Виды юридической ответственности по российскому законодательству
Виды юридической ответственности Юридическая ответственность – сложное понятие, рассматриваемое в нескольких аспектах:
1)юридическая ответственность наступает за правонарушения (правовая аксиома);
2)юридическая ответственность является разновидностью социальной ответственности, т. е. люди несут ответственность за действия, в зависимости от которых и наступает ответственность (например, за преступление против веры наступает религиозная ответственность; за аморальный поступок – моральная ответственность и т. д.).
Юридическая ответственность отличается тем, что наступает только за правонарушения.
Классификация юридической ответственности:
1.Органы, возлагающие юридическую ответственность:
а)органы государственной власти;
б)органы государственного управления (чаще всего – административная);
в)судебные и другие юрисдикционные органы.
2.Одним из видов юридической ответственности, целиком и полностью зависящим от цели, которую преследует санкция нормы, устанавливающей ответственность, является конституционноправовая ответственность – основной вид юридической ответственности власти перед народом.
Конституционноправовую ответственность можно определить как установленный нормами конституционного права особый вид юридической ответственности, представляющий собой ответственность за ненадлежащее осуществление публичной власти должностными лицами и органами публичной власти. Отличительной чертой этого вида юридической ответственности является ее политический характер.
Специальные признаки конституционноправовой ответственности:
—особый субъект ответственности (должностные лица органов публичной власти и сами органы публичной власти);
—предметом защиты посредством конституционноправовой ответственности выступает надлежащий порядок осуществления публичной власти;
нормативноправовое регулирование конституционноправовой ответственности осуществляется исключительно нормами конституционного права. Эта ответственность предусмотрена Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов Федерации и другими источниками конституционного
Целью этого вида ответственности является охрана и обеспечение нормального порядка осуществления публичной власти, следование органов и должностных лиц, участвующих в осуществлении публичной власти, предписаниям норм Конституции РФ и конституционноправового законодательства, предупреждение (превенция) посягательств на порядок осуществления публичной власти.
3. Карательная юридическая ответственность, имеющая целью общую и частную превенцию правонарушений:
а) уголовная ответственность (юридическая ответственность за преступления), которая применяется за правонарушения, имеющие наибольшую общественную опасность, и отличается наиболее жесткой по форме и содержанию карой, начиная с высоких штрафов и кончая лишением свободы на длительные сроки и применением исключительной меры наказания в виде смертной казни.
Особенность юридической ответственности этого вида состоит в относительно определенном характере ее санкций, которые устанавливают высший и низший пределы наказания, а также в специфическом способе определения деяний, подпадающих под действие этого вида ответственности (под данный вид юридической ответственности подпадают деяния, состав которых определен Уголовным кодексом Российской Федерации);
б) административная ответственность (юридическая ответственность за проступки), особенности которой заключаются в следующем:
1)меньшая общественная опасность административного проступка по сравнению с уголовно наказуемым преступлением, которая выражается в менее жесткой каре, предусмотренной санкциями норм административного права;
2)реализуется гораздо более широким кругом правоохранительных органов: судьями (мировыми судьями), комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации17;
3) реализация более широким кругом органов и должностных лиц обусловлена тем, что вынесение решений об административной ответственно сти конкретного лица происходит в более Iоперативном порядке, нежели решение об уголовной ответственности. В большинстве случаев размер кары в виде штрафа устанавливается на месте совершения административного правонарушения. Лишь в отдельных случаях (при совершении более опасного правонарушения, а также если виновное лицо оспаривает применяемое к нему наказание) составляется протокол и дело рассматривается в административном или судебном порядке. В этом случае процессуальные права виновного лица защищены законом в большей степени и у него появляется больше возможностей отстаивать свою правовую позицию:
а) предупреждение (применяется за совершение незначительных административных правонарушений, а также в отношении лиц, которые впервые совершили проступок. Предупреждение налагается путем издания письменного постановления);
б) штраф (в настоящее время определяется, как правило, пропорционально месячному размеру оплаты труда);
в) возмездное изъятие (применяется только в отношении предметов, явившихся орудием совершения правонарушения. Возмездное изъятие состоит в принудительном изъятии предмета, его продаже через торговую организацию и передаче бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов по реализации. Например, такое взыскание может быть наложено на гражданина, имеющего разрешение компетентных органов на владение и пользование охотничьим ружьем, но нарушающего правила его хранения);
г) конфискация предмета, явившегося орудием совершения правонарушения или непосредственным объектом правонарушения (состоит в безвозмездном изъятии этого предмета в собственность государства в качестве наказания за правонарушение. Например, нарушение правил рыболовства может повлечь за собой конфискацию пойманной рыбы, сетей и других орудий, принадлежащих браконьеру);
д) лишение специальных прав, предоставленных компетентными органами гражданину (лишение данных прав применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этими правами (управление автомобилем в состоянии опьянения);
е) административный арест (применяется в исключительных случаях за совершение проступков, приближающихся по степени опасности к преступлениям (например, за мелкое хулиганство).
ж) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу вРФ за пределы России, а в некоторых слу|чаях – в контролируемом самостоятельном выезде).
з) дисквалификация (заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом и др.);
в) дисциплинарная ответственность (применяется за нарушение трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплины, например, за нарушение внутреннего трудового распорядка, исполнительской дисциплины), которая наступает за проступки, совершаемые виновными лицами в процессе исполнения ими своих служебных обязанностей. Взыскания за эти проступки накладывают начальствующие лица учреждений.
Дисциплинарные проступки влекут за собой следующие санкции:
а) замечание18;
в) строгий выговор20;
г) увольнение21;
д) предупреждение о неполном служебном соответствии22;
е) понижение в классном чине23;
ж) лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»24;
з) лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»25 и др.
4, Правовосстановительная юридическая ответственность (направлена на устранение вреда, нанесенного правам и законным интересам участников правовых отношений), заключающаяся в восстановлении нарушенных прав или в принудительном исполнении невыполненной обязанности. Этот вид ответственности установлен нормами гражданского и гражданскопроцессуального законодательства.
Гражданскоправовая ответственность наступает за нарушения договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда, т. е. за совершение гражданскоправового деликта. Ее сущность состоит в принуждении лица нести отрицательные имущественные последствия.
Меры гражданскоправовой ответственности: опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; возмещение убытков; обращение в доход государства; уплата неустойки (штрафа, пени); признание сделки недействительной; лишение имущества, неправомерно оказавшегося во владении; принудительное устранение препятствий в осуществлении гражданских прав; возмещение упущенной выгоды и т. д.
5. Юридическая ответственность является также разновидностью государственного принуждения (психическим, физическим, имущественным и организационным воздействием властных государственных органов и должностных лиц на адресата права с целью содействия им в выполнении предписаний юридической ответственности и контроль за этим процессом).
Меры государственного принуждения:
1)меры предупреждения (проверка документов, проверка багажа и т. д.);
2)меры пресечения:
а) привод и официальное предостережение лиц, допускающих антиобщественное поведение, не повлёкшее юридической ответственности;
б) изъятие имущества;
в) административное задержание;
г) принудительный раздел общественной собственности;
д) взыскание ошибочно выплаченных сумм.
86. Понятие и соотношение законности и правопорядка.
Законность и правопорядок
Законность есть реализация свободы человека, смоделированная в нормах права. Предусмотренные ими разнообразные социально-экономические, политические и личные права, свободы и обязанности становятся реальностью общественной жизни лишь в режиме действующего закона. В противном случае они оказываются лишь благими намерениями законодательной власти.
Законность – это сфера свободного волеизъявления субъектов, в которой они осуществляют любые действия, не запрещенные правовыми нормами. Другими словами, это свобода, определяемая объективными условиями общественного развития, мера которой получает выражение в законе.
Правопорядок – есть результат действия законности, реализованной свободы участников правоотношений. Свободное, а не принуждаемое воплощение в жизнь прав, свобод и обязанностей людей обеспечивает демократический образ жизни, реальную демократию, характеризует цивилизованное общество как общество правопорядка: в деятельности государства осуществляется принцип разделения властей; в общественной жизни реально воплощаются справедливость, гуманизм, равенство всех перед законом и другие принципы права; интересы субъектов права находятся под надежной охраной государства; государство отвечает перед своими гражданами за нарушение их законных интересов; граждане, в свою очередь, несут ответственность перед государством за совершенные правонарушения. В своей совокупности эти факторы образуют правовую основу демократии, концентрируют в себе все положительные свойства правового регулирования общественных отношений.
Правопорядок и общественный порядок, их соотношение
Правопорядок – это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права.
Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, т. е. такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования. Структура правопорядка – это единство и одновременное деление урегулированной правом системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.
Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм не правовых обычаев, традиций и ритуалов.
В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой и находятся под его защитой. Однако только правопорядок охраняется специальными государственноправовыми мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечиваются иными средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.
Понятие «право» уже понятия «общественный порядок», так как право закрепляет лишь те общественные отношения, которые способствуют функционированию общества как целого. Все иные социальные связи остаются вне юридического воздействия и правопорядком не охватываются.
87. Правовое регулирование: стадии, способы, типы.
1. Правовое регулирование- воздействие юридическими средствами на
общественные отношения и поведение людей. Предмет правового регулирования- та сфера общественных отношений, которая подвергается юридическому воздействию. Данный предмет включает в себя три основные группы общественных отношений:
• властеотношения;
• отношения по обеспечению прав и свобод человека и охране правопорядка;
• отношения по поводу обмена материальными и нематериальными ценностями.
3. При правовом регулировании наиболее распространены императивный и диспозитивный методы. В основе императивного методалежит субординация между участниками правоотношения (то есть один субъект правоотношения находится в подчиненном положении по отношению к другому). Императивный метод правового регулирования чаще всего применяется в публично-правовых отраслях (например в конституционном, административном, финансовом, уголовном праве) при регулировании властеотношений. Диспозитивный методпредполагает равенство участников правоотношения, отсутствие между ними отношений власти и подчинения. Диспозитивный метод обычно применяется в частно-правовой сфере (например отрасли гражданского права). Также при правовом регулировании возможно сочетаниеимперативного и диспозитивного методов.
4. Теория государства и права выделяет три основных способа правового регулирования:
ü Управомочивание (дозволение) - наделение участника правоотношений комплексом определенных прав (например, арендатор жилой площади имеет право ее использования).
ü Обязывание - предписание исполнить определенные действия (должнику исполнить свои обязательства перед кредитором).
ü Запрет - возложение на участника правоотношений обязанности не совершать тех или иных действий (например, арендатор не имеет права распоряжаться арендованным имуществом - дарить, продавать и т. д.).
Дозволение и обязывание проистекают из регулятивной динамической функции права, запрет - из регулятивной статической. Дополнительными способами правового регулирования являются информационный (например, доведение до гражданина информации, содержащейся в Уголовном кодексе, о противоправности тех или иных деяний); применение мер принуждения. 5. Основными типами правового регулированияявляются:
• общедозволительный; запретительный.
Смысл общедозволительного типа - разрешено все, что не запрещено законом, запретительного - запрещено все, что не разрешено законом. Общедозволительный тип применяется при правовом регулировании статуса личности, прав и свобод (человеку разрешено все, что не запрещено законом). Запретительный тип применяется при регулировании статуса государственного органа, отношений между ними (госорган имеет право только на то, что указано в законе - круг полномочий, и т. д.).
6. Выделяются следующие стадии правового регулирования:
ü возведение государственной воли в закон;
ü индивидуализация прав и обязанностей;
ü реализация права.
При возведении воли государства в закон:
ü определяется круг участников правоотношения;
ü устанавливается (указывается) их статус;
ü определяются возможные права и обязанности участников правоотношения;
ü указываются возможные варианты их поведения;
ü данная информация закрепляется в нормативно-правовом акте (его правовых нормах), принимаемом государственными органами в установленном порядке.
На стадии индивидуализации прав и обязанностей (правоотношения):
ü наступают конкретные обстоятельства, предусмотренные правовой нормой, - юридические факты;
ü нормы права начинают действовать в конкретной ситуации;
ü возникают правоотношения;
ü участники правоотношений приобретают конкретные права и обязанности.
На стадии реализации правовая норма начинает "работать" - использоваться участниками правоотношений, применяться к конкретной ситуации.