Система административного права
АП – целостная система правовых норм и институтов. Их объединяет предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и специальных. А в целом отрасль создает специфический – административно-правовой – режим регулирования, который строится на обязывании как способе правового регулирования.
Система АП делится на общую и особенную части. Общая – нормы, охватывающие управление в целом, а особенная состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти (образование, охрана общественного порядка и др.).
В общую часть входят пять групп институтов (подотраслей):
1) регулирующих административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права);
2) регулирующих основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);
3) регулирующих административно-правовой статус негосударственных организаций;
4) обеспечивающих законность деятельности исполнительной власти;
5) регулирующих принуждение по административному праву.
В особенной части АП четыре подотрасли, объединяющие нормы:
1) регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность;
2) регулирующие организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;
3) регулирующие ее социально-культурную деятельность;
4) регулирующие деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных связей с другими странами (внешних связей).
АП – одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений. АП – самая массивная отрасль права. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация.
Вокруг АП группируются финансовое, земельное, экологическое право, т.е. оно стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют управленческие отношения и в которых широко используется административно-правовой метод регулирования.
8. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Административно-правовые нормы — это общеобязательные властные государственные предписания , которые содержатся в нормативном правовом акте, и обеспечивают регулирование тех общественные отношений, которые складываются в области государственного управления. Кроме того, они регулируют возникающие в различных сферах современной общественной жизни отношения носящие выраженный управленческий характер.
Нормы административно-правового характера, обладают следующими, присущими именно им специфическими особенностями:
- данные нормы являют собой некую особую разновидность юридических норм;
- объектом, который они регулируют, выступают специфические общественные отношения;
-данные нормы являют собой особенное средство для реализации разного рода публичных интересов проявляющихся в сфере госуправления;
- они устанавливаются органами госвласти различного уровня, а также администрацией различных предприятий и учреждений;
- эти нормы обычно содержатся в различного рода нормативно-правовых актах, обладающих разной степенью юридической силы;
- эти нормы носят обязывающе-представительный характер и обеспечиваются всеми необходимыми мерами государственного принуждения;
- цель данных мер - эффективное обеспечение необходимого уровня требуемого управленческого порядка;
- данные нормы в целом ряде случаев регулируют общественные отношения, которые в принципе, могут составлять предмет других правовых права.
Нормы административно-правового характера имеют стандартную для всех норм права трёхэлементную структуру: гипотеза, диспозиция, санкция.
В правоведении принято подразделять виды административно-правовых норм:
- по конкретному содержанию, характеризующему общественные отношения;
- по предмету регулирования;
- по предмету, воздействующему на субъектов административного права.
Последние в свою очередь, подразделяются на:
- обязывающие, которые предписывают совершить некое определённое действие, имеющиеся в подобных нормах указания выражаются как обязательные предписания;
- запрещающие, то есть предусматривающие запрещение совершения какого-либо рода действий в определенных условиях. Данные запреты могут иметь как общий, так и специальный характер;
- дозволительные, в них выражена возможность для субъекта действовать по своему собственному усмотрению в тех пределах, которые установлены требованиями;
-стимулирующие - обеспечивают должное поведение субъектов управленческих отношений посредством как материального, так и определённого морального воздействия;
- рекомендательные, данные нормы имеют исключительно рекомендательный характер, и как правило, применяются при взаимоотношениях субъектов негосударственных формирований. Вместе с тем, рекомендации могут находиться в нормативных актах, которые адресуются нижестоящего уровня субъектам исполнительной власти.
Также административные нормы подразделяются:
- по территориальному пределу действия;
- по действию во времени;
- по кругу лиц.
Весьма важным аспектом административного права является реализация административно-правовых норм, то есть воплощение на практике, различных административных предписаний. Реализация имеет подразделение на следующие формы:
- исполнение, представляющее собой реализацию возлагаемых на субъектов управленческих отношений обязанностей;
- соблюдение предписывает субъектам воздерживаться под угрозой наказания, от определённого рода вариантов поведения;
- использование, подразумевает то обстоятельство, что субъекты, принимающие участие в управленческих отношениях посредством своего достаточно активного поведения реализовывают предоставленные им права;
-применение, которое состоит в разрешении надлежащим субъектом конкретного дела управленческого характера, предусматривающим вынесение индивидуальных актов юридического характера.