Порядок подачи и рассмотрении заявлений (жалоб), обращений
Право подачи апелляции в независимую, беспристрастную государственную судебную инстанцию должно быть обеспечено всем участникам избирательного процесса (процесса референдума). Процедура подачи заявлений (жалоб), обращений должна быть усыновлена как механизм рассмотрения споров, связанных с выборами (референдумами), органом, который может служить последним арбитром в этом вопросе. Международные наблюдатели должны принимать во внимание, что справедливость избирательного процесса (процесса референдума) может быть сохранена только в том случае, если жалобы рассматриваются независимо и беспристрастно, а решения судебных органов, иных уполномоченных на то законом органов незамедлительно исполняются.
Жалобы, касающиеся избирательного процесса (процесса референдума), независимо от того, подаются ли они избирателями (участниками референдума) или кандидатами, должны рассматривался одинаково внимательно и в законном порядке. Правила и сроки подачи и рассмотрения жалобы должны быть четко определены в законе о выборах либо референдуме. Должны существовать доступные и адекватные условия для подачи этих жалоб и получения их соответствующими судебными властями. Ответы должны быть даны в определенные сроки, и все постановления должны быть зарегистрированы и опубликованы.
Международные наблюдатели должны ознакомиться с регламентацией порядка обжалования нарушений избирательных прав и свобод участников выборов (референдумов), принимая во внимание, что в некоторых странах предусматривается обжалование нарушений путем обращения как в соответствующую избирательную комиссию, так и в суд, при этом подача обращения (заявления, жалобы) в избирательную комиссию не является обязательным предварительным условием для последующего обращения в суд.
Кроме того, положения о порядке и основаниях привлечения к ответственности лиц и органов за нарушение законов о выборах либо референдуме, избирательных прав и свобод участников избирательного процесса могут как непосредственно включаться в текст законов о выборах либо референдуме, иных законов, в том числе о средствах массовой информации, так и содержаться в законодательстве об уголовной и (или) административной ответственности.
Международные наблюдатели должны обращать внимание, в частности, на следующее: каковы сроки подачи и рассмотрения жалоб (заявлений, обращений) по избирательным спорам; не откладывается ли рассмотрение жалоб на период после проведения голосования; являются ли представители избирательных органов на судебное разбирательство.
Обеспечение общественного порядка и безопасности в период проведения выборов (референдумов)
Государство призвано принимать меры к проведению избирательной кампании (кампании референдума) в условиях общественной безопасности и спокойствия, к пресечению любых попыток насилия, запугивания или иных подобных действий или угроз входе выборов (референдумов).
На протяжении всей избирательной кампании (кампании референдума) силы обеспечения общественного порядка и безопасности призваны пресекать любые попытки запугивания и подкупа избирателей (участников референдума) и кандидатов, других участников избирательного процесса (процесса референдума).
Международные наблюдатели должны оценить эффективность деятельности правоохранительных структур по оказанию содействия избирательным комиссиям в предупреждении, предотвращении и пресечении противоправной деятельности участников избирательного процесса (процесса референдума).
Работа органов милиции (полиции) должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивался общественный порядок и в то же время не создавалось необоснованных препятствий для осуществления избирательных мероприятий (проведения агитационной деятельности и т.д.) и особенно для реализации избирательных прав и свобод граждан.
Международные наблюдатели должны обратить внимание на факты необоснованного увеличения количества групп (нарядов) милиции (полиции); на экипировку сотрудником правоохранительных органов, наличие у них оружия; на поведение сотрудников правоохранительных органов при проведении массовых агитационных мероприятий; на присутствие сотрудников правоохранительных органов на избирательных участках (участках референдума), а также непосредственно перед помещениями для голосования и (или) в помещении для голосования, участие в сопровождении членов избирательных комиссий, транспортирующих избирательные документы в вышестоящие избирательные комиссии.
Организация краткосрочного наблюдения
Краткосрочные наблюдатели обычно прибывают в страну накануне выборов (референдума) и распределяются по максимально большему количеству регионов, чтобы обеспечить повсеместное присутствие на территории государства в день выборов (референдума).
Деятельность краткосрочных наблюдателей разделяется на три периода: заключительные дни кампании, обязанности по наблюдению в день выборов (референдума), наблюдение за подсчетом голосов и подведением итогов голосования.