Психологическая подготовка организационных
Изменений
Успех сложных, затрагивающих всю организацию изменений зависит от приверженности тех, кто в них участвует. Очень важным компонентом является готовность не только руководства, но и всех государственных служащих отойти от устаревших традиций, проявить творческий подход и готовность идти на временные трудности ради получения позитивных результатов в будущем, преодоление опыта бездарно затраченной энергии.
Отсюда понятна еще одна закономерность в управлении изменениями: технологическое обеспечение изменений, когда субъект управления (руководство, рабочая группа, комиссия по инновациям) в своей деятельности опирается, имеет в виду четыре методологически значимых подхода, принципа:
1) организация — живой организм, а организационное развитие должно создавать новые «клеточки» роста, открывать заблокированные каналы коммуникации, чтобы рядовые члены организации свои
ми знаниями, идеями способствовали изменениям в учреждении и в себе. Не существует «маленького» улучшения, ни один работник не должен оставаться на обочине. Стратегия совершенствования может быть реализована гораздо эффективнее, если на это ежедневно направлена энергия каждого;
2) организация является профессиональной и политической системой одновременно. Доминирующая в организации парадигма формирует восприятие людьми изменений и определение их сути и существенным образом влияет на политические и культурные реакции людей в отношении предлагаемых изменений и процессов. Новые идеи должны быть усвоены и приняты в организации, тогда только их можно проводить на самом трудном этапе, пока новшество не приживется. Иногда с новыми программами, стратегиями, когда их нужно продвинуть, лучше на самом деле притормозить и обождать. Как в старой поговорке — «один стежок, сделанный вовремя, стоит девяти», терпение и умение выждать могут в конечном счете помочь быстрее продвинуть желаемое. Предусмотренная приостановка перед рывком вперед дает время ключевым работникам убедиться в важности нововведений, чтобы устранить потенциальные препятствия напути к успеху;
3) члены организации действуют одновременно в профессиональной, политической и рациональной сетке координат. Изменения с большой долей вероятности будут приняты, если они основываются на уверенности в успехе и мотивации к изменениям.
Возможность сделать «все, как надо и именно теперь» способствует появлению решительных, уверенных в себе людей. Чувство нужности того, что ты делаешь, и энтузиазм важно сохранять длительное время. Государственные организации (а не только фирмы) должны искать таких людей, вознаграждать их и давать им дорогу. Отбирать и продвигать людей, стремящихся к победе, побуждать как отдельных людей, так и группы к успеху, проектировать структуры таким образом, чтобы их ячейки были достаточно малы и гибки и не убивали бы инициативу. Хотя сам по себе энтузиазм не решает успех дела, наша история говорит о том, что эта одна из граней, отделяющая победителей
от побежденных;
4) стратегия изменений должна исходить из «философии общей судьбы» коллектива, способствовать усилению чувства общей- судьбы. Совершенствование — это долгосрочный процесс, а не рядовое событие. Члены организации должны испытывать уверенность в завтрашнем дне, ощущать стабильность учреждения (устойчивость, равновесие в развитии) как данность. Вот тогда общая философия и общая цель становятся Мощным инструментом изменений в управлении.
Таким образом, руководитель, решаясь на перемены, задается вопросом: достаточно ли готовы к восприятию перемен люди, чтобы можно было минимизировать затраты и гарантировать успех? (В случае если такой готовности нет, может быть найдена тысяча причин, почему коренную реорганизацию проводить не следует.)
Для окончательного решения целесообразно проанализировать ответы на совокупность следующих вопросов:
— откуда идет энергия, направленная на перемены;
— является ли это социальным экспериментом, или ставки достаточно высоки, чтобы привлечь внимание высшего руководства;
— на какие препятствия и на чье противодействие натолкнется организация работы по-новому;
— есть ли люди, которые готовы испытать на себе новые подходы; кто они и насколько велико их влияние;
— есть ли общее понимание того, что прежние условия и результаты работы никуда не годятся и не адекватны требованиям;
— откликается ли организация на идеи своих членов, комиссии по инновациям;
— сумеет ли коллектив с помощью планируемых изменений превзойти сегодняшние пределы;
— существуют ли способы измерения хода улучшений и результатов, каковы они?
Итак, без психологической подготовки реорганизации самая элегантная стратегия может превратиться в пыль.
Для того чтобы реорганизация проходила по возможности гладко и процесс привыкания к новым структурам был коротким, необходимо учесть следующие рекомендации методического, технологического характера, разработанные специалистами по научной организации и психологии.
1. Чтобы не вызвать сопротивления реорганизации, никогда не следует начинать ее проведение в момент, когда какие-либо приходящие причины вызвали в коллективе нервозную обстановку или напряженность в работе.
2. Реорганизация не может быть сюрпризом для персонала, она не, должна предваряться слухами и разговорами. Первая информация о готовящейся реорганизации должна исходить из авторитетного источника.
3. Следует подобрать пользующихся уважением работников для обсуждения с заинтересованными людьми намечаемой реорганизации. Если работники узнают о реорганизации от пользующегося всеобщим
уважением человека, то принимают это доброжелательнее, нежели сообщение от человека, безразличного им или для них неприятного. Специалисты отмечают, что работники, от которых исходит информация о реорганизации и которые проводят на эту тему первые беседы с коллективом, должны быть известны персоналу как люди, которые по многим вопросам, даже и не связанным с реорганизацией, разделяют убеждения коллектива. Эти работники не должны быть лично заинтересованными в реорганизации, ибо тогда их выводы будут восприниматься скептически. И, наконец, эти люди должны пользоваться репутацией хороших специалистов. Все вышесказанное объясняется тем, что адресат информации, как правило, оценивает ее с двух сторон: саму информацию и ее источник.
4. Необходимо установить контакт с лидерами неформальных групп и постараться по возможности действовать через них. Такая тактика часто играет решающую роль в том, чтобы склонить коллектив к новым концепциям.
5. Нужно продемонстрировать, какие выгоды получило от подобных изменений аналогичное учреждение.
6. Следует выделить и показать личные выгоды, которые получит персонал от реорганизации. Это тем более важно, что до сих пор многие полагают, что каждая реорганизация проводится только для того, чтобы ужесточить нормы или сократить штаты. Неудивительно, что персонал защищается от понимаемой таким образом реорганизации. Конечно, в итоге хорошо организованной реорганизации могут появиться работники, положение которых ухудшилось (например, положение недобросовестных работников). Однако все хорошо работающие сотрудники должны быть убеждены, что никто не намерен ущемить их интересы, а после того как закончится «переходный» период, в конечном счете выиграет не только учреждение, но и большинство его работников.
7. Начинать нужно с малого, но реального.
8. Персоналу следует показать планы, графики, результаты проведенных исследований и т. д., убеждающие в том, что реорганизация является подготовленным и продуманным мероприятием.
9. Концепция реорганизации легко может быть воспринята как критика работников, которые до этого трудились в существующих условиях. Следовательно, данная концепция должна быть обоснована
необходимостью учета новых достижений науки и техники. Нужно ясно подчеркнуть эту мысль и не допустить какой-либо персональной критики (за исключением особых ситуаций). Поскольку изменение предполагает критику, должен быть сохранен авторитет тех, кто вовлечен в процесс изменения.
10. Следует обратиться к знаниям сотрудников учреждения и возбудить в них желание к взаимодействию, к соавторству. Начинать изменения с неформальных дискуссий, так можно обеспечить участие и получить обратную связь.
11.Следует избегать даже подобия принуждения. Поощряйте и .воодушевляйте тех, у кого могут возникнуть возражения.
12. Не следует действовать поспешно, нужно предоставить время на обдумывание выводов.
13. Следует по графику осуществлять замеры, контролировать изменения и закреплять их.
Итак, решающими психологическими факторами успеха при управлении комплексными изменениями являются обеспечение человеческого участия и обеспечение человеческими ресурсами. А вообще не стоит думать только об изменениях, нужно смотреть дальше.
22.5. Проблема периода накопления нового опыта в деятельности организации (переходное состояние)
Не пытаясь исчерпать проблему накопления учреждением опыта работы в новых организационных формах, попробуем кратко и ориентировочно перечислить ее важнейшие составные элементы.
1. Распоряжение штатными возможностями. Речь идет об использовании штатных вакансий для перемещений работников и т.д. Мате риал для этого может дать лишь опыт работы первых недель, а скорее всего — первых месяцев или кварталов после проведения реорганизации.
2. Квалификация персонала. Необходимо дать определенное время на то, чтобы персонал «переквалифицировался» в смысле приспособления к новому кругу задач и обязанностей. Не каждый работник будет иметь тот же круг обязанностей, который у него был до реорганизации.
3. Проблематика связи. Согласование формальных информационных каналов, а в особенности формирование дополнительных полезных неформальных каналов также требует времени.
4. Влияние неформальной структуры на формальную. Часто возникает такая ситуация, когда старая формальная структура, устраненная и замененная новой, сохраняется в некоторых фрагментах. Это так называемая борьба старого с новым, которая, как правило, мешает нормальным условиям работы.
5. Явление фрустрации. После любой реорганизации всегда находится определенная группа лиц, надежды которых реорганизация не оправдала. Работники должны привыкнуть к новому. Этот психологический процесс требует времени. До тех пор пока в учреждении имеются работники, недоброжелательно относящиеся к новому положению вещей, это будет отражаться на работе.
6. Неформальные группы. Формирование новой структуры отношений в рамках неформальных групп после проведения реорганизации требует определенного времени и тем самым представляет собой фактор привыкания к новой структуре.
7. Проблема вспомогательных подразделений. Реорганизация, направленная на перегруппировку основных подразделений, например перевод какого-либо управления из одного министерства в другое, заметно отражается на деятельности вспомогательных подразделений. Прибавляется или уменьшается объем работы в финансовой, хозяйственной и кадровой областях и т. д. Основные подразделения встретятся с определенными трудностями в развертывании деятельности, пока их «тылы» не будут отлажены.
8. Клиентура. Дезориентация клиентуры учреждений, вызванная переходным периодом реорганизации, в некоторых ситуациях представляет собой фактор, к которому также надо приспособиться. Потребуются определенное время и известные усилия, чтобы отношения
с клиентурой пришли в нормальное состояние.
Перечисленные элементы, как уже указывалось, не исчерпывают всех разнородных факторов привыкания к условиям новых структур и технологий. Главная цель перечисления состоит в том, чтобы вызвать размышления относительно обоснованности или необоснованности реорганизации.Таким образом, переходное состояние конкретизирует, где начинаются действительные изменения; определяются уровни изменений, цели, осуществляются изменениями развивающие мероприятия, консолидируются любые положительные эффекты, если они есть, отслеживается прогресс.
Выводы
Изменения в системе управления как адаптационная реакция на вызовы внешней общественной среды — ее имманентное свойство и главная закономерность совершенствования управления.
Изменения в системе управления имеют характер комплексных изменений. Они происходят (в идеале — синхронно) и в структуре институтов, органов управления, и в структуре и содержании правовых норм, определяющих характер взаимодействия институтов власти, и в коммуникационных связях, и в структуре интересов, ценностей, предпочтений, выражающих правовое сознание субъектов управления, влияющих на их поведение.
Изменения в системе управления — это всеобъемлющая последовательная стратегия, рассчитанная на среднесрочные и долгосрочные перспективы. Управление изменениями в данном случае можно характеризовать через «синонимичные» термины: стратегическое планирование, стратегическое управление, программы изменений культуры управления, управление тотальным качеством государственной службы, социотехнические изменения государственной службы и др.
Изменения в системе управления основаны на различных методах и выводах наук разного профиля, в том числе управленческих, психологических, эргономических, политических и др., что диктует необходимость (определяет закономерность) участия в субъекте управления изменениями команды специалистов разного профиля.
Изменения в системе управления и организационное развитие государственных органов в большей степени ориентировано на процесс, чем на цель, т. е. совокупность задач может быть достигнута лишь динамикой, процессом изменений. Радикальная перестройка деловых процессов, фундаментальное переосмысление технологий, процедур процессов для того, чтобы добиться одновременно и значительного улучшения главных показателей работы, в менеджменте определяется как реинжиниринг. Заимствуя данный термин, можно сказать, что реинжиниринг является одним из важнейших методов управления изменениями в его динамике, процессе.
Изменения в системе управления основаны на участии в нем служащих, политических и линейных руководителей, участии осознанном и позитивно-активном. Человеческий фактор может сыграть роль решающего фактора в судьбе административных реформ, перемен в управлении. Нельзя при этом принижать роль модифицирующего воздействия целенаправленной политической воли руководителей государственных органов, высшего руководства. Причем на гребне волны изменений, когда стабильность организации, в целом система управления оказывается под угрозой, роль этой воли может приобрести определяющий характер.
Вопросы для размышления и самоконтроля
1. Почему термин «управление изменениями» отражает новую парадигму и новую стратегию реформ?
2. Охарактеризуйте «организационный анализ» и «организационное развитие» как закономерные стадии процесса организационных изменений ?
3. В чем вы видите специфику задач, функций состава рабочей команды по управлению изменениями в организации?
4. При каких условиях необходимо отказаться или отложить организационные изменения?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендуемая литература (основная)
1. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций. М.: Юрид. лит., 1997.
2. Глазунова Н. М. Система государственного управления: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАН, 2002.
3. Государственное и муниципальное управление: Справочник /Под ред. Н. И. Глазуновой, Ю. М. Забродина, А. Г. Поршнева. М.:Магистр, 1997.
4. Муниципальное управление: Учебное пособие для вузов /А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, Е. С. Савченко и др.; Под общ. ред.В. Н. Иванова, В. И. Патрушева. М.: Муниципальный мир, 2002.
5. Радченко А: И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: Учебник. Ростов н/д:. АООТ «Ростиздат», 1997.
Рекомендуемая литература (дополнительная)
1. Алексеев А., Пиголов В. Деловое администрирование на практике. Инструментарий руководителя. М., 1993.
2. Азизов Ф. X., Мальцев В. Н. Поддержка управленческих решений / Под ред. акад. Н. П. Федоренко. М., 1994.
3. Афанасьев Э. В., Ярошенко В. Н. Эффективность информационного обеспечения управления. М., 1987.
4. Атаманчук Г. В. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы (Серия «Энциклопедия управленческих знаний»). М., 2000.
5. Атаманчук Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М.: Славянский диалог, 1996.
6. Атаманчук Г. В. Управление. Социальная ценность и эффективность. М., 1995.
7. Атаманчук Г. В. Управление: всегда есть варианты М.: РАТС, 1999.
8. Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник для вузов. М.:БЕК, 1996.
9. Бойетт Джозеф Г., Бойетт Джимми Т. Путеводитель по царству мудрости: лучшие идеи мастеров управления / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001.
10. Бойцова В. Организация контроля за деятельностью должностных лиц в различных государствах // Президентский контроль. Информационный бюллетень. 1996. № 2—4.
11. Брянихин А. М. Россия — город — власть: (Москва: факты, поиск, проблемы, становление). М., 1995.
12. Брячихин А. М. Власть в городе. М., 1995.
13.Гор А. Создать правительство, которое работает лучше, а стоит меньше // Государственная служба. Общие проблемы. Зарубежный опыт. Вып. 1. М., 1999.
13.Горохов В. М., Комаровский В. С. Связь с общественностью в органах государственной службы. М.: РАГС, 1996.
15. Государственная служба. Исполнительная власть: структура, функции. Зарубежный опыт. М.: РАГС, 1996.
16. Государственная служба. Кадровая политика. Зарубежный опыт. М.: РАГС, 1995. /
17. Государственная служба. Административно-правовой процесс.Зарубежный опыт. М.: РАГС, 1998. .
18. Государственное и муниципальное управление на рубеже веков. М.: Прима-пресс, 1998.
19. Демин А. В. Общие вопросы теории административного договора. Красноярск, 1997.
20. Джексон Грейсон младший, Карла О'Делл. Американский менеджмент на пороге XXI века. М., 1991.
21. Дмитриев А. В., Латынов В. В., Хлопьев А. Т. Неформальная политическая коммуникация. М., 1997.
22. Драго Р. Административная наука / Пер. с фр. В. Л. Энтина;Под ред. и с послесл. Б. М. Лазарева. М.: Прогресс, 1982.
23. Иванов В. Н. Социальные технологии в государственном управлении. М., 1993.
24. Имидж государственной службы: Сборник научных трудов. М.: РАГС, 1996.
25. Институт губернатора в России. Традиции и современные реалии. М., 1997.
26. Исполнительная власть в Российской Федерации: Научно-практическое пособ. М.: БЕК, 1996.
27. Исполнительная власть / Под ред. А. Ф. Ноздрачева, Ю. А. Тихомирова М., 1996.
28. Казанцев Н. М. Толковый словарь правового содержания понятий государственной службы. М.: РАГС, 1996.
29. Казанцев Н. М. Публично-правовое регулирование государственной службы. М.: РАГС, 1999.
30. Как управлять столицей // Российская Федерация. 1994. № 16.
31. Каноринг В. И. Искусство управления. М.: БЕК, 1997.
32. Ковалевски С. Научные основы административного управления. М.: Экономика, 1979.
33. Комментарий к Кодексу РСФСР об административных право
нарушениях / Под ред. И. И. Веремеенко, Н. Г. Салищевой, М. С. Студеникиной. М., 1997.
34. Компьютерное моделирование социальных процессов. М., 1994.
35. Кочерин Е. А. Основы государственного и управленческого контроля. М., 2000.
36. Лазарев Б. М. Государственное управление на этапе перестройки. М., 1988.
37. Лобанов В. Маркетинг в государственном управлении // Проблемы теории и практики управления. М., 1994. № 4.
38. Лобанов В. В., Михайлова Е. А. Городские и муниципальные программы. Кейсы: Учеб. пособие. ЧМ., 2000.
39. Логиновский О. В. Управление и стратегии: Учеб. пособие.Оренб. гос. ун-т, Юж.-Урал. гос. ун-т. Челябинск, 2001.
40. Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. М., 1993.
41. Магомедов К. О. Гражданское общество и государство. М.,1998.
42. Макаренко В. Н. Правительство и бюрократия // Сонме. 1999. № 2.
43. Макарин А. В. Бюрократия в системе политической власти /С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 2000.
44. Мельников С. Б. Формирование корпоративного управления муниципальными образованиями России в условиях кризиса. М.,1996.
45. Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М., 2000.
46. Овчинников И. И. Местное самоуправление в системе народовластия. М., 1999.
47. Об итогах работы Контрольного управления Президента Российской Федерации // Президентский контроль. Информационный бюллетень. 1995. № 2.
48. Оболонский А. В. Бюрократия и государство: Очерки. М.:ИГПАН, 1996.
49. Осборн Д., Пластерик П. Управление без бюрократов, пять стратегий обновления государства. М.: Прогресс, 2001.
50. Основы современного социального управления. Теория и методология (Сер. «Энциклопедия управленческих знаний»): Учеб. пособие / Под ред. В. Н. Иванова. М., 2000.
51. Питер Ф.Друкер. Эффективный управляющий / Пер. с англ. М., 1994.
52. Политическое управление / Курс лекций. 2-е изд., перераб.; Под ред. В. С. Комаровского, С. В. Рогачева. М.: РАГС, 1999.
53. Предприниматель: слагаемые успеха, образ жизни, самоменеджмент. Пенза, 1993. Ч. 1.
54. Россия-2015: оптимистический сценарий / Л.И.Абалкин, Э. Б. Адаев, А. И. Амосов и др.; Отв. ред. Л. И. Абалкин. Ин-т экономики РАН, Моск. межбанк, валют, биржа. М., 1999.
55. Саати Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем. М., 1991.
56. Саймон Г. Менеджмент в организациях. М.: Экономика, 1995.
57. Соловьев А. И. Конфликты в государственно-административной сфере // Полис. 1997. № 4.
58. Тейлор Ф. У. Менеджмент. М., 1992.
59. Тихомиров Ю. А. Действие закона. М., 1992.
60. Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса.
М., 1998.
61. Фарукшин М. X. Федерализм и демократия: сложный баланс // Полис. 1997. № 6.
62. Франция: Организация административной власти. М., 1996.
63. Шевалье Ж. Государственная служба / Пер. с фр. М., 1996.
64. Шепелев Л. Е. Чиновный мир России, XVIII — начало XX в. СПб.: Искусство, 1999.-
65. Элдоус М., Стэнфилд Р. Методы принятия решения. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.
66. Шефер Э. Организационная структура правительства и структура управления. Брюль, 1996. Сб. 2.
67. Эффективность закона. Методология и конкретные исследования. М., 1997.
68. Эффективность государственного управления / Пер. с англ.: М., 1998.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................................................................................. 3