а 10-го, оставив управление министерством на П. Н. Дурново, Плеве выехал в Полтаву и Харьков.
20 апреля Плеве вернулся в Петербург. Здесь шла подготовка заседания Соединенных департаментов Государственного совета. Сказалось ли влияние крестьянских волнений на Юге России, или тому были другие причины, но во всяком случае не осталось следов активного противодействия со стороны Плеве в эти апрельские дни 1902 г. завершению дела с отменой круговой поруки. 25 апреля 1902 г. на заседании Соединенных департаментов Государственного совета Витте заявил, что намечаемая реформа не подрывает общинное землевладение. Это утверждение послужило основой для объединения противников и сторонников общины, подписавших журнал Соединенных департаментов Государственного совета об отмене круговой поруки.1 Одновременно Государственный совет обсуждал вопрос о новых способах взыскания платежей и ликвидации недоимок.2 Может создаться впечатление, что Плеве оказался более уступчивым оппонентом Витте по сравнению с Сипягиным. Однако новый министр решительно взял курс на то, чтобы блокировать работу возглавлявшегося Витте Особого совещания по делам сельскохозяйственной промышленности.
В июне 1902 г. при Министерстве внутренних дел была создана редакционная комиссия по пересмотру законодательства о крестьянах под председательством товарища министра внутренних дел А. С. Стишинского, на глазах превращавшаяся «в монопольный центр разработки аграрной политики».3
Материалы для редакционной комиссии готовили сотрудники Земского отдела Министерства внутренних дел, в частности его глава В. И. Гурко. В отличие от Стишинского Гурко был известен как противник круговой поруки и общинной системы землевладения в целом.4 Тем не менее именно ему Плеве поручил разработку проекта нового крестьянского законодательства. По свидетельству Гурко, проект был подготовлен небольшой группой чиновников (А. А. Башмаков, В. Г. Петров, П. П. Шиловский и А. И. Лыко-шин) под его руководством, а затем уже передан на обсуждение комиссии под председательством Стишинского.5
Обсуждение проекта затянулось до октября 1903 г. Тем временем, пока готовился пересмотр крестьянского законодательства, Плеве пытался провести в жизнь меры экономического характера. Наряду с законодательными они должны были изменить положение в деревне. В. К. Плеве рассматривал Крестьянский банк и переселенческую политику «как самые сильные рычаги в руках государства» для разрешения проблемы малоземелья.6 По его инициативе были начаты , пересмотр устава Крестьянского поземельного банка и разработка нового переселенческого закона.
Проект нового устава банка был представлен в Государственный совет в апреле 1903 г. Материалы для пересмотра законодательства о переселении готовились в Министерстве внутренних дел и в подготовительной комиссии Комитета Сибирской железной дороги с начала 1903 г. 25 июня 1903 г. Плеве доложил результаты работы комиссии Комитету Сибирской железной дороги, и было принято решение об образовании Особого совещания по переселенческому делу из министров финансов, внутренних дел и земледелия и государственных имуществ под председательством государственного секретаря А. Н. Куломзина.7
Плеве считал, что банк должен препятствовать созданию «крупных крестьянских хозяйств, приближающихся к фермерскому типу». По мнению министра, следовало ограничить размер наибольшего количества земли, которое разрешалось приобретать крестьянам, чтобы воспрепятствовать сосредоточению в одних руках участков свыше 150 десятин.8 Переселенческая политика должна была, по замыслу Плеве, не только решить проблему малоземелья, но и способствовать освоению окраин.
Вместо «осужденной опытом переселенческого дела» системы «запретительных мер и искусственных стеснений» Плеве предлагал установить порядок свободного переселения, но при условии, что правительственная помощь оказывалась бы переселенцам только в тех случаях, когда переселение, с точки зрения прави-
1 Симонова М. С. Отмена круговой поруки // ИЗ. 1969. Т. 83. С. 188—189. Решение Соединенных департаментов было утверждено на общем собрании Государственного совета только 10 марта 1903 г. и 12 марта стало законом (ПС31П. Т. 23. № 22629).
2 Результатом этого явился манифест 11 августа 1904 г. о снятии недоимок не только с сельских обществ, но и с отдельных домохозяев. (ПСЗШ. Т. 24, № 25014).
3 Симонова М. С. Кризис аграрной политики самодержавия накануне первой русской революции // Ежег. по аграрной истории Восточной Европы. Минск, 1964. С. 474.
4 См.. Гурко В. И. Устои народного хозяйства России: Аграрно-экономические этюды. СПб., 1902.
5 Gurko V. J. Features and Figures of the Past. London, 1939. P. 150—153.
6 Симонова М. С. Политика царизма в крестьянском вопросе накануне революции 1905—1907 гг. // ИЗ. 1965. Т. 75. С. 216.
7 Журнал Особого совещания по переселенческому делу 30 января 1904 г. (РГИА. Ф. 565. Оп. 13. Д. 1570. Л. 144—158).
8 См. Записку В. К. Плеве о реформе Крестьянского банка, опубликованную в «Освобождении» 18 апреля 1903 г. (№ 20/21. С. 349—352).
тельства, было «желательным в интересах землеустроительного дела во внутренних губерниях или же колонизации окраин».9
Эти принципы и легли в основу утвержденного царем по представлению Государственного совета 6 июня 1904 г. нового переселенческого закона.10
С приходом в 1902 г. к власти В. К. Плеве не только значительно возросла роль Министерства внутренних дел в определении общеполитического курса страны, но и в самой высокой сфере государственного управления занял место опытный полицейский и расчетливый политик. Усилившееся за минувшее десятилетие влияние Министерства финансов и его главы С. Ю. Витте начало падать. Политическому курсу Витте Николай II мог теперь противопоставить иную систему взглядов, по духу ему гораздо более близкую.
Разница в понимании внутреннего положения в стране и задач правительственной политики достаточно ясно проявилась в споре двух министров в неофициальной обстановке, за обедом, в Ялте в октябре 1902 г. Витте считал, что общественное движение достигло такого уровня, что его невозможно остановить «репрессиями и мерами полицейского воздействия». Корни этого явления министр финансов видел в незавершенности реформ Александра II: «Здание построено, а купол остался нетронутым». Эта формула была распространена среди сторонников созыва Земского собора в самом конце 70-х—начале 80-х годов. И теперь не упоминая прямо о Земском соборе, Витте говорил, что ему «понятно стремление к увенчанию здания. Понятно желание свобод, самоуправлений, участия общества в законодательстве и управлении». Избежать революции правительство, по мнению Витте, могло, только дав выход «этому чувству легальными путями», пойдя «навстречу движению», встав «во главе его, овладев им». Невозможно в настоящее время не считаться с общественным мнением; правительству необходимо опереться на образованные классы. «Иначе на кого же правительству опереться? — на народ? Но ведь это только фраза, диалектика Константина Петровича Победоносцева, графа Алексея Павловича Игнатьева, сенатора Александра Алексеевича Нарышкина», — подводил Витте итог своим рассуждениям.11
Иронизируя по поводу «диалектики» К. П. Победоносцева и его единомышленников, Витте теперь ставил под сомнение основы правительственной политики, провозглашенной в начале царствования Александра III, и призывал вернуться к обсуждению проблемы представительства, которое велось в правящих кругах до издания манифеста 29 апреля 1881 г. и провозглашения «нового» курса.
В отличие от министра финансов В. К. Плеве строго придерживался официальной идеологии: «крепок в народе престиж цар-
ской власти, и есть у государя верная армия». Источник революционной угрозы Плеве видел как раз в силах, представленных «так называемыми образованными классами, общественными элементами, интеллигенциею», и поэтому считал, что если в России и будет революция, то «искусственная», а не такая, как «на Западе, где ее делали восставший народ или войско». Министр внутренних дел стоял на том, что «всякая игра в конституцию должна быть в корне пресекаема», а реформы, призванные «обновить Россию, по плечу только исторически сложившемуся у нас самодержавию. Еще Пушкин сказал: „В России правительство всегда было впереди народа"».12 Витте ясно дано было понять, что уж если кто и будет проводить реформы, то это он, Плеве, через вверенное ему Министерство внутренних дел.
Плеве, несомненно, отдавал себе отчет в том, что существовавшая в стране политическая система переживала кризис и нуждалась по меньшей мере в обновлении. В отличие от Витте Плеве не ставил вопрос о незавершенности реформ Александра II. Однако в письме к известному славянофилу отставному генералу А. А. Кирееву 31 августа 1903 г. признавал, что «быстро развернувшаяся» в России за минувшие 50 лет «социальная эволюция опередила работу государства по упорядочению вновь возникших отношений», «запросы жизни уже перерастают существующие способы религиозно-нравственного и умственного воспитания» и, наконец, «самые способы управления обветшали и нуждаются в значительном улучшении».13
Ради укрепления самодержавной власти министр внутренних дел намерен был не только посвятить всего себя борьбе с революционным движением, но и заняться преобразовательской деятельностью. По свидетельству кн. В. Н. Орлова, Плеве «готовил план реформ», предусматривавших, в частности, учреждение Государственной Думы, но смерть помешала ему закончить эту работу. План был известен Николаю II, сохранившему у себя его отрыв-
ки.
* * *
Возвышение В. К. Плеве совпало с ростом влияния В. П. Мещерского.
В царствование Александра III Мещерский ежегодно получал на свое издание — газету «Гражданин» — 60 тыс. руб. Он регулярно посылал царю «нечто вроде своего дневника, в котором писал обо всех выдающихся политических событиях».15 Николай II отказал Мещерскому в субсидиях, и «Гражданин» из ежедневной газеты превратился в еженедельник.16 Мещерскому удалось добить-
9 РГИА. Ф. 565. Оп. 13. Д. 1570. Л. 146 и об.
10 Временные правила о добровольном переселении сельских обывателей и мещан-землевладельцев. 6 июня 1904 г. (ПС31Н. Т. 24. № 24701).
11 Отрывки из воспоминаний Д. Н. Любимова (1902—1904 гг.) // ИА. 1962. № 6. С. 81—82.
12 Там же. С. 83.
13 В. К. Плеве-А. А. Кирееву. 31 августа 1903 г. // КА, 1926. Т. 5 (18). С. 201—203. (Подготовил Е. В. Тарле).
14 Из дневника князя В. Орлова // Былое. 1919. № 4. С. 57.
15 Витте С. Ю. Воспоминания. М., 1960. Т. 3. С. 581.
16 Там же. С. 586.
ся расположения царя только с назначением министром внутренних дел Д. С. Сипягина, состоявшего с ним в дальнем родстве. 6 января 1902 г., по случаю тридцатилетнего юбилея «Гражданина», царь распорядился возобновить субсидирование газеты.17
С начала 1902 г. Мещерский приобрел заметное идейное влияние на царя. Он сразу же принял участие в интриге против министра народного просвещения П. С. Банковского, разработавшего проект реформы средней школы. «Гражданин» встал на защиту классического образования. Это нашло самый горячий отклик у Николая II, мечтавшего о том, чтобы уменьшить число лиц, получавших высшее образование.18
Поворот Николая II в отношении к Мещерскому объяснялся вовсе не поисками императором каких-то новых путей в политике. Его увлекло «утешительное совпадение» собственных мыслей и взглядов редактора «Гражданина».19 Николай II не скрывал, что «с радостным трепетом» перечитывал дневники Мещерского, посвященные Александру III, и его удивляло, как понятна для Мещерского «наследственная преемственность» и как Мещерский разглядел собственную его, Николая II, душу.20
Гибель Д. С. Сипягина еще больше сблизила единомышленников. Мещерский поспешил рекомендовать на освободившийся пост министра В. К. Плеве «как человека, который в состоянии поддержать порядок и задушить революционную гидру».21 Николай II и сам на этот раз тотчас же «подумал о Плеве», хотя у него был и другой кандидат на министерский пост — финляндский генерал-губернатор Н. И. Бобриков.22 Смерть Д. С. Сипягина только укрепила Николая II в мысли о необходимости проведения еще более жесткого курса. «Теперь нужна не только твердость, а и крутость, и, поверьте, она явилась в моей душе. Завет моего дорогого Сипягина всецело во мне», —писал он Мещерскому 2 апреля 1902 г.23
Мещерский работал не покладая рук, сочиняя записки и рескрипты по самым разнообразным вопросам внутренней политики. К середине февраля 1902 г. им, судя по всему, был подготовлен проект программного документа — царского манифеста. В опубликованных письмах Николая II к Мещерскому манифест впервые упоминается 18 апреля 1902 г. В этот день Николай II возвратил
17 Богданович А. В. Три последних самодержца. М.; Л., 1924. С. 274.
18 Дневник военного министра А. Н. Куропаткина. Копии 1897—1902 г. Запись разговора с П. С. Банковским 11 апреля 1902 г. (РГВИА. Ф. 165. Оп. 1. Д. 1871. Л. 73—73 об.).
19 Николай II — Мещерскому 5 апреля 1902 г. (Vinogradoff G. Some Russian Imperial Letters to Prince V. P. Meshersky (1839—1914) // Oxford Slavonic Papers. 1962. Vol. 10. P. 130). Эта публикация тщательным образом использована в статье Ю. Б. Соловьева «К истории происхождения манифеста 26 февраля 1903 г.» (ВИД. 1979. Т. 10. С. 192—205.).
2° Николай II— Мещерскому 22 марта 1902 г. // Oxford Slavonic Papers. Vol. 10. P. 129—130.
21 Витте С. Ю. Воспоминания. Т. 3. С. 586.
22 Николай II— Мещерскому 5 апреля 1902 г. // Oxford Slavonic Papers. Vol. 10. P. 130.
23 Там же.
Мешерскому уже находившийся некоторое время в его распоряжении проект манифеста, одобрив его «как мысль».24
Проект манифеста содержал программу, предусматривавшую важные перемены в области внутренней политики.25 Естественно возникает вопрос: имел ли министр внутренних дел хоть какое-нибудь отношение к его составлению, и если нет, то на какой стадии подготовки документа он принял в ней участие?
Известно только, что 14 мая 1902 г. Николай II сообщил Мещерскому, что он «долго и подробно» беседовал о манифесте с Плеве и «уступил» его настояниям отложить издание манифеста до 21 октября, годовщины вступления Николая II на престол, «когда подготовительные работы», касающиеся содержания манифеста, «будут исполнены и правильно и ясно намечены».26 Таким образом, к середине мая 1902 г. Плеве уже, несомненно, был в курсе дела. 26 мая в очередном письме к Мещерскому Николай II одобрительно отозвался о совместной работе Мещерского и Плеве над проблемами государственных преобразований. «Я нахожу прекрасною твою мысль держать Плеве au curant тех вопросов, о которых ты хочешь мне писать. Одобряю то, что ты говорил Плеве в разговоре с ним в Царском».27
Во второй половине августа царь сделал Мещерскому очередной литературный заказ. Николай II готовился к выступлению перед волостными старшинами в Москве и Курске и просил Мещерского «набросать» ему «несколько слов ... для народа» и чтобы язык был «простой и вразумительный».28 Царские речи, несомненно, готовились и при участии Плеве. Министр внутренних дел должен был сопровождать царя в намечавшейся поездке. Царь приехал в Курск на маневры 29 августа 1902 г. Встречать его были вызваны губернаторы соседних губерний, волостные старшины и сельские старосты Курской, Полтавской, Харьковской, Черниговской, Орловской и Воронежской губерний. В Курске царь присутствовал на открытии памятника Александру III в дворянском собрании и произнес три речи, выступив перед представителями поместного дворянства, земств и крестьян. Речи Николая II имели очевидную политическую направленность и уже содержали в себе основные положения проекта манифеста. Плеве стоял позади царя, когда тот, 30 августа, выступая перед предводителями курского дворянства, говорил об отданном им распоряжении министру внутренних дел принять меры к устранению недостатков в крестьянском законодательстве. Царь обещал привлечь к этой работе представителей земств и дворянства на местах.
Речь царя 30 августа могла быть оценена как известный отход от курса, провозглашенного им в своем первом публичном выступ-
24 Соловьев Ю. Б. К истории происхождения манифеста... С. 198.
25 О содержании проекта и обстоятельствах, связанных с разработкой манифеста. См.: Кризис самодержавия в России: 1895—1917. Л., 1984. С. 132—141.
26 Oxford Slavonic Papers. Vol. 10. P. 132; Соловьев Ю. Б. К истории происхождения манифеста ... С. 198.
27 Там же.
28 Цит. по: Соловьев Ю. Б. К истории происхождения манифеста...
С. 197—198.
лении перед представителями земств в 1895 г. Николай II воспользовался ближайшей возможностью, чтобы сгладить этот контраст. Через два дня он принял делегатов от крестьян, предостерег их от участия в беспорядках, подобных тем, что произошли в Полтаве и Харькове, и как заповедь повторил им внушение Александра III, сделанное в Москве волостным старшинам в дни коронации: «Слушайтесь ваших предводителей дворянства и не верьте вздорным слухам». «Помните, — наставлял Николай II волостных старшин и сельских старост, — что богатеют не захватами чужого добра, а от честного труда, бережливости и жизни по заповедям божиим. Передайте в точности все, что я вам сказал, своим односельчанам, а также и то, что действительные их нужды я| не оставлю своим попечением».29
События в Курске были восприняты печатью как свидетельство! торжества политики Плеве.30 Николай II рассматривал свое выступление как программное, а потому дававшее все основания от-! ложить намечавшееся на 21 октября опубликование манифеста.! «Мне казалось, что после всего сказанного в Курске, — писал царь Мещерскому 20 октября, —с манифестом можно подождать».31
23 октября Плеве подал царю записку о недостатках губернского управления и необходимости его преобразования. Предполагалось: «1-ое, усиление и сосредоточение власти губернаторов как путем увеличения предоставленных им ... по управлению и надзору за вверенными им губерниями прав, так и путем освобождения их от целого ряда обременяющих их... сравнительно маловажных дел; и 2-ое, упорядочение и упрощение современного губернского управления путем объединения в одном центральном органе местных коллективных установлений».32
Намечавшуюся губернскую реформу Плеве рассматривал как продолжение политики 80-х—начала 90-х годов. «В течение 1889, 1890 и 1892 годов, —писал он, —последовательно были преобразованы крестьянское управление, земское учреждение и пересмотрено городовое положение. Таким образом, силою вещей настал черед реформ губернской администрации». Министр начал свою записку со ссылок на традицию русского законодательства, всегда ставившего губернатора «во главе всех местных властей» и называвшего его «начальником» и «правителем» губернии. «Хозяином», — написал на полях записки Николай II, еще усилив эту аттестацию и сразу определив свое отношение к основной идее реформы.33
29 декабря 1902 г. Плеве выступил с большой речью по случаю 100-летнего юбилея Министерства внутренних дел и в ней специально говорил о предстоявшей реформе губернского управления.34
29 Новое время. 1902. 3 сентября. Освобождение. 1902. № 7. С. 108.
30 Новое время. 1902. 1 сентября.
31 Oxford Slavonic Papers. Vol. X. P. 35; Соловьев Ю. Б. К истории происхождения манифеста... С. 198.
32 РГИА. Ф. 1284. Оп. 194. Д. 150. Ч. 1. Л. 150.
33 Записка В. К. Плеве 23 октября 1902 г. (РГИА. Ф. 1284, Оп. 185. Д. 73. Ч. 17. Л. 1—3 об.).
34 Памяти Вячеслава Константиновича Плеве. СПб., 1904. С. 46—47.
Между тем продолжалась затянувшаяся уже на несколько месяцев ыработка окончательного текста манифеста. 5 января 1903 г. Ни-Волай П в который раз благодарил Мещерского «за исправленный и дополненный проект манифеста» и снова сообщал о своем наме-оении отложить публикацию: «Дело слишком серьезное, и я его еще изучаю. Прощай, верь и надейся».35 14 января царь наконец сообщил, что манифест «появится на днях». «Статью о свободе слова я совсем вычеркнул. Она была несвоевременна», — писал царь о последних результатах своей работы над текстом.36
Опубликование манифеста «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка» было приурочено к 26 февраля, дню рождения Александра III. Этим Николай II, очевидно, хотел лишний раз подчеркнуть преемственный характер своей
политики.
Манифест приобрел значительно менее радикальный характер по сравнению с проектом, подготовленным Мещерским. Проявления «либерализма» Мещерского, нашедшие свое отражение в статьях «Гражданина», в рассуждениях о гармонии свободы и самодержавия,37 были сочтены неуместными в официальном документе и вытравлены Николаем II и Плеве.
Одна из статей самой ранней из дошедших до нас редакций манисреста предусматривала разработку условий для расширения «разумной» и согласованной с «духом ... церкви и государственного строя» свободы слова и совести. Эта статья подверглась редактированию в первую очередь. Первоначально из нее был выделен пункт о свободе совести и превращен в самостоятельную статью и в ней развита тема о роли православной церкви как «первенствующей и господствующей». В окончательной редакции манифеста Николай II вычеркнул вовсе статью о свободе слова, реально была также исключена и статья о свободе совести. Текст ее в сокращенном и отредактированном виде вошел в начало констатирующей части манифеста, где говорилось о соблюдении «властями, с делами веры соприкасающимися, заветов веротерпимости» и опять-таки подчеркивалась господствующая роль православной церкви. Ни о какой «разработке» условий для расширения свободы совести уже не было и речи. В манифесте говорилось лишь о неуклонном соблюдении уже существовавших законов.38
В результате из манифеста исчезли фразы о необходимости «приблизить народные нужды к ... престолу», об удовлетворении «постоянных нужд народного благосостояния», о доверии «к свободным общественным силам».39
Появление манифеста 26 февраля 1903 г., подготовленного Мещерским и Плеве, без какого бы то ни было участия не только
35 Соловьев Ю. Б. К истории происхождения манифеста... С. 199.
36 Там же.
37 Как показал Ю. Б. Соловьев, В. П. Мещерский начал усиленно развивать ЭТУ тему в своих статьях на страницах «Гражданина» -вскоре после убийства Д- С. Сипягина в апреле 1902 г. (Соловьев Ю. Б. К истории происхождения манифеста... С. 199—201).
38 ПС31Н. Т. 23, № 22581.
39 РГАДА. Ф. 1378. Оп. 2. Д. 20. Л. 1—2, 5—6.
Витте, но и такого штатного идеолога, как Победоносцев, свиде тельствовало о растущем влиянии Плеве.
Манифест 26 февраля подвел итог мучительно вырабатывавшемуся законодательству об отмене круговой поруки и вместе г тем отразил всю противоречивость и непоследовательность проведенной реформы. С одной стороны, в манифесте самым решительным образом заявлялось об отмене круговой поруки, с другой — это заявление соседствовало с утверждением о незыблемости общинного землевладения, а с третьей — заявлялось о необходимости изыскивать способы к облегчению отдельным крестьянам выхода из общины.
Политическая программа, провозглашенная в манифесте, предусматривала консервативную по своему духу реформу местной администрации и некоторое улучшение положения крестьянства. Плеве надеялся таким образом смягчить социальные противоречия и обеспечить поддержку правительству со стороны зажиточного крестьянства и верноподданнически настроенной части дворянства. По замыслу Плеве, развитие местного самоуправления должно было идти рука об руку с возрастающим влиянием православной церкви. Его Плеве надеялся использовать в борьбе с революционной идеологией.40
Опубликование манифеста 26 февраля 1903 г. открыло путь для реформы губернского управления. Созданная для этой цели еще в январе 1903 г. под председательством Плеве комиссия начала работать 27 февраля. Ей предстояло определить способы усиления власти губернаторов и объединения губернского делопроизводства в одном центральном органе.
Уже в первом заседании комиссии было заявлено, что русское законодательство последней четверти XIX столетия признавало за губернаторами (и эта мысль, в частности, проводилась в трудах Кахановской комиссии) прежде всего право по надзору, в то время как следовало бы «усилить его распорядительную власть, приблизить его роль к типу губернатора екатерининского времени».41 Расширение распорядительной власти губернатора было признано «одной из главных задач реформы».42
Таким образом, Плеве сразу же сузил задачу своей комиссии, поставив решение общего вопроса о децентрализации и коренных переменах в системе местного управления во вторую очередь. Между тем царь явно проявлял живой интерес к реорганизации местного управления, а Мещерский, независимо от Плеве, — полную готовность служить ему пером и в этом деле. К началу 1903 г. отношения между Мещерским и министром внутренних дел приняли враждебный характер. Больше чем за месяц до издания манифеста в письме от 14 января 1903 г. Николай II писал Мещерскому: «Записку о Губернском совете я облюбовал и прошу тебя подробнее разработать ее». 19 января Мещерский пригласил к себе
40 Куропаткин А. Н. Дневник // КА. 1922. Т. 2. С. 43.
41 К записке о преобразовании губернского управления, составленной Департаментом общих дел (РГИА. Ф. 1284. Оп. 194. Д. 150. Ч. 1. Л. 183—184).
42 Там же.
I
сенатора С. Ф. Платонова и С. Ю. Витте для «разработки сообща» п[)0екта Губернского совета. Через несколько дней после издания манифеста, 1 мая 1903 г., Николай II направил новое письмо Мещерскому с просьбой «прислать на всякий случай проект совета П0 местным делам» для намеченного на 3 мая совещания министров по поводу манифеста 26 февраля.43
На совещание в Царское Село 3 мая были приглашены министры земледелия и государственных имуществ, внутренних дел, финансов и юстиции, а также С. Ф. Платонов как член Государственного совета. Николай II сам открыл совещание и предложил министрам высказать свое мнение по поводу необходимости передачи из центральных учреждений в губернии дел, имеющих исключительно местное значение.44
Совещание 3-го мая приняло решение поручить всем министрам и главноуправляющим составить отдельно по каждому ведомству к началу августа 1903 г. перечень дел, «которые, не имея государственного значения, а касаясь исключительно местной жизни» могли бы быть «переданы из центральных учреждений на окончательное разрешение в местные учреждения».45 14 августа 1903 г. по распоряжению царя было образовано Особое совещание под председательством С. Ф. Платонова уже для рассмотрения предложений разных ведомств о передаче дел из центральных учреждений в местные. Работа его затянулась до конца 1903 г.46
Проекты децентрализации системы государственного управления потонули в бюрократической волоките. Ослабление влияния Министерства внутренних дел на местах за счет проведения политики децентрализации вовсе не входило в планы Плеве. Наоборот, он перенес центр тяжести в проведении губернской реформы на усиление власти губернатора. Реально в результате этого должна была возрасти и власть Министерства внутренних дел в губерниях.
Соперником Плеве на этот раз выступил не только Витте, но и Мещерский. В его бумагах сохранились проекты создания Губернского совета (в виде рукописи статьи), а также Совета по местным делам — учреждений по духу и целям своим несомненно противоречившим замыслам Плеве. Именно эти проекты, по-видимому, и просил Мещерского прислать ему накануне майского совещания 1903 г. Николай II, а разработка их велась Мещерским сообща с Платоновым и Витте.
Совет по местным делам должен был быть создан в Петербурге как постоянное учреждение с целью устранения причин, препятствовавших «приближению народных нужд к престолу» и для «хо-
43 Oxford Slavonic Papers. Vol. 10. P. 136.
44 РГИА. Ф. 1234. On. XVI. Д. 1. Л. 1—5 об.
45 Там же. Л. 5—5 об.
46 Там же. Л. 271. Совещание Платонова представило на рассмотрение Государственного совета перечень дел, подлежавших передаче из центральных в местные учреждения. Он обсуждался 24 января 1904 г. на заседании Соединенных департаментов, а 5 апреля 1904 г. в общем собрании Государственного совета. 19 ап-Реля перечень был одобрен царем (РГИА. Ф. 1284. Оп. 194. Д. 150а. Л. 383, 362, 360—380).
да местных дел по их удовлетворению в центральных учреждены ях».47 Совет должен был работать под председательством лица ежегодно назначаемого царем, и состоять из представителей ми нистерств.
С созданием Совета по местным делам в форме коллегиального органа Министерство внутренних дел лишилось бы своего исключительного влияния в губерниях и вынуждено было бы делить его с другими ведомствами. Да и губернатор выступал бы в Совете не один, а вместе с другими представителями губернской администрации. Эти соображения не высказывались Мещерским в проекте Совета по местным делам, но присутствовали в другом документе—в рукописи статьи о создании Губернского совета.48 Сопоставление двух документов дает основание предполагать, что Совет по местным делам Мещерский первоначально просто предполагал назвать Губернским советом.
Хотя Николай II к совещанию 3 мая, очевидно, имел уже под рукой проекты учреждения Губернского совета и Совета по местным делам, попытки Витте и Мещерского, выступивших со своими предложениями о децентрализации, подорвать влияние министра внутренних дел потерпели неудачу. Восторжествовала линия Плеве на усиление власти губернаторов при сохранении, по крайней мере в близком будущем, их полной зависимости от Министерства внутренних дел. Плеве укрепил свое влияние безоговорочной поддержкой «безобразовской шайки», идейно связав дальневосточную авантюру с собственным внутриполитическим курсом мыслью о «маленькой победоносной войне» как спасительном средстве для самодержавия.49 10 июня 1903 г. завершила работу комиссия Плеве, подготовившая проект реформы губернского управления. Он предусматривал наряду с усилением власти губернатора введение в каждой губернии Губернского совета «для установления сотрудничества местных властей для управления губернией».50 Основное назначение Совета состояло в обеспечении содействия «всех ведомств губернатору — высшему на месте представителю власти». Окончательно круг вопросов, подлежащих ведению Губернского совета, должен был быть определен «по завершении общей работы по децентрализации».51 Губернский совет создавался для коллегиального решения всех дел, за исключением «внесенных губернатором по собственному почину». По делам этого рода Губернскому совету предоставлялся лишь совещательный голос».52
Проект реформы, подготовленный комиссией Плеве, предусматривал не только сохранение губернского правления, но и расширение его компетенции. Губернское правление под председа-
л.
47 РГАДА. Ф. 1378. Оп. 2. Д. 25
48 Там же. Д. 26. Л. 1—2 об.
49 Романов Б. А. Очерки дипломатической истории русско-японской войны: 1895—1907. М.; Л., 1955. С. 277.
50 Журнал высочайше учрежденной комиссии по преобразованию губернского управления. Заседания 27 февраля, 2 и 5 марта, 6, 7, 9 и 10 июня 1903 г. (РГИА-Ф. 1284. Оп. 194. Д. 150. Л. 201 об.).
51 Там же. Л. 202 об.
52 Там же. Л. 203.
льством губернатора должно было включать в себя два распоря-тительных, а также фабрично-заводской, по воинской повинности, ^оачебный, строительный, тюремный, межевой и ветеринарный тделы. Губернское присутствие должно было состоять из четырех отделов: статистического, судебного, продовольственного и поземельно-переселенческого. В связи с реорганизацией губернского управления целый ряд присутствий и комиссий, существовавших к моменту проведения реформы, должен был быть упразднен, в том числе губернские по земским и городским делам, по промысловому налогу» по фабрично-заводским делам присутствия и другие организации.53
Проект реформы губернского управления, подготовленный совещанием Плеве, был разослан на заключение губернаторов, а до получения отзывов с мест совещание прервало свою работу.54
Намечавшаяся реформа должна была поставить Министерство внутренних дел в совершенно исключительное положение, подчинив через губернаторов его влиянию и те области губернской жизни, которые пока еще контролировались другими министерствами или ведомствами. Осуществление этого замысла Плеве начал с того, что постарался прибрать к рукам находившуюся в ведении Министерства финансов фабричную инспекцию. 30 мая 1903 г. Николай II издал указ, дававший губернаторам право требовать от местных фабричных инспекторов регулярные отчеты, а также аннулировать их распоряжения, если они будут сочтены не соответствующими интересам внутреннего порядка.55
Указом 6 мая 1903 г. была реорганизована существовавшая в деревне система полицейского надзора. До 1903 г. в волости эти функции выполнялись десятскими и сотскими, избиравшимися на определенный срок на общих крестьянских сходах. Надзор за ними осуществлял урядник, подчинявшийся становому.
Теперь сотские упразднялись, и вместо них вводилась система оплачиваемого полицейского надзора — стражники. Десятские сохранялись, но их полномочия были ограничены. Замена сотских стражниками должна была быть проведена в течение пяти с половиной лет.56
На фоне очевидного укрепления влияния Министерства внутренних дел в губерниях подготовленное Плеве к осени 1903 г. законодательство, предусматривавшее расширение прав органов местного самоуправления, выглядело весьма скромно. Проект его
53 Там же. Л. 206—209.
4 Она ее так и не возобновила. После смерти Плеве вопрос о пересмотре местного управления был затронут в указе 12 декабря 1904 г. Ст. 2 указа предусматривала предоставление земским и городским учреждениям широкое участие «в заведовании различными сторонами местной жизни». В конце 1905 г. по распоряжению министра внутренних дел И. Н. Дурново была образована «Комиссия по разработке проекта преобразования местного управления» под председательством товарища министра внутренних дел князя С. Д. Урусова. В комиссию вошли С- Н. Гербель, В. И. Гурко, И. Я. Гурлянд, А. А. Лопухин и Д. Н. Любимов. Однако разработанный ею проект не получил движения. См.: Известия по делам местного и городского хозяйства. 1908, № 8. С. 24—25.
55 ПСЗШ. Т. 23. № 23041.
56 Там же. № 22906.
15 Власть и реформы 449
был выдвинут Плеве еще в августе 1903 г.,57 а к ноябрю представлен в Государственный совет.5* Смысл реформы состоял в некоторой реорганизации Министерства внутренних дел в связи с «гро. мадным», как подчеркивал Плеве, ростом местного хозяйства за последние 40 лет.59 Ранее разрозненные подразделения Министерства, ведавшие земскими и городскими делами, были объединены в составе Главного управления по делам местного хозяйства. Под председательством самого министра создавался как постоянное учреждение Совет по делам местного хозяйства. В него должны были войти все главы департаментов Министерства внутренних дел, а также представители других ведомств и «местные деятели» — «предводители дворянства, председатели губернских и уездных управ и управ по делам земского хозяйства, городские головы — и вообще лица, по свойству деятельности близко знакомые с нуждами и интересами местного хозяйства».60
Предполагалось, что в состав совета будут входить 12—15 представителей от так называемых «местных деятелей» и 8—12 от ведомств. В. К. Плеве считал также целесообразным предусмотреть в законе «возможность созыва Общего присутствия совета в усиленном составе» для обсуждения «важнейших мероприятий в области дел местного хозяйства».61
Таким образом, Совет должен был стать просто совещательным органом при министре внутренних дел.
Проект реорганизации Министерства внутренних дел, подготовленный Плеве, в начале 1904 г. был одобрен Государственным советом,62 а после утверждения 22 марта 1904 г. царем стал законом.63 В правительственных кругах образование Совета по делам народного хозяйства пытались представить как известный шаг на пути к народному представительству.
Однако задуманный Плеве Совет при министре внутренних дел не имел даже отдаленного сходства с проектами учреждения Государственной Думы, за разработкой которого, если верить воспоминаниям кн. В. Н. Орлова, министра и застала смерть. Предложенные В. К. Плеве преобразования были встречены с иронией в либеральных кругах. Основанный земцами-конституционалиста-
57 См.: Всеподданнейший доклад В. К. Плеве «Об учреждении в составе Министерства внутренних дел Главного управления по делам местного хозяйства». 11 августа 1903 г. (РГИА. Ф. 1284. Оп. 241. Д. 168. Л. 170—177 об.).
58 См.: Представление Медицинского департамента Министерства внутренних дел в Государственный совет «Об изменении положения о Медицинском совете и о новом его штате» 16 ноября 1903 г. (РГИА. Ф. 1287. Оп. 46. Д. 3786. Л. 1256 (С. 1—74)); Представление Хозяйственного департамента Министерства внутренних дел в Государственный совет «Об учреждении Совета и Главного управления по делам местного хозяйства и Управления Главного врачебного инспектора» 16 ноября 1903 г. (РГИА. Ф. 1287. Оп. 46. Д. 3786. Л. 126—178).
59 Там же. Л. 133.
60 Там же. Л. 155 и об.
61 Там же. Л. 157.
62 См.: Журнал Государственного совета в Соединенных департаментах Законов, Гражданских и духовных дел, Государственной экономии и Промышленности, наук и торговли. 20 дек. 1903 и 3 января 1904 г. (РГИА. Ф. 1287. Оп. 46. Д. 3787. Л. 133—173).
63 ПС31И. Т. 24. № 24253.
милетом 1902 г. в Штутгарте и выходивший под редакцией П. Б. Струве журнал «Освобождение» (1903, № 13) опубликовал извлечения из представления Плеве в Государственный совет с копотким комментарием под заголовком «Одна из великих реформ г^ Плеве». «Освобождение» рассматривало реформаторство Плеве как шаг назад по сравнению с выдвинутым в 1890 г. профессором Петербургского университета государствоведом Н. М. Коркуно-вым проектом создания Совета по земским делам при Комитете
министров.64
Голос «Освобождения» звал правительство вступить на путь решительных реформ, предвещая ему в противном случае неминуемую гибель.
Между тем в октябре 1903 г. закончила работу редакционная комиссия Министерства внутренних дел, опубликовавшая в пяти томах итоги своего реформаторского творчества.65 В разработанном ею проекте аграрная политика Плеве, лишь декларировавшаяся в манифесте 26 февраля 1903 г., нашла свое окончательное
обоснование.
В основу проекта были положены принципы сословной обособленности крестьянства, неотчуждаемости надельных земель и сохранения существовавших форм крестьянского землевладения.66 Он представлял собой попытку привести в соответствие выработанное после реформы 1861 г. законодательство с социальной эволюцией деревни.
Редакционная комиссия не только признала закономерным характер происходившего в деревне процесса расслоения крестьянства, но и осудила традиционно существовавший в правительственных сферах взгляд на зажиточное крестьянство как на «худший и наиболее вредный элемент населения», заклейменный «названием кулаков, мироедов». Теперь зажиточное крестьянство, как «непосредственно заинтересованное в охране принципа собственности», было признано «надежнейшим оплотом существующего порядка». Это отнюдь не означало, что Министерство внутренних дел намерено было в деревне сделать всю ставку на зажиточного мужика, ибо в проекте комиссии защита бедных крестьян от «натиска на них людей, одаренных большей энергией, а иногда и большей неразборчивостью к достижению намеченных целей», была признана одной из главных государственных задач.67 Попыт-
64 Н. М. Коркунов опубликовал свою статью «Комитет министров и Совет по земским делам» в «Юридической летописи» за 1890 г., затем она была перепечатана в «Сборнике статей» Н. М. Корку нова (СПб., 1898).
65 Министерство внутренних дел: Труды редакционной комиссии по пересмотру законоположений о крестьянах. СПб., 1903. Т. 1—5.
66 Симонова М. С. Политика царизма в крестьянском вопросе накануне революции 1905—1907 гг. С. 217—219.
67 Министерство внутренних дел.: Труды... Т. 1. С. 14—15; Т. 5. С. 451. Симонова М. С. Политика царизма в крестьянском вопросе накануне революции 1905—1907 гг. С. 218.
ка сохранить основные принципы аграрной политики 80—90-х годов, подновив ее и приспособив к новым условиям, придавала проекту редакционной комиссии глубоко противоречивый характер Это проявилось и в оценке общинного землевладения. Именно община рассматривалась как институт, способный защитить интересы беднейшего крестьянства, предотвратить процесс его пролетаризации и отвечавший современному уровню ведения крестьянского хозяйства. Но более совершенной формой ведения хозяйства, имевшей большое будущее, был признан хутор. Проект предусматривал снятие некоторых ограничений, препятствовавших выходу из общины. Так, с отменой круговой поруки утратило смысл правило, согласно которому для выхода из общины надо было погасить не менее половины выкупного долга, в то время как за остальную часть должен был поручиться мир.68 С другой стороны, лицо, заявившее о выходе из общины, должно было отказаться безвозмездно от права на свой надел. Таким образом, авторы проекта намерены были способствовать разрешению проблемы малоземелья и ограничить выход крестьян из общины. Прославляя хуторскую систему хозяйства, они вместе с тем выступали противниками индивидуальной крестьянской собственности на землю, отдавая предпочтение коллективным семейной или общинной формам собственности. Основные положения проекта дали повод для резкого его осуждения даже в правящих сферах и обвинения Плеве в попытке своим законодательством, как заявил министр юстиции Н. В. Муравьев, «окончательно закрепостить крестьян, окончательно отдалить и уединить их от прочих сословий».69 Против проекта выступил С. Ю. Витте и его единомышленники из Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности.
Для того чтобы подготовленный редакционной комиссией проект не носил характера документа чисто ведомственного происхождения, Плеве в начале 1904 г. распорядился передать его для обсуждения на местах в губернские совещания, образованные из «достойнейших деятелей, доверием общественным облеченных».70 В них вошли местные чиновники, земцы и землевладельцы. Что же касается крестьян, то их представители могли быть выслушаны в подкомиссиях совещания.71 Работа губернских совещаний затянулась до самого начала 1905 г.
Появление и деятельность губернских совещаний параллельно с работой местных комитетов как органов Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности дает образчик сознательного допущения правительством Николая II соперничества двух политик в выработке нового крестьянского законодательства, причем не только в пределах строго бюрократических сфер, но и
68 Там же. С. 218—219.
69 Там же. С. 220.
70 Чернышев И. В. Аграрно-крестьянская политика России за 150 лет. Пгр., 1918. С. 268.
71 Симонова М. С. Политика царизма в крестьянском вопросе накануне революции 1905—1907 гг. С. 223.
на местах, с втягиванием в это соперничество «представителей общественности». Витте пытался, как известно, препятствовать созданию губернских совещаний, однако потерпел поражение, и они были санкционированы царским указом 8 января 1904 г.72
В манифесте 12 декабря 1904 г. комиссия Министерства внутренних дел и Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности рассматривались как два учреждения, выполнявшие одно общее дело. С появлением манифеста их работа должна была быть прекращена. Однако 31 декабря 1904 г. последовало распоряжение возобновить работы губернских совещаний Министерства внутренних дел.73 И только в условиях наступившей революции окончательно заглохло обсуждение на местах подготовленного в Министерстве проекта крестьянской реформы. Что касается Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности, то его деятельность была прекращена царским указом Сенату 30 марта 1905 г., а дела переданы вновь образованному Особому совещанию по вопросам о мерах к укреплению крестьянского землевладения под председательством И. Л. Горемыкина. Разработка аграрной политики опять слилась в единое русло, направление которого теперь во многом определялось уже ходом первой русской революции 1905—1907 гг.
Умеренное реформаторство сочеталось в политике Плеве с преследованиями любых проявлений не только революционного, но и всякого оппозиционного самодержавию движения. Период пребывания Плеве у власти отмечен репрессиями в отношении либерально настроенных земских съездов. Однако проводившаяся Плеве политика мелочного преследования земских деятелей только способствовала росту оппозиционных настроений в их среде. Уже за первые девять месяцев управления Министерством внутренних дел, по свидетельству известного историка либерального движения И. П. Белоконского, Плеве «сумел возбудить против правительства буквально все слои русского и инородческого населения» и «к концу 1902 года у правительства, кроме сфер полицейских, не было ... никаких уже не только преданных сторонников, а даже пассивных, но верных сотрудников». Недовольством чиновников объяснялась массовая присылка в «Освобождение» различных секретных правительственных распоряжений, «глухой протест слышался и среди армии и среди духовенства».74
В начале 1903 г. «Освобождение» стало призывать либеральные силы объединиться в демократическую партию. Летом 1903 г. в Шафгаузене (Швейцария) состоялся съезд земцев-конституционалистов. Здесь же было принято решение и о создании «Союза освобождения». Осенью 1903 г. был образован «Союз земцев-конституционалистов» и началась подготовка к учредительному съез-
72 ПС31И. Т. 24. 1904. Отд. 1. С. 8—9; Симонова М. С. Политика царизма в крестьянском вопросе накануне революции 1905—1907 гг. С. 221.
73 Чернышев И. В. Аграрно-крестьянская политика России за 150 лет. С. 289.
74 Белоконскип И. П. Земское движение до образования партии народной свободы // Былое. 1907 Сентябрь. С. 226.
ду «Союза освобождения».75 Земское и либеральное движение поднялись на новую ступень.
Потерпела неудачу и политика Плеве в рабочем вопросе. Плеве фактически поддержал зубатовский эксперимент. Линия поведения Плеве по отношению к Зубатову свидетельствовала о том что министр внутренних дел попросту не имел тщательно проду! манной программы действий для борьбы с революционным движением и опасался вступать в конфликт с влиятельным московским генерал-губернатором вел. кн. Сергеем Александровичем.
В начале 1900-х годов резко возросло влияние на рабочее движение РСДРП. Важным событием стал состоявшийся в июле—августе 1903 г. II съезд РСДРП, разработавший программу партии. Он провозгласил «своей ближайшей политической задачей ниспровержение царского самодержавия и замену его демократической республикой».76
В январе 1904 г. началась русско-японская война. Она способствовала еще большему обострению политической обстановки в стране. С именем Плеве связывали теорию «маленькой победоносной войны» как спасительного средства против назревавшей революции. Однако война не только не облегчила царскому правительству разрешение внутриполитических проблем, но и осложнила его положение ответственностью за события на Дальнем Востоке. В числе главных виновников войны открыто называли Плеве, а неудачи на театре военных действий ставили в прямую зависимость от проводившегося им внутриполитического курса. Министр внутренних дел превратился в одну из самых ненавистных фигур в государственном аппарате империи. Как и его предшественник на посту министра внутренних дел, Плеве стал жертвой покушения 15 июля 1904 г., подготовленного боевой организацией эсеров.
Потеряв «незаменимого министра внутренних дел»,77 Николай II назначил 26 августа 1904 г. его преемником виленского, генерал-губернатора П. Д. Святополк-Мирского, сразу же заявившего, что он намерен изменить политический курс и что его политика будет основываться на доверии к обществу.
ЧАСТЬ ШЕСТАЯ
РЕФОРМЫ В ПЕРИОД РЕВОЛЮЦИИ ШАГ К КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ
75 Подробнее см.: Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции 1905—1907 гг. М., 1985. С. 129—212.
76 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч. 1: 1898—1925. М., 1953. С. 37—38.
77 Дневник императора Николая II. М., 1991. С. 220.
Глава 1