Великий вход
В отличие от малого входа с Евангелием вход с Честными Дарами называется великим. Так он называется по величию воспоминаемого в это время события и по важности цели, для которой совершается: Честные Дары переносятся на престол для совершения Святого Таинства Причащения и принесения их в Жертву Богу и изображают Самого Господа Иисуса Христа, шествующего на вольные страдания и смерть за грехи людей; поэтому при соборном служении литургии выносятся еще крест, копие и лжица, напоминающие орудия страданий и смерти Спасителя.
Молитвенное поминовение членов Церкви, бываемое на великом входе, означает, что Честные Дары будут принесены в Жертву Богу о здравии и спасении всех поминаемых.
Подойдя к жертвеннику, священник и диакон, благоговейно молясь, поклоняются пред ним, и священник заканчивает поминовение имен о здравии и упокоении с выниманием частиц из принесенных просфор.
Затем, взяв кадило, священник кадит Честные Дары, молясь тайно: Боже, очисти мя, грешнаго (трижды). Покадив Честные Дары, он отдает кадило диакону.
Диакон, приняв кадило, произносит: Возми, владыко.
Священник, взяв воздýх, которыми покрыты дискос и потир, возлагает воздýх на левое плечо диакона, говоря при этом: Возмите рýки ваша во Святая и благословите Господа.
Диакон, держа кадило за кольцо одним перстом правой руки (поднятой вверх таким образом, чтобы кадильница опускалась у него сзади правого плеча), становится на правое колено.
Священник, взяв дискос и поцеловав через покровец находящуюся на нем звездицу, передает дискос диакону.
Диакон обеими руками принимает дискос, целует его сбоку, поднимает на уровень чела и отходит на солею северными дверьми.
Священник, поцеловав потир, также через покровец, берет его и идет за диаконом (если священник служит без диакона, то на великом входе он несет потир в правой руке, а дискос – в левой, возложив себе на левое плечо воздýх).
Диакону предшествует свещеносец со свечой и становится за амвоном. Выйдя на солею, священнослужители останавливаются против царских врат лицом к молящимся, которые, воздавая честь Честным Дарам, в это время наклоняют главы.
Диакон: Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя рек епархиального архиерея) митрополита (или: архиепископа, или: епископа) (титул епархиального архиерея), да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков.
После этого диакон входит чрез царские врата в алтарь и, становясь с правой стороны престола, опускается на одно колено, держа дискос при челе.
Священник: Всех вас, православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
И поет вторую часть Херувимской песни:
Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми.[5] Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
1. «Иже Херувимы...» по-русски: Мы (молящиеся), таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице Трисвятую песнь (то есть: Аллилуиа – трижды), оставим ныне все житейские заботы, чтобы принять (в Причащении) Царя всех (Господа Иисуса Христа, шествующего под образом Честных Даров), невидимо сопровождаемого с торжеством ангельскими чинами.
2. В Великий четверг на литургии св. Василия Великого вместо Херувимской песни поется: Вéчери Твоея Тáйныя днесь, Сыне Божий, причáстника мя приими: не бо врагóм Твоим тáйну повем, ни лoбзáния Ти дам, яко Иýда, но, яко разбóйник, исповéдую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
3. В Великую субботу на литургии св. Василия Великого вместо Херувимской песни поется: Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтóже земное в себе да помышляет, Царь бо царствующих и Господь господствующих приходи заклáтися и дáтися в снедь верным. Предходят же Сему лицы áнгельстии, со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывáюще и вопиюще песнь: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
После перенесения Даров с жертвенника на престол Церковь воспоминает погребение Христа Спасителя.
По возгласе на солее священник входит в алтарь, и диакон говорит ему: Да помянет Господь Бог священство твое во Царствии Своем.
Священник отвечает: Да помянет Господь Бог священнодиаконство твое во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков. (Эти поминовения должны произноситься тихо «елико тóчию друг другу слышати», а не громогласно и не всеми присутствующими в алтаре и на клиросах, как теперь часто принято. Такое громогласие особенно неуместно в Великую субботу.)
Произнося эти слова, священник поставляет потир на престоле, на развернутом антиминсе, в правой стороне его. Затем, беря от диакона дискос, поставляет его на антиминсе, в левой его стороне, и читает тропари:
Благообразный Иосиф, с дрéва снем пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями (благоухáньми), во гробе нóве, покрыв, положи.
Во гробе плóтски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный.
Яко Живоносец, яко рая краснéйший, воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения.
После передачи дискоса священнику диакон подходит к царским вратам, кадит свещеносца, закрывает царские врата и завесу их, и становится с правой стороны престола.
По прочтении тропарей священник снимает покровцы с дискоса и потира и полагает их по обеим сторонам престола.
Если священник служит без диакона, то, поставив потир и дискос на престоле, он обращается к западу, подходит к царским вратам, благословляет свещеносца, закрывает царские врата и завесу, снимает покровцы с дискоса и потира и полагает их по сторонам престола, читая: «Благообразный Иосиф...», «Во гробе плотски...», «Яко Живоносец...».
Далее священник берет с плеча диакона (или со своего плеча) воздýх, обвивает им кадильницу (которую держит диакон или прислужник), покрывает воздýхом дискос и потир и произносит: «Благообразный Иосиф...».
Затем священник трижды кадит Честные Дары, говоря: Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона и да созиждутся стéны Иерусалимския: тогда благоволиши жертву правды, возношения и всесожегáемая, тогда возложáт на алтарь Твой тельцы.
Честные Дары, по внесении их в алтарь, поставляются на престоле на раскрытом антиминсе, как бы на гробе Христа Спасителя. В тропарях «Благообразный Иосиф...», «Во гробе плотски...», «Яко Живоносец...» воспоминаются снятие Господа со Креста, Его погребение, а также сошествие во ад. Каждение, которое в это время совершает священник, бывает в воспоминание тех благоуханий, с которыми было положено Тело Спасителя во гроб. Закрытие царских врат знаменует сошествие Иисуса Христа во ад, а закрытые завесы – стражу, поставленную у двери Гроба Господня. Воздýх, которым покрываются Святые Дары, изображает камень, приваленный к двери Гроба Господня.
Отдавая кадильницу диакону или прислужнику и преклонив главу, священник испрашивает у диакона молитв о себе: Помяни мя, брате и сослужителю.
Диакон, взяв кадильницу, отвечает: Да помянет Господь Бог священство твое во Царствии Своем. Затем диакон отдает кадильницу прислуживающему в алтаре; наклонив главу и держа, как обычно, орарь тремя перстами, он, в свою очередь, испрашивает молитв священника: Помолися о мне, владыко святый.
Молясь друг о друге, они призывают себе в помощь силу и действие Святого Духа.
Священник: Дух Святый нáйдет на тя, и сила Вышняго осенит тя.
Диакон: Тойжде Дух содействует нам вся дни живота нашего. Помяни мя, владыко святый.
Священник, благословляя, говорит ему: Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Диакон произносит: Аминь, целует благословляющую руку священника. Если священник служит без диакона, эти поминовения опускаются.
Так заканчивается великий вход.
Просительная ектения, молитва приношения
После великого входа Церковь начинает приготовлять молящихся к принесению Бескровной Жертвы.
Диакон, выйдя северными дверьми на солею и став на обычном месте, произносит просительную ектению:
Испóлним (восполним) молитву нашу Гóсподеви.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О предложéнных Честных Дарéх Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нýжды Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Во время просительной ектении священник тайно читает молитву приношения, которая по сходству с проскомидийной молитвой называется «Молитвой проскомидии» и разнится от нее лишь тем, что относится к Честным Дарам, окончательно приготовленным для Святой Евхаристии.
На литургии св. Иоанна Златоуста:
Господи Боже Вседержителю, Едине Святе, приéмляй жертву хваления от призывающих Тя всем сердцем! Приими и нас, грешных, моления, и принеси ко Святому Твоему Жертвеннику, и удовли нас приносити Тебе дáры же и жертвы духовныя о наших гресéх и людских невéдениих, и сподоби нас обрести благодать пред Тобою, еже быти Тебе благоприятней жертве нашей и вселитися Духу благодати Твоея Благому в нас, и на предлежащих Дарéх сих, и на всех людех Твоих.
На литургии св. Василия Великого:
Господи Боже наш, создавый нас и введый в жизнь сию, показавый нам пути во спасение, даровавый нам Небесных тайн откровение! Ты бо еси положивый нас в службу сию силою Духа Твоего Святаго.
Благоволи убо, Господи, быти нам служителем (дат. мн. ч.) Новаго Твоего Завета, слугам (дат. мн. ч.) Святых Твоих Таинств: приими нас, приближающихся святому Твоему Жертвеннику, по множеству милости Твоея, да будем достойны приносити Тебе словесную сию и Безкровную Жертву о наших согрешéниих и о людских невéжествиих, юже прием во святый, и пренебéсный, и мысленный Твой Жертвенник в воню благоухания, возниспосли нам благодать Святаго Твоего Духа.
Призри на ны, Боже, и виждь службу сию нашу, и приими ю, якоже приял еси Авелевы дары, Ноевы жертвы, Авраáмова всеплодия, Моисéова и Аарóнова священства, Самуилова мирная. Якоже приял еси от святых Твоих апостол истинную сию службу, сице и от рук нас, грешных, приими Дáры сия по благости Твоей, Господи, яко да, сподóбльшеся служити без порока святому Твоему Жертвеннику, обрящем мзду верных и мудрых строителей в день страшный воздаяния Твоего праведнаго.
Диакон продолжает ектению: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, твоею благодатию.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим.
Хор: Подай, Господи.
Диакон: Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим.
Хор: Подай, Господи.
Диакон: Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим.
Хор: Подай, Господи.
Диакон: Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим.
Хор: Подай, Господи.
Диакон: Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим.
Хор: Подай, Господи.
Диакон: Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем судищи Христове просим.
Хор: Подай, Господи.
Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Хор: Тебе, Господи.
Священник, заканчивая молитву приношения, возглашает:
Щедрóтами Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
В просительной ектении есть прошение, прибавляемое только в этой части литургии: «О предложéнных Честных Дарéх Господу помолимся», то есть, чтобы Господь милостиво их принял от нас и освятил силою Святаго Духа. В тайной молитве приношения, читаемой в это же время, священник просит, чтобы Господь удостоил его принести Честные Дары в жертву духовную и ниспослал на них и на всех верующих благодать Святаго Духа, в силу Своих щедрот и милосердия.
Далее верующие приготовляются к святому возношению – внушением мира и любви и исповеданием православной веры.
Священник, обратившись лицом к западу и благословляя молящихся, из алтаря возглашает: Мир всем.
Хор: И духови твоему.
Мир душевный должен выражаться во взаимной любви; к ней и призываются затем молящиеся приглашением диакона единодушно выразить свою веру.
Диакон: Возлюбим друг друга, да единомыслием исповéмы (то есть единодушно выразим, исповедуем свою веру).
Хор, доканчивая слова диакона, поет:
Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную.
В это время священник читает тайно: Возлюблю Тя, Господи, Крéпосте моя, Господь – Утверждение мое и Прибежище мое (трижды), трижды поклоняясь пред престолом, и целует дискос и потир (сверх покрова), а также край престола пред собой.[6]
1. В Древней Церкви после указанных возгласов христиане в знак мира, любви и единомыслия лобызали друг друга (женщины – женщин, мужчины – мужчин). Этот обычай лобзания друг друга сохранился в настоящее время среди священнослужителей. Называется это лобзанием мира. Если служáщих священников несколько, они все целуют дискос и потир, и престол, и друг друга в плечо. Старший священник говорит: «Христос посредé нас». Младший отвечает: «И есть, и будет».
2. Так же и диаконы, если их служит несколько, целуют каждый свой орарь на месте изображения на нем креста и друг друга в плечо, произнося то же, чтó и священники. (В практике диаконы совершают лобзание перед причащением Святых Тайн.)
3. Со дня Святой Пасхи по ее отдание старший (священник или диакон) произносит: «Христос воскресе», а младший отвечает: «Воистину воскресе».
Символ веры
Вслед за кратким исповеданием Святой Троицы – «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповéмы Отца, и Сына, и Святаго Духа...», следует подробное исповедание православной веры – в пении Символа веры.
Диакон, стоящий на амвоне, делает крестное знамение, поклоняется, целует крест на ораре и возглашает:
Двери, двери, премудростию вóнмем! (более точный перевод с греческого: «премудрости вонмем»).
В это время в ознаменование Воскресения Христова открывается завеса царских врат (она остается открытой до возглашения «Святая святым»). Священник отнимает воздýх от Святых Даров, напоминая этим священнодействием о камне, отваленном от дверей Гроба Господня. Кроме того, открытие завесы царских врат и отнятие воздýха с Честных Даров совершаются в знак того, что вера открывает нам тайны Божественной Премудрости.
В Древней Церкви слова диакона «Двери, двери...» относились к привратникам-стражам у церковных дверей храма, чтобы они тщательно наблюдали за входом в храм и не допускали с того времени кого-либо из оглашенных, или кающихся, лиц, которые не имели права присутствовать при совершении Таинства Святого Причащения. При утрате практического значения этого возгласа Церковь словами «Двери, двери...» приглашает верующих блюсти двери своего ума и сердца от сторонних помыслов и попечений. Словами «премудростию вонмем», предшествующими пению Символа веры, указывается на сокрытую в нем Божественную премудрость и на то, чтобы молящиеся внимательно и с благоговением слушали Символ веры.
По возгласе диакона хор поет (по благословению Святейшего Патриарха Алексия вошло в обыкновение и общее пение народом):
Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь.
Пением Символа веры молящиеся в храме свидетельствуют пред Богом и Церковью, что они являются верными, которым дозволено присутствовать при совершении великого Таинства и приступить к причащению Святых Таин.
Во время пения Символа веры священник сам читает его, подъемля и колебля воздýх над Честными Дарами. Это священнодействие совершается в знак веяния над ними и приблизившегося наития Святаго Духа, подобно тому, как и сошествию Святаго Духа на апостолов предшествовало дыхание ветра. Кроме того, поднятие и колебание воздýха напоминает о землетрясении при открытии Гроба Господня и о бегстве стражи от Гроба – событиях, бывших в то время, когда Господь Иисус Христос благоволил явить Свое Воскресение.
Если служат несколько священников, то они все держат воздýх за края и производят им колебательные движения, читая про себя Символ веры.
По прочтении Символа веры предстоятель целует воздýх и отлагает его в верхнюю левую часть престола.
После исповедания веры молящиеся несколькими возгласами совершенно приготовляются к достойному молитвенному участию в принесении Бескровной Жертвы.
Диакон: Станем дóбре, станем со страхом, вóнмем, святое возношение в мире приносити.
«Станем добре», то есть будем стоять с благоговением, со страхом Божиим, будем внимательны, чтобы в душевном мире принести Богу Жертву (Честные Дары), помня, что эта Жертва приносится Богу не только за нас, но и от нас, что мы присутствуем при этом не как сторонние зрители или слушатели, а как соучастники Божественной службы.
Хор, выражая от лица молящихся готовность к участию в святом возношении, поет:
«Милость мира, жертву хваления», то есть будем возносить Святую Жертву, которая есть великая милость Божия (дар Божий), дарованная нам вследствие мира (примирения) нашего с Богом чрез Иисуса Христа и состоящая из благодарного прославления, хваления Бога, то есть Жертва Бескровная – Святая Евхаристия.
Диакон, поклонившись, в это время входит в алтарь южными дверьми и молится вместе с священником.
Священник, обращаясь лицом к молящимся и благословляя их, преподает им апостольское приветствие (благожелание), как изъявившим свою готовность участвовать в святом возношении, и призывает на них спасительные дары Святой Троицы:
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы΄ Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами.
Хор: И со духом твоим.
Словами «И со духом твоим» верующие молитвенно выражают пожелание предстоятелю взаимно тех же благ.
Священник: Горé имéим сердцá.
Хор: Имамы ко Господу.
Этот возглас священника «Горé имéим сердцá» (то есть отрешимся от всего земного и устремимся к горнему, небесному) произносится для достойного приготовления верующих к участию в Евхаристии. Молящиеся словами «Имамы ко Господу» отвечают, что они имеют ум и сердца устремленными к Богу.