Общие тенденции экономического и социально-политического развития ведущих индустриальных стран во второй половине XX в. 6 страница
Попытка модернизации экономики за счет западных кредитов себя не оправдала. Были закуплены новые технологии и оборудование, но использованы они были неэффективно, расчет на покрытие займов через экспорт на мировые рынки не оправдался. Задолженность многих стран превысила допустимые пределы и усугубила экономические проблемы. Так, внешний долг (только Западу) Польши, ГДР и Румынии составлял примерно по 20 млрд. долларов, а Болгарии - 9 млрд.
Тяжелый удар по экономике региона нанес топливно-энергетический кризис, охвативший в 70-е годы весь мир. Западные
страны перешли на энерго- и ресурсосберегающие технологии, а государства - члены СЭВ - нет.
К середине 80-х годов экономика стран Центральной и Юго-Восточной Европы оказалась в состоянии кризиса. Большинство предприятий были убыточными. Себестоимость продукции росла, импорт намного превышал экспорт. Ситуация усугублялась слабостью аграрного сектора, который оказался не в состоянии удовлетворить продовольственные и сырьевые потребности восточноевропейских стран. Урожайность зерновых культур в странах СЭВ составляла в начале 80-х годов менее половины этого показателя в государствах ЕС. Это вынуждало импортировать зерно и продовольствие из капиталистических стран. Например, Болгария ввозила из-за рубежа зерно, картофель, лук и другие продовольственные товары, хотя имела исторически развитое сельское хозяйство.
Бюрократическая система, жесткое централизованное планирование препятствовали эффективному развитию экономики. Это обусловливало слабое развитие социальной сферы и замедление роста жизненного уровня населения, а с середины 80-х годов - его снижение в ряде стран. Жизненный уровень даже в наиболее развитых странах (Чехословакии и ГДР) был ниже, чем у капиталистических соседей.
В многонациональных государствах игнорировалось существование межнациональных проблем, а в национальной политике имелись ошибки и преступления. Например, в Болгарии в 1984 г. началась массовая кампания по насильственной ассимиляции мусульман и этнических турок. В Румынии проводилось принудительное переселение венгерского населения в города. В Чехословакии, несмотря на конституционный закон 1968 г. о федерации Чехии и Словакии, реального равноправия республик не было.
Рос скепсис по отношению к социализму как общественному строю и к марксизму-ленинизму как идеологии. Этому способствовали как рост уровня культуры и образования, так и развитие телекоммуникаций и туризма. Негативную реакцию вызывали многочисленные свидетельства морального разложения партийно-государственной верхушки. Огромную работу по пропаганде западного образа жизни проводили «радиоголоса» и специальные идеологические центры в Европе и США.
Середина 80-х годов характеризовалась в странах региона формированием системного кризиса социализма, который охватил все сферы - политику, экономику, идеологию.
«Национальные модели» социализма. Некоторые особенности развития социализма в отдельных странах. Существовали ли в странах Центральной и Юго-Восточной Европы собственные, национальные модели социализма? Некоторые считают, что их было несколько: «югославская», «польская» и «классическая советская». Подчеркнем, не давая детальную аргументацию, что общепринятым является отрицание национальных моделей, так как процесс строительства и развития социализма был унифицирован, проходил целенаправленно под руководством СССР, а отступления пресекались, о чем свидетельствует прерывание «Пражской весны». В то же время следует признать, что большие или меньшие особенности в историческом развитии стран, безусловно, имели место, но основные характеристики и параметры были едиными для всех.
Венгрия. Экономическая реформа, начатая в 1968 г., во многом копировала советскую 1965 г., но осуществлялась более последовательно. Предприятия получили широкую самостоятельность. Резко сокращалось директивное планирование. Снимались ограничения на развитие мелкого частного производства и обслуживания, частной торговли. Расширялось сотрудничество с развитыми капиталистическими странами, которые начали инвестировать свой капитал в венгерскую экономику. В начале 80-х годов Венгрия была принята в Международный валютный фонд. Увеличился экспорт, что позволило сократить внешний долг. Динамично развивалось сельское хозяйство, благодаря чему Венгрия даже в 80-е годы не импортировала продовольствие. Под давлением противников реформы она была остановлена на рубеже 70-80-х годов.
Венгрия явилась также первой страной, где в начале 80-х годов была введена новая избирательная система, допускавшая возможность выдвижения двух-трех кандидатов на одно место. Широкие права получил Отечественный фронт. В партии была разрешена определенная свобода мнений.
Югославия: борьба за преодоление социальных и национальных противоречий. СФРЮ представляла собой многонациональное государство из шести республик, в развитии которых по-прежнему сохранялись принципиальные социально-экономические и конфессионально-культурные различия. Выделялись три основных региона: 1) Словения и Хорватия (наиболее высокий уровень индустриального развития, ведущая конфессия - католицизм, исторически развитые связи с Германией и Австрией); 2) Сербия и Черногория
(экономически развиты средне-слабо, православие, историческая ориентация на Россию); 3) Македония, Босния и Герцеговина (слабо развиты, много мусульман, тяготеют к Турции). Объединительной и интегрирующей силой федерации выступали Союз коммунистов Югославии и И.Броз Тито.
Рубеж 60-70-х годов в СФРЮ характеризовался резким ростом социальной и межнациональной напряженности, вызванным экономической реформой, еще более обострившей диспропорции в развитии областей. По всем показателям в сфере экономики, культуры и по уровню жизни на первое место вышла Словения. Последнее место принадлежало автономному краю Косово (входил в состав Сербии), большинство населения которого составляли албанцы. Массовая неграмотность, самый высокий прирост населения в стране и самая низкая зарплата- вот основные характеристики Косово. Соседняя Албания с конца 40-х годов проводила активную работу среди населения края с целью воссоединения всех албанцев в едином государстве. В 1968 г. в городах автономии состоялись массовые выступления албанцев с сепаратистскими лозунгами, которые были жестко подавлены милицией.
В 1971 г. национальная напряженность резко проявилась в Хорватии при обсуждении проекта новой федеральной конституции. Конституционная реформа ставила более развитые Словению и Хорватию в привилегированное положение, особенно относительно сокращения взносов в федеральный фонд развития национальных регионов. Если в Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговине велась критика конституционных поправок, то в Хорватии средства массовой информации все отчетливее и чаще говорили об эксплуатации хорватского народа путем перекачки «его средств в отсталые регионы с неработоспособным населением». Часть руководителей республики поддержали требование еще большей самостоятельности Хорватии, обвиняя при этом руководство СФРЮ в шовинизме и бюрократическом централизме. Резко обострились отношения между хорватами и сербами на бытовом уровне. Оценивая ситуацию в Хорватии, президент и лидер СКЮ И.Броз Тито заявил, что страна находится в преддверии межнациональной гражданской войны. Волнения в Хорватии были подавлены силами милиции и армии, а многие ее руководители арестованы.
Конституция СФРЮ 1974 г. еще более расширила права союзных республик и наделила их правами автономные края
Сербии - Воеводину и Косово. Республики и края превратились по сути в самостоятельные государственные образования и в сфере экономики, и в области государственно-политических прав.
Высшим органом государственной власти федерации становится Президиум СФРЮ, в состав которого входили 8 человек - по одному представителю от каждой республики и края. И.Броз Тито был назначен пожизненным председателем Президиума. После его смерти члены президиума поочередно возглавляли этот орган, ежегодно сменяя друг друга. XI съезд СКЮ (1978 г.) ввел аналогичную систему ежегодной ротации руководителей партии.
Ежегодная смена высших должностных лиц федерации и СКЮ приводила к различного рода конфликтам и организационным неурядицам, т.к. интересы республик и краев оставались различными. Эти различия стали еще более очевидными после смерти И.Броз Тито в 1980 г.
80-е годы характеризовались резким обострением экономических трудностей и центробежных тенденций. В апреле 1981 г. в Косово начались массовые митинги под лозунгом предоставления краю статуса союзной республики. Для нормализации положения Президиум СФРЮ объявил в Косово чрезвычайное положение. Сюда были введены части ЮНА (Югославской народной армии) и отряды федеральной милиции.
Одновременно все более ощутимыми становились кризисные явления в экономике СФРЮ. В числе причин было и то, что конституция 1974 г. увеличила самостоятельность республики и краев до такой степени, что единая экономическая система югославской федерации перестала существовать. Экономическая автономия республик и краев порождала их автаркию (хозяйственное обособление). Сокращался межреспубликанский товарооборот. Республики контролировали свыше половины цен на производимую продукцию и стремились продавать ее максимально дорого, что способствовало росту цен и инфляции. Реальная власть в республиках сосредотачивалась в руках чиновников и национальных политических элит, а не органов самоуправления. И хотя в 1982 г. скупщина СФРЮ приняла долгосрочную программу хозяйственной стабилизации, кризис экономики был постоянным явлением в Югославии 80-х годов.
Ситуация в Косово оставалась весьма напряженной все последующие годы. Косовскую проблему можно считать одним из факторов, приведших к распаду югославской федерации. Уже
в начале 1982 г. на съезде Союза коммунистов Сербии отмечалось, что постоянно нарастает тенденция «выдавливания» из Косово сербов и черногорцев, что албанские националисты выдвинули лозунг создания этнически чистого Косово. В 1988 г. скупщина Сербии приняла поправки к республиканской конституции, которые существенно ограничили полномочия краевых органов власти Косово и Воеводины.
Польша: кризис начала 80-х годов, «Солидарность». Во второй половине 70-х годов социально-экономическая и политическая ситуация в стране продолжала ухудшаться, росла социальная напряженность. В июне 1976 г. в десяти воеводствах прошли массовые акции протеста против планов правительства резко повысить цены на продукты. В сентябре 1976 г. был создан Комитет защиты рабочих, объединивший оппозиционную часть интеллигенции. В конце 70-х годов началось создание «свободных», т.е. независимых от государства и ПОРП, профсоюзов. Возникли и другие антисоциалистические организации: Конфедерация независимой Польши, Движение молодой Польши и др. После избрания в 1978 г. главой римско-католической церкви краковского кардинала К.Войтылы (папа Иоанн Павел II) начался стремительный рост авторитета польской католической церкви как идеологической и политической силы, противостоящей режиму. Особенно отчетливо это проявилось во время паломничества папы в Польшу в 1979 г.
Летом 1980 г. в ответ на повышение цен в Польше началась многомесячная волна забастовок, вначале под экономическими лозунгами. Правительство было вынуждено пойти на подписание соглашений, которые предусматривали не только удовлетворение социальных требований, но и право рабочих на создание независимых от администрации профсоюзов, освобождение политзаключенных и др.
В ноябре 1980 г. был официально зарегистрирован независимый профсоюз «Солидарность», объединявший в конце года около 8 млн. членов. В 1981 г. был создан профсоюз единоличных крестьян «Сельская солидарность». «Солидарность» представляла собой объединение автономных организаций отдельных регионов. Руководителем ее был председатель межзаводского забастовочного комитета в Гданьске, электрик Лех Валенса.
«Солидарность» с самого начала была преимущественно общественно-политическим, а не профсоюзным движением. Сформулированная ее руководством концепция «саморегулирующейся революции» предусматривала фактическое преобра-
зование государственного строя: политический плюрализм, общественный контроль за деятельностью государства, разделение функций ПОРП и государства и т.д.
Политические притязания «Солидарности» вызывали резкое противодействие партийно-государственного руководства Польши. В 1981 г. произошла концентрация власти в его высшем эшелоне: генерал В.Ярузельский был избран первым секретарем ЦК ПОРП, назначен председателем правительства и сохранил пост министра обороны. В декабре 1981 г. радикальное крыло в руководстве «Солидарности» взяло курс на открытую конфронтацию с правительством, угрожая проведением всеобщей стачки. Возникла опасность неконтролируемого развития конфликта с перерастанием в гражданскую войну и интервенцией союзников по Варшавскому договору. В этих условиях Госсовет ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в стране. Была приостановлена деятельность всех политических партий, общественных организаций и профсоюзов, а 5 тысяч руководителей «Солидарности» всех уровней были интернированы.
Начатая в 1982 г. экономическая реформа, вводившая самостоятельность, самоуправление и самофинансирование предприятий, не дала ожидаемых результатов. Преодолению кризиса мешало и введение Западом эмбарго на экономические отношения с Польшей. Продолжала увеличиваться внешняя задолженность, росли цены на внутреннем рынке.
«Солидарность» была ослаблена, но не разгромлена, т.к. в подполье постепенно возрождались ее структуры. С 1982 г. началась многолетняя борьба за легализацию «Солидарности». Она пользовалась как активной поддержкой католической церкви, так и помощью Запада. В 1983 г. Л.Валенсе была присуждена Нобелевская премия мира. Подпольные структуры получали значительную финансовую и техническую помощь через заграничные представительства «Солидарности». Польскоязычные западные радиостанции вели большую информационно-пропагандистскую работу в ее интересах.