Место конституционного права в системе российского права

Понятие и предмет конституционного права России

Конституционное право — ведущая (публичная), отрасль российского права, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения

Предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием::

1) основ конституционного строя Российской Федерации, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации:

3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами и т. д.;

4) организации и функционирования системы органов государственной власти РФ, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

Способом воздействия государства на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государственно-властными полномочиями, а. на другую сторону (стороны) этих отношений возлагается обязанность подчиняться ее велениям (метод властеотношений).

Конституционное право как отрасль российского права, представляет собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти, местного самоуправления.

Место конституционного права в системе российского права

Конституционное право - ведущая отрасль права РФ. Такая его роль обусловлена значением общественных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами этой отрасли. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, эта отрасль тем самым дает необходимые ориентиры, отражающие главное сущностное направление правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

Роль конституционного права как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно ее нормами регулируется сам процесс создания права. Нормы определяют виды правовых актов, органы, их издающие, соотношение их юридической силы. Основным источником конституционного права является Конституция - Основной Закон государства, нормы которого являются исходными для всех отраслей права.Конституционное право является ведущей отраслью права РФ, т.к. служит основой для других отраслей права:

♦ административного, т.к. определяет систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию;

♦ гражданского и хозяйственного, т.к. закрепляет различные формы собственности, права собственников, принципы хозяйствования;

♦ финансового, т.к. регулирует основы бюджетной системы РФ, систему налогов;

♦ уголовного права и уголовного процесса, т.к. устанавливает систему органов судебной власти, конституционного принципа правосудия, права граждан в судопроизводстве.

Конституционное право и на современном этапе активно развива­ется. Основными направлениями этого процесса являются:

♦ дальнейшее нормативное обеспечение процессов демократизации, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, расширение их гарантий;

♦ совер­шенствование избирательного законодательства;

♦ углубление сущности государства как правового и социального;

♦ формирование гражданского общества;

♦ совершенствование принципов федеративного устройства России;

♦ проведение административной ре­формы, которая должна более полно обеспечить единство, вертикаль государственной власти;

♦ проведение реформы местного самоуправле­ния;

♦ укрепление судебной системы;

♦ искоренение недостатков в реали­зации конституционно-правового законодательства, которые пока еще весьма существенны.

Наши рекомендации