Система учебного курса КПЗС
Предмет учебного курса КПЗС.
Под учебным курсом КПЗС понимается сов-ть теоретических и практических положений, которые отражают сущность КПЗС как отрасли национального права, построенного в соответствии с учебной программой. Предмет- нормы КП национальных отраслей ЗС, конституционно-правовая практика, сама наука КПЗС. Цели (функции) изучения курса КПЗС: 1) эвристическая-познавательная; 2) прикладная; 3) прогностическая
Понятие и предмет КПЗС как отрасли права.
КПЗС как отрасль национального права - совокупность юр.норм, регулирующих отношения в сфере осуществления публичной власти. 3 позиции: 1) предмет – отношения, которые складываются в сфере осуществления народовластия. 2) предметом регулирования КПЗС являются отношения, которые складываются при осуществлении государственной власти. 3) предмет- отношения, которые складываются при осуществлении публичной власти. Неотъемлемым атрибутом государственной власти является субъект.
Особенности источников КПЗС.
1. Конституция.
2. Конституционные законы- НПА, принятый высшим законодательным органом страны, который вносит изменения и дополнения в Конституцию.
3. Органический закон. Это такой закон, который принимается на основании отсылочных норм Конституции. В Конституции Испании 22 отсылочные нормы и 22 органических закона. Таких законов в РФ нет.
4. Обычные парламентские законы. Если содержат нормы конституционного права. За рубежом имеются другие источники права конституционные обычаи, они действуют в странах англосаксонской правовой системы - особенно в Великобритании. Спикер Палаты Общин сидит на мешке с шерстью, эта традиция сохранилась до сих пор.
5. Обычаи. Правило поведения человека в обществе, который в силу неоднократности применения становится общественным. Практика показывает необходимость их судебной защиты.
6. Судебные прецеденты. В том числе конституционный судебный прецедент.
7. Партийные документы, к счастью они распространены не во многих странах. В Кубе, КНР, Ирак, Ливия.
8. Священные писания и священные придания (устный источник). В Саудовской Аравии - Коран, Афганистан - Коран, Ватикан - Библия и священные придания "Житие святых". В Израиле - Талмуд.
9. Нормы международного права. Если изъять из этой иерархии хоть один пункт, то разрушится конституционная законность и все разрушится, вся пирамида, во главе которой находится конституция.
10. Акт государственного переворота. В Латинской Америке было более 160 государственных переворотов, и после каждого переворота издавались указы, схожие друг с другом: приостанавливается действие конституции, запрещаются все партии, вводится чрезвычайное положение и т.п. Эти указы могут быть источником конституционного права, хотя об этом никто ни пишет, они являются источниками, если субъекты конституционно-правовых отношений признают своими действиями их законным и легитимным. Указ Е.Б.Н. № 1400 отменил старую Конституцию и предусмотрел создание совершенно новых органов власти. Этот указ можно характеризовать как акт государственного переворота. На основании указа назначили референдум 1993 г. и на референдуме, на основании акта государственного переворота, приняли новую Конституцию. Тогда же провели выборы в Государственную Думу и Совет Федерации, а политические силы не протестовали, т.е. они этот указ тоже признали.
Современная наука КПЗС.
Наука КПЗС делится на: 1)отечественную; 2)зарубежную В отечественной более 70 лет была марксистско-ленинская методология. Предполагалось партийность науки КП. Экономический базис первичный, а правительство вторичное. Особенности самой науки конституционного права зарубежных стран. Наука отличается от курса, т.к. в курсе все определяет программа, а в науке полная свобода действия.
В зарубежной науке существуют многочисленные школы науки конституционного права:
1. Формально-юридическая - основоположник Кокошкин. Характерной ее особенностью является то, что ученые считали предметом изучения только юридические нормы. Методом изучения юридических норм является формально-юридический анализ. Ганс Кельс: "Основная норма - истина, т.к. она истина, из которой вытекает конституция, т.е. она высший источник права". Основная норма является стереотипом поведения. В Германии стереотип поведения - порядок, и все нормы которые противоречат порядку - не принимаются. Стереотип поведения англичан - законность, у американцев - справедливость (каждый в зависимости от талантов, знаний, подготовки должен занять справедливое место в обществе), у русских - равенство, типичнейший нигилизм к власти и праву, индусы - сострадание (если платить за работу, то критерием оплаты является величина семьи). Представители формально-юридической школы разработали теорию правового государства. Обосновали верховенство права и закона. Недостаток школы в том, что они не изучали правоприменительную практику.
2. Политико-социологическая - возникла, как противовес формально-юридической школе. Основоположником является Левон Дюги, Морис Ориу, Иванковский, Ж. Бердо и т.д. Дюги в 22 года написал: "Для одних достаточно изучать правовые нормы, но из правовых норм можно построить только чарующую фантазию. Для меня самое главное изучать, как норма действует, и как действует в жизни". Напр., в КЗОТе трудовая правоспособность наступает с 18-ти лет, и ученые объясняют это исходя из нормы права, совершенно не обращая внимания на реальную жизнь. Ведь напр., сравнить развитие детей в 38-ом году и наших дней. Все изменяется, нельзя подгонять все под догматические рамки закона, должно быть наоборот. Представители этой школы наоборот (в отличие от первой школы) совершенно не уделяли внимания правовым нормам.
3. Психологическая школа - основоположник Лев Петражицкий, он считал, что право не более чем эмоции, это переживания человека, это чувства страха. Эти идеи начали возрождаться в художественной литературе, в первую очередь экзистенциалистов, т.к. они описывают пограничное состояние между жизнью и смертью. Представители психологической школы появились в Мексике - Рокос. Они доказывают, что нормы конституционного права должны излагаться так, чтобы они вызывали трепет и "вбожение", чтобы они вызывали гордость, примером может послужить Конституция США. Нормы должны быть сформулированы так, чтобы они вызывали чувство страха за их нарушение, таких норм много в конституции Ирана. Третья группа норм должна быть такова, чтобы у каждого человека развивалась естественная потребность трудиться на благо своего отечества. Идеи эти плохо разработаны.
4. Марксистская - положительный момент, марксисты изложили одну из теорий происхождения государства, однако она не может претендовать на универсальность, на истинность в полном объеме. По мнению марксистов, государство возникло в результате появления частной собственности и в результате раскола на антагонистические классы, и чтобы классы сами себя не уничтожили, создается третья сила - государство, которая будет стоять на вершине. Факт, что многие государства образовались в результате насилия. Второе положение, государство и право обусловлены экономическим базисом. Эта теория имеет право на жизнь, но марксизм допустил глубокое нарушение, и оно коренится в Капитале Марса. Маркс лишил предпринимателя дохода складывающегося с процентов на вложенный капитал, с умственного труда (предприниматели были и менеджерами), оплаты за риск капиталом. Маркс на этот момент даже не указывает, поэтому всех предпринимателей называет эксплуататорами, и приходит к выводу, что надо разделить имущество эксплуататоров между эксплуатируемыми. Для борьбы с капиталистическим государством он допускал революцию. Когда провели национализацию собственности - единственным капиталистом стало государство, главная норма-эксплуатация: разница между ценой товара и заработной платой. В России эта норма была в пять раз выше, чем в развитых капиталистических странах. Эта система самая несправедливая. Без предпринимателей и работников экономическая система не работает, и мы пришли тому, от чего в 17-ом году ушли.
Система учебного курса КПЗС.
Учебный курс состоит из Общей и Особенной части. В общей части изучают наиболее общие категории КПЗС, которые типичны для всех стран. Берем наиболее общие нормы. Особенная часть – основы КП отдельных государств. Каждый ученый конструирует ее по своему. какие страны нужно изучать: 1) Высокоразвитые страны; 2) Япония, Китай, Швеция, Турция, Иран, Афганистан- соседи; 3) Куба, Северная Корея, Китай -последний заповедник социализма; 4) Чили; 5) основные страны, которые находятся в центре внимания мировой общественности.