Вопрос 18. Политические основы конституционного строя. Политический и идеологический плюрализм
Идеология является сложным духовным образованием. Она включает в себя определенную теоретическую основу, которая представляет собой систему политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой, а также вытекающие из этой системы программы действий и механизмы распространения идеологических установок среди населения.
Идеология не возникает из повседневной деятельности людей, на базе тех или иных житейских ситуаций. Она создается мыслителями, идеологами, политиками. Будучи систематизированным, теоретически обоснованным духовным выражением интересов определенных социальных групп, идеология относится к высшему уровню общественного сознания.
Поскольку идеологические концепции являются духовным выражением определенных социальных интересов, они оказывают влияние на деятельность людей и могут становиться важным фактором исторического развития. Известно, что идеология французских просветителей 18 в. в период Великой французской революции сыграла огромную роль в сплочении третьего сословия, выступившего против феодализма и абсолютизма.
Действующая Конституция РФ закрепляет принцип идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип прежде всего исключает возможность существования в России гос-ной или обязательной идеологии. "Никакая идеология, - предусмотрено в Конституции (ст. 13), - не может устанавливаться в качестве гос-ной или обязательной". Тем самым в РФ должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.
Идеологическое многообразие означает свободное существование в обществе различных политических и иных взглядов, школ, идей. Идеологическое многообразие является закономерным следствием таких конституционных прав и свобод человека и гражданина, как свобода мысли и слова, свобода совести и др. Наиболее важные гарантии действенности рассматриваемого принципа - отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельности, преподавания, реализация принципа политического многообразия и т.д.
Установление в Конституции принципа идеологического многообразия является одним из важнейших демократических завоеваний народов России. Многообразие в сфере идеологии позволяет каждому человеку, группам людей, их объединениям свободно развивать свои научные теории и воззрения, распространять и защищать их с помощью всех допускаемых Конституцией средств, активно способствовать их осуществлению путем разработки программных документов, законопроектов и т.д.
Отсутствие гос-ной или обязательной идеологии не означает, что органы гос. власти действуют независимо от каких-либо идеологических взглядов и находятся вне идеологической борьбы в обществе. Наоборот, именно возможность с помощью гос. аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь обусловливает активную борьбу социальных групп населения и политических партий за выдвижение своих сторонников в различные органы гос. власти и органы местного самоуправления, прежде всего путем активного участия в избирательных кампаниях.
Согласно ст.13 КРФ, конституционный строй основан на политическом и идеологическом многообразии.
Идеологическое многообразие понимается как право отдельных личных, социальных, групп, ПП или ООбъединений:
· Беспрепятственно разрабатывать теории, идеи, взгляды, относительно экономического, политического, правового и иного устройства РФ
· Разрабатывать программные документы партии, готовить законодательные проекты, и иные документы, предусматривающие меры по совершенствованию социального и политического строя РФ.
· Пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью СМИ, а также путем издания трудов, статей, монографий.
· Публично защищать свои идеологические воззрения
· Требовать по суду или через иные органы государства устранять препятствия связанные с реализацией права на идеологическое многообразие.
Ч.2 ст.13 КРФ закрепляет равноправие идеологов в обществе, никакая идеология не м/б устанавливаться в качестве государственной или общеобязательной.
Важнейшей гарантией идеологического многообразия является закрепленный в стю13 ч.4 принцип политического многообразия.
Под политическим многообразием понимается наличие многопартийности, различных ООбъединений, союзов, движений действующих и сформированных в рамках КРФ.
Конституция провозглашает их равенство перед законом. Равенство ООбъединений перед законом заключается в:
- в равенстве требований государства к уставам, к порядку регистрации и прекращению деятельности ООбъединений
- в равенстве их прав в общественной и хозяйственной деятельности.
КРФ запрещается распространение в обществе расистских, человеконенавистнических и иных воинских и реакционных течений, равно как и запрещает деятельность ООбъединений цели или действия которых направлены на ненасильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ. На подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной религиозной розни.
Вопрос 19.Правовой статус общественных объединений. Организационно – правовые формы общественных объединений.
Общественные объединения (ОО) – добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе ОО.
Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица -общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.
Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица -общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соотв. с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать кол-во членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.
Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.
Члены общественного объединения имеют права и несут обязанности в соотв. с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе.
Участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица -общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом.
Деят-ть ОО осуществляется на принципах:
· Добровольности,
· равноправия,
· самоуправления,
· законности
Запрещаются создание и деятельность ОО, цель которых:
1. Насильственное изменение основ КС РФ
2. Нарушение целостности РФ
3. Подрыв безопасности гос-ва
4. Создание вооруженных формирований
5. Разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.
Для реализации целей, указанных в уставе, ОО вправе:
1) свободно распространять информацию о своей деят-ти,
2) участвовать в выработке решений органов гос.власти и МСУ
3) проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования
4) учреждать СМИ и осуществлять издательскую деят-ть
5) представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, других граждан в органах гос.власти, МСУ и общественных объединениях
6) выступать с инициативой по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы гос.власти
7) участвовать в выборах и референдумах.
ОО могут быть ликвидированы:
· добровольно – решением съезда (конференции) или общего собрания объединения
· в судебном порядке – в случаях предусм.законом.
По территориальному охвату ОО могут быть:
· общероссийскими, ● межрегиональными, ● региональными, ● местными
Местные ОО осуществляют свою деят-ть в пределах терр-ии органа МСУ,
Региональные – в пределах одного субъекта РФ
Межрегиональные в менее чем половине субъектов Федерации
Общероссийские имеют свои струкртурные подразделения (организации, отделения, филиалы, представительства) более чем в половине субъектов РФ.
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
• общественная организация;
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты щ и х интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения.
Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
• общественное движение;
Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно-полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
• общественный фонд;
Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой.Не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.
Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.
Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и других) могут регулироваться соответствующим законом о фондах.
• общественное учреждение;
Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.
Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).
В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).
• орган общественной самодеятельности;
Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целями которого является совместноерешение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.
• политическая партия
Основные цели политической партии – участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы гос.власти и органы МСУ и деятельности этих органов.
Все общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах -общедоступной.
Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физическихлиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединении может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений.
Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе общественного объединения, - на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях - решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационной комиссией в печати. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного объединения, ликвидированного в порядке и по основаниям, предусмотренным ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", обращается в собственность РФ.